24 января 2012 года, выступая с ежегодным посланием Конгрессу, Президент США Барак Обама призвал корпорации вернуть производство на территорию Соединенных Штатов. Аналогичные процессы идут и в Европе. Часовая отрасль в этой ситуации неожиданно оказалось впереди головных машин автопробега – в Швейцарии собственное производство часов сберегли и даже превратили типовую маркировку swiss made в мировой бренд. 
 
  
  		
  24 января 2012 года, выступая с ежегодным посланием Конгрессу, Президент  США Барак Обама призвал корпорации вернуть производство на территорию  Соединенных Штатов. И это не просто предвыборный ход, процесс уже идет.  Азиатское экономическое чудо, в первую очередь связанное с дешевизной  рабочей силы, начинает себя исчерпывать – зарплаты растут даже в Китае,  при этом квалификация местного персонала улучшается гораздо медленнее.  Компания MasterLock, объясняя свое решение увеличить производственные  мощности в США, указала, что рабочая сила в Китае обходится в 6 раз  дешевле, но производительность труда на американских предприятиях выше в  30 раз. Крупнейшие автозаводы Америки уже объявили, что возвращают  третью смену и переходят на 24-часовой рабочий день. Государство поможет  – компаниям, которые создают новые рабочие места в США, обещаны  налоговые льготы и прямые инвестиции, более того, американское  правительство собирается модернизировать 35 тысяч школ, курсов  переподготовки и повышения квалификации рабочих. 
Аналогичные процессы в Европе идут медленнее, поскольку сказываются  финансовые трудности, но все-таки идет. О возвращении части заводов в  Голландию объявила Philips, причем в планах компании производить на  родине все электробритвы, которые будут продаваться на европейском  рынке. В Германии об увеличении объемов производства заявил Opel – туда  из Южной Кореи планируется перевести выпуск части моделей Chevrolet.  Кстати, практичные немцы о собственного производства и раньше не  отказывались. Наконец, даже в Великобритании крупные компании уровня  British Telecom отказываются от аутсорсинга, которым много лет гордились  – колл-центры для клиентов, которые было модно переносить в Индию,  снова организуют в Британии.
Часовая отрасль в этой ситуации неожиданно оказалось впереди головных  машин автопробега – в Швейцарии собственное производство часов сберегли и  даже превратили типовую маркировку swiss made в мировой бренд.  Британский The Economist несколько лет назад грустно пошутил, что все,  что не сделало в Швейцарии, сделано в Китае. Однако если идея поддержки  производства в развитых странах начнет, как учили классики марксизма,  овладевать массами, сюрпризы могут ждать и здесь. Ужесточение правил  получения заветной маркировки swiss made пока что сдерживалось  осознанием простого факта, что собственных мощностей альпийской страны  может и не хватить для удовлетворения потребностей отрасли – как бы  вместо защиты отечественного швейцарского производителя не случилось его  истребление. Об этом с ужасом говорят независимые часовые компании.
Но это верно в случае инертности государственных властей, которым  действительно до сих пор было не до промышленности, они увлеченно играли  в финансовую рулетку. Если же бюджет возьмется финансировать  строительство новых фабрик по выпуску часовых деталей, о чем пока только  мечтают независимые производители, картина отраслевого мира изменится.  Сейчас ужесточение правил маркировки лоббируют большие группы, поскольку  только у них на сегодняшний день есть возможность соответствовать  нормам. Новые производства дадут шанс соответствовать и независимым  игрокам, значит, они смогут сохраниться. Получается, что и процесс  передела часового рынка, влияние которого уже начали чувствовать на себе  ритейлеры, отложится. Вопрос только во времени: успеют ли возможные  будущие фабрики заработать в течение того переходного периода, который  будет отведен на приведение производства часов в соответствие с нормами  «80% швейцарской стоимости»? Ответ, кажется, очевиден: если новые  мощности будут вводиться в строй собственными силами независимых  часовщиков, то могут не успеть. Если же процесс поддержит государство,  успеют обязательно.
А что же китайские производители? Их производственные мощности уже  введены в строй и работают исправно. Говорить вслух о китайских деталях в  условно дорогих моделях не очень принято, но факт участия азиатских  тружеников в создании часов с маркировкой swiss made имеет место быть.  Если же нормы ужесточатся, а домашнее производство заработает, услуги  мастеров Поднебесной швейцарцам станут не нужны. Тем более, что  стоимость китайского производства растет, это уже учли автопризводители,  заметят и часовщики. Догадаться, куда в такой ситуации отправятся  произведенные в Азии детали, корпуса и механизмы, легко – никуда они в  массе своей не отправятся, останутся дома, где из них соберут часы  доступной ценовой категории. Вот и «принимай, деревня, трактор» -  китайские часы придут на все рынки, которые не смогут от них отбиться.  Практика показывает, что наш рынок «закрыться», скорее всего, не сможет,  не зря же только что в ВТО вступили. Впрочем, бояться китайцев  непродуктивно, они все равно добьются своего – гораздо логичнее  рассматривать грядущий приход china made как новую возможность, которую  надо придумать, как использовать. Это касается и производственных  мощностей, и самих «китайонов». 
В заключение, конечно, хотелось бы написать что-то и о российском  производстве в русле общих тенденций развитых стран. Однако наше  правительство пока что поводов для оптимистичных прогнозов не дает. В  основном разговор об отечественном производстве упирается в фразу из  репертуара Аркадия Райкина: «нам некем, нам нечем, нам не на чем!». Но  современный мир меняется быстрее, чем хотелось бы, так что кто знает –  вдруг еще нынешнее поколение вновь увидит часы российского производства?
  
  
    Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
    При перепечатке активная ссылка обязательна
  
  
   
  
  
Теги: Производство