Двуполярный рынок?

Две выставки, два мира,..  два рынка?Размежевание во времени двух крупнейших швейцарских выставок может иметь для рынка самые серьезные последствия. На первый взгляд, все вполне логично. Но если посмотреть на общую картину, складывающуюся на рынке, то перспектива вырисовывается не очень веселая.

 

Две выставки, два мира,..  два рынка?В начале осени было объявлено, что, начиная с 2009 года женевский SIHH "оторвется во времени" от выставки в Базеле и будет проходить на два месяца раньше нее. Организаторы выставки подают это как чисто техническое событие, связанное с возможностями женевского PalExpo: популярность Салона Высокого Часового Искусства растет, все большее число компаний хотят участвовать в нем, но график проводимых в апреле мероприятий не позволяет увеличить площадь выставки и расширить круг участников. Выход был найден в переносе сроков ее проведения, и с 2009 года SIHH будет проходить не весной, а в январе.

На первый взгляд, все объяснения вполне логичны. Но если посмотреть на общую картину, складывающуюся на рынке, то перспектива вырисовывается не очень веселая. В последние годы выставки в Базеле и Женеве проходят почти одновременно: они открываются со сдвигом примерно в 4-6 дней. Это очень удобно журналистам и розничным торговцам.

Мы на 5-6 дней приезжаем в Базель, затем еще 3-4 дня проводим в Женеве. За неделю с небольшим удается встретиться с большинством интересующих нас компаний, пообщаться и посмотреть новинки. Такое расписание экономит время и деньги. Две отдельные выставки потребуют в два раза больших расходов времени и средств на перелет, гостиницу и т.п. Поэтому кажется, что такое решение неудобно, прежде всего, посетителям этих шоу.

Однако на деле, как обычно, все иначе. Разделение выставок неудобно, прежде всего, их участникам, причем, рискну предположить, больше пострадают именно те компании, которые имеют стенды в Базеле. Так, Петер Стас, владелец Frederique Constant уже сказал, что в этой ситуации в дополнение к традиционному стенду в Базеле его компания будет проводить презентацию в Женеве во время SIHH. Это тем более удобно, что и офис, и фабрика Frederique Constant расположены в Женеве в пяти минутах от PalExpo. При этом вопрос, где именно будут показаны новинки, решается однозначно в пользу Женевы.

Рискну предположить, что через год-два аналогичную тактику выберут и два из трех "якорных арендатора" Baselworld: Patek Philippe и Rolex. Сомнительно, что они придут в гости к своему ближайшему конкуренту – Richemont, - под явным или неявным патронажем которого проходит SIHH. Обе компании расположены в Женеве и сами являются достаточным магнитом, чтобы на их презентации слетелся, только позови, весь часовой мир.

По слухам, участие в Baselworld обходится Patek’у в $5 млн. ежегодно. На эти деньги можно построить не только стенд на выставке, но и вполне приличный домик для приема гостей. Причем затраты будут разовыми, а не ежегодными. За ними могут последовать и другие. Многие компании уже давно проводят собственные приватные презентации в Женеве или Базеле, не участвуя в официальных шоу: Fossil, Nina Ricci, De Bethune, Dubey & Schaldenbrand, K.Mozer, F.P.Journe. Среди "отступников" есть как фирмы, банально экономящие свои скромные бюджеты, так и весьма мощные с финансовой и креативной точек зрения. Вершина среди них - Franck Muller, которая уже несколько лет проводит собственную презентацию, собирающую несколько тысяч гостей.

От участия в Baselworld в последние годы отказались почти все брэнды Вандомской площади. Разделение выставок во времени наверняка станет катализатором процесса, и можно предположить, что значительное число компаний предпочтет арендовать комнаты и холлы женевских гостиниц дорогостоящим стендам Базеля. С каждой ушедшей фирмой интерес к выставке со стороны посетителей и, соответственно, экспонентов, будет слабеть. И вполне возможно, что через несколько лет там останется третий "якорный арендатор", Swatch Group, плюс небольшое количество фирм средней руки.

Концерн Хайека вряд ли куда тронется из Базеля. В родном городе, Билле, нет достаточной инфраструктуры для приема большого числа гостей. Перенести экспозицию в Женеву, пусть даже в самое выгодное место, – значит признать поражение от Richemont. В результате мы получим "двуполярную" систему, в которой будет выставка Swatch Group и выставка Richemont. Вместе с выставками два крупнейших концерна окончательно поделят рынок между собой.

Отказ от участия в выставках действительно позволяет небольшим маркам чувствовать себя независимыми и экономить деньги. Однако это справедливо лишь до поры до времени. В отличие от выставки, частная презентация не позволяет найти новых клиентов. Да и кто-то из существующих может банально не успеть доехать до арендованного отеля. Так компании будут постепенно терять клиентов. Это не страшно, пока на рынке, особенно в сегменте лакшери, наблюдается настоящий бум. Но ведь чудес не бывает, и рано или поздно он кончится. И тогда в выигрыше окажутся те, кто все же остался на выставке, и никакая экономия не перекроет потери от сужения дистрибьюторской сети. А значит, в выигрыше окажутся все те же крупнейшие концерны.

Не преувеличиваю ли я? Возможно. Но если посмотреть на стратегии концернов и вектор изменений на рынке в целом, то такое развитие событий перестает казаться утопией. Richemont, который собрал целую обойму старых традиционных часовых марок, остро нуждается в отстройке от появляющихся, как грибы после дождя, новомодных брэндов. На это нацелена выставка с "правильным" подбором участников и Фонд Высокого Часового Искусства (FHH), занимающийся вроде бы пропагандой часового искусства, а на деле – призванный обеспечить "старикам" преимущество на рынке.

В то же время Swatch Group делает ставку на свою производственную мощь. Выпускаемые входящей в эту группу ЕТА механизмы составляют основу швейцарских механических часов. Уже сегодня ЕТА ограничивает поставки сторонним фирмам, причем делает это выборочно. Никто не спорит: любая фирма вправе самостоятельно решать, у кого что покупать и кому что продавать, и Хайек абсолютно прав, когда говорит, что остальные на протяжении десятилетий просто не хотели инвестировать в производство. Однако выборочное ограничение поставок расчищает маркам Swatch Group поле для конкуренции и окончательно превращает и без того крупнейший концерн в центр часовой вселенной.

Прекращение отгрузки механизмов, намеченное на 2010 год (заметьте – выставки разделятся в 2009-м), поставит вопрос о существовании очень многих независимых и вроде бы успешных ныне брэндов. Вот мы и получаем замечательный рынок, на котором один крупнейший игрок будет определять, какие часы являются хорошими, а другой – какие часы вообще будут существовать.

Автор: При перепечатке активная ссылка на источник обязательна
При перепечатке активная ссылка обязательна