24 января 2012 года, выступая с ежегодным посланием Конгрессу, Президент США Барак Обама призвал корпорации вернуть производство на территорию Соединенных Штатов. Аналогичные процессы идут и в Европе. Часовая отрасль в этой ситуации неожиданно оказалось впереди головных машин автопробега – в Швейцарии собственное производство часов сберегли и даже превратили типовую маркировку swiss made в мировой бренд.
24 января 2012 года, выступая с ежегодным посланием Конгрессу, Президент США Барак Обама призвал корпорации вернуть производство на территорию Соединенных Штатов. И это не просто предвыборный ход, процесс уже идет. Азиатское экономическое чудо, в первую очередь связанное с дешевизной рабочей силы, начинает себя исчерпывать – зарплаты растут даже в Китае, при этом квалификация местного персонала улучшается гораздо медленнее. Компания MasterLock, объясняя свое решение увеличить производственные мощности в США, указала, что рабочая сила в Китае обходится в 6 раз дешевле, но производительность труда на американских предприятиях выше в 30 раз. Крупнейшие автозаводы Америки уже объявили, что возвращают третью смену и переходят на 24-часовой рабочий день. Государство поможет – компаниям, которые создают новые рабочие места в США, обещаны налоговые льготы и прямые инвестиции, более того, американское правительство собирается модернизировать 35 тысяч школ, курсов переподготовки и повышения квалификации рабочих.
Аналогичные процессы в Европе идут медленнее, поскольку сказываются финансовые трудности, но все-таки идет. О возвращении части заводов в Голландию объявила Philips, причем в планах компании производить на родине все электробритвы, которые будут продаваться на европейском рынке. В Германии об увеличении объемов производства заявил Opel – туда из Южной Кореи планируется перевести выпуск части моделей Chevrolet. Кстати, практичные немцы о собственного производства и раньше не отказывались. Наконец, даже в Великобритании крупные компании уровня British Telecom отказываются от аутсорсинга, которым много лет гордились – колл-центры для клиентов, которые было модно переносить в Индию, снова организуют в Британии.
Часовая отрасль в этой ситуации неожиданно оказалось впереди головных машин автопробега – в Швейцарии собственное производство часов сберегли и даже превратили типовую маркировку swiss made в мировой бренд. Британский The Economist несколько лет назад грустно пошутил, что все, что не сделало в Швейцарии, сделано в Китае. Однако если идея поддержки производства в развитых странах начнет, как учили классики марксизма, овладевать массами, сюрпризы могут ждать и здесь. Ужесточение правил получения заветной маркировки swiss made пока что сдерживалось осознанием простого факта, что собственных мощностей альпийской страны может и не хватить для удовлетворения потребностей отрасли – как бы вместо защиты отечественного швейцарского производителя не случилось его истребление. Об этом с ужасом говорят независимые часовые компании.
Но это верно в случае инертности государственных властей, которым действительно до сих пор было не до промышленности, они увлеченно играли в финансовую рулетку. Если же бюджет возьмется финансировать строительство новых фабрик по выпуску часовых деталей, о чем пока только мечтают независимые производители, картина отраслевого мира изменится. Сейчас ужесточение правил маркировки лоббируют большие группы, поскольку только у них на сегодняшний день есть возможность соответствовать нормам. Новые производства дадут шанс соответствовать и независимым игрокам, значит, они смогут сохраниться. Получается, что и процесс передела часового рынка, влияние которого уже начали чувствовать на себе ритейлеры, отложится. Вопрос только во времени: успеют ли возможные будущие фабрики заработать в течение того переходного периода, который будет отведен на приведение производства часов в соответствие с нормами «80% швейцарской стоимости»? Ответ, кажется, очевиден: если новые мощности будут вводиться в строй собственными силами независимых часовщиков, то могут не успеть. Если же процесс поддержит государство, успеют обязательно.
А что же китайские производители? Их производственные мощности уже введены в строй и работают исправно. Говорить вслух о китайских деталях в условно дорогих моделях не очень принято, но факт участия азиатских тружеников в создании часов с маркировкой swiss made имеет место быть. Если же нормы ужесточатся, а домашнее производство заработает, услуги мастеров Поднебесной швейцарцам станут не нужны. Тем более, что стоимость китайского производства растет, это уже учли автопризводители, заметят и часовщики. Догадаться, куда в такой ситуации отправятся произведенные в Азии детали, корпуса и механизмы, легко – никуда они в массе своей не отправятся, останутся дома, где из них соберут часы доступной ценовой категории. Вот и «принимай, деревня, трактор» - китайские часы придут на все рынки, которые не смогут от них отбиться. Практика показывает, что наш рынок «закрыться», скорее всего, не сможет, не зря же только что в ВТО вступили. Впрочем, бояться китайцев непродуктивно, они все равно добьются своего – гораздо логичнее рассматривать грядущий приход china made как новую возможность, которую надо придумать, как использовать. Это касается и производственных мощностей, и самих «китайонов».
В заключение, конечно, хотелось бы написать что-то и о российском производстве в русле общих тенденций развитых стран. Однако наше правительство пока что поводов для оптимистичных прогнозов не дает. В основном разговор об отечественном производстве упирается в фразу из репертуара Аркадия Райкина: «нам некем, нам нечем, нам не на чем!». Но современный мир меняется быстрее, чем хотелось бы, так что кто знает – вдруг еще нынешнее поколение вновь увидит часы российского производства?
Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна
Теги: Производство