Белая Русь, Белоруссия, Беларусь… Интересно, задумались мы, с чем ассоциируется у людей это слово? Выяснилось, что для одних - это место «слева от нас», где стоит героическая Брестская крепость, а в Беловежской пуще собираются стаями зубры и политики, для других - название колесных тракторов и самосвалов-гигантов, для третьих - родина «Песняров» и недорогого трикотажа. О часах вспомнили лишь некоторые. В чем же дело? Неужели слава марки «Луч», известной и популярной в прежние годы, угасла? Мы решили поехать в Минск выяснить все на месте.
Для задерганного москвича столица Беларуси похожа на Москву во время Олимпиады-80. Всего в меру - людей на улицах, автомашин, рекламы, фонарей, пунктов обмена валюты, шума и суеты. Широта проспектов и отсутствие старых зданий - следствие войны, после которой город был полностью отстроен заново. Даже завод здесь - самый новый из всех советских часовых предприятий.
Как известно, в СССР были план, интеграция и специализация. На каждом заводе знали, какие от них должны пойти детали и оборудование на другие заводы. Минский часовой строили для производства кварцевых часов по замкнутому циклу: от проектирования до выпуска продукции. На это государство выделяло огромные средства, рассчитывая на мощность до 60 миллионов часов в год. И завод был оснащен сотнями швейцарских автоматических обрабатывающих центров «Буматек», станков Tornos и Wahli, которые по сей день служат исправно и безотказно. Швейцарцы даже предлагали выкупить эти устаревшие, с точки зрения неспециалистов, станки: их ценность - в «устоявшемся» металле станин и узлов. Такое оборудование приобретает способность долго сохранять точность обработки, которая в часовом деле имеет первостепенное значение.
…Но времена изменились, собственное производство, особенно крупное, стало нерентабельным, и у завода, способного выпускать ежегодно 28 миллионов часовых микросхем, появились трудности. Правда, в этом он мало отличается от своих российских коллег.
«Мы не были готовы к либерализации цен. Но здесь, у нас, есть база для будущего, хотя нам сегодня не хватает оборотных средств, чтобы провести ее модернизацию. Если найдутся государственные или спонсорские средства, мы буквально «завалим» отличными часами не только Россию, - сказал президент ОАО «Минский часовой завод» Владимир Абрамчик. - Некоторые доброхоты советуют нам распродать оборудование для выпуска микроэлектроники. Мы никогда не сделаем такой ошибки, поскольку это обречет завод на безнадежное отставание в области современных технологий. А он достоин лучшей участи».
Рассказывая о сложностях и задачах, президент скромно умолчал о собственных заслугах в отношении защиты прав потребителя. Благодаря его усилиям, с апреля этого года вся импортная часовая продукция в республике подвергается обязательной сертификации.
Социальные коллизии привели к утрате связей научных институтов с практиками. Поэтому минским конструкторам приходится тяжеловато в вопросах технического уровня продукции, ее надежности. Но, по словам начальника отдела качества, на заводе проводится стопроцентный контроль продукции в течение 24 дней после выхода ее из последнего цеха. Претензии же к качеству «Луча», появившиеся в последнее время, на заводе считают результатом ошибок некоторых дилеров. Пользуясь трудностями завода в вопросах закупок сырья, оптовикам удавалось, «выкручивая руки», добиваться резкого снижения закупочных цен. А к тому, что дешево досталось, и отношение соответствующее: вот и валялись в Лужниках мешки, полные «Лучами», на земле да в сугробах. Какое уж тут качество!
Проведя анализ сложившейся ситуации, руководство завода приняло решение, в первую очередь, серьезно заняться рекламой продукции, формированием дилерской сети (в частности, региональной), организацией торговых домов и представительств, контролем цен. Будут приняты определенные экономические меры в целях перевода дилеров от «дикого» рынка к цивилизованному, чтобы им стало выгодней, распределяя между собой территории и отказываясь от демпинга, вкладывать деньги в создание магазинов.
…И мы вернулись в Москву уверенными - «Лучу» сиять!
Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес " №3-2001
Автор: При перепечатке активная ссылка на источник обязательна
При перепечатке активная ссылка обязательна
Теги: стратегии компаний Луч 1-2006