Дни согласия на Красной Пресне
<p><span style="color: #808080"><span style="font-family: Verdana">Московский часовой салон-2002</span></span></p> Статья про прошлогодний Московский часовой салон вышла под заголовком «Зеркало рынка». Действительно, отраслевые выставки как нельзя лучше отражают ситуацию на том или ином рынке. Итак, что отразилось в зеркале на этот раз, каковы тенденции-2002? Что изменилось на часовом рынке за прошедший год?
Статья про прошлогодний Московский часовой салон вышла под заголовком «Зеркало рынка». Действительно, отраслевые выставки как нельзя лучше отражают ситуацию на том или ином рынке. Итак, что отразилось в зеркале на этот раз, каковы тенденции-2002? Что изменилось на часовом рынке за прошедший год?
Рынок и шоу
Выставка этого года сильно отличалась от прошлогодней. В 2001 году главным словом на рынке было «конкуренция». Против шумной прошлогодней с множеством старавшихся превзойти друг друга дорогих стендов выставка этого года была намного спокойнее и тише. Меньше было суеты, да и стенды большинство участников построили по принципу «труба пониже — дым пожиже». Что, неужели конкуренция перестала давить на оптовиков-участников выставки, и они уменьшили усилия по продвижению своих товаров? Отнюдь.
Конкуренция стала только сильнее. Доходы населения, а вместе с ними и продажи у большинства компаний продолжают расти. Но рост расходов опережает рост доходов. Растут расходы на зарплату персонала, аренду. Для поддержания продаж хотя бы на текущем уровне приходится увеличивать интенсивность рекламы и расходы на нее. Эффективность рекламных и PR-мероприятий снижается, многие издания, например, уже просто переполнены часовой рекламой. Компании начинают серьезнее относиться к распределению рекламных бюджетов, в том числе — и приходящихся на выставку. И прошлогоднее «участвовать в надежде на рост» сменилось на более приземленное и менее затратное «участвовать, чтоб не забыли». А кто-то решил, что можно обойтись и без этого.
Не было в этом году экспозиции швейцарской часовой ассоциации. Без нее и без марок, представляемых «Авестой» и «Адорой», на выставке показалось несколько скучновато. Во время выставки компания «Авантэйдж» отвезла своих клиентов за рубеж. Если так пойдет дальше, через пару лет на Часовом салоне останутся три категории участников: крупнейшие фирмы, для которых расходы на выставку составляют несущественную часть рекламного бюджета, новички рынка, для которых заявить о своем существовании и необходимо, и экономически оправданно, и те, кто поленился придумать лучшее применение 10-15 тысячам долларов. Во всяком случае, фактически единственными, кто проявил на Часовом салоне этого года активность, были компании, входившие в структуру «Консула»: «Прайм-Тайм», «Бристоль», «Виптайм». Не будет преувеличением сказать, что на них да еще на «Меркури» и держалась выставка.
При сложившемся уже в общих чертах распределении ролей рынок все же меняется. Появляются и растут новые компании. Пусть новичков на выставке было немного, но в этом году большинство из них к своему участию подошли всерьез: красивые стенды, качественная рекламная продукция. А вот «старики», за редким исключением, на салон особенно тратиться не стали.
Происходящие изменения и давление новичков заставляют их забыть о старых распрях, от конкуренции перейти к кооперации. Так, стенд Laros являлся коллективной экспозицией компаний «Стай тэл» и «Время и технологии» (которая помимо этого имела и собственный стенд), аналогично проектом «Мост Лтд» и «Таймер-К» явился стенд марки Gastar, а в кулуарах выставки обсуждался проект объединения усилий компаний «Евротайм» и «МТТ» по продвижению марок Swatch Group. Очень часто в этом году приходилось слышать слова: «Мы не конкуренты, мы партнеры».
Жесткая ценовая конкуренция по наиболее популярным маркам заставляет оптовиков пересматривать товарные портфели. Еще 2-3 года назад большинство компаний по ассортименту были похожи как близнецы. Конечно, Romanson, Casio или Longines никуда не делись и сегодня, но в этом году на каждом стенде можно было увидеть 1-2 эксклюзивные марки. Именно к их продвижению прилагают основные усилия оптовики, и эти марки вызывали наибольший интерес у посетителей — депутатов розничной торговли. Причем рынок становится все более зрелым: растет число марок, относящихся к категории «вторых часов» (Festina, Sector, Roberto Cavalli и т.д.), все активнее они ведут себя на рынке.
Растут запросы покупателей, вместе с ними меняются и потребности розничной торговли. Сегодня магазину нужны не просто поставщики, способные предложить товар, а в первую очередь фирмы, обеспечивающие целый комплекс услуг: от транспортировки до послепродажного обслуживания. Очень четко это прослеживалось по повышенному интересу, проявляемому к стендам компаний, занимающихся сервисом: «Вип тайм» и «Мастер тайм».
Очень интересно было наблюдать, как посетители сновали между стендами компаний, предлагавших товар различных ценовых категорий. Ничего странного в этом нет: большинство владельцев магазинов имеет несколько торговых точек с различным ассортиментом. Заработав первоначальный капитал на японско-корейских часах, они открывают салоны с более дорогим товаром. Возможно, недалек день, когда созданный вокруг маркировки Swiss Made барьер будет разрушен.
В этом году одной из наиболее заметных тенденций на часовом рынке стал стремительный рост розничных сетей. Фактически каждая оптовая компания сегодня имеет несколько собственных магазинов. Эта тенденция проявилась и на Часовом салоне. Впервые на выставке появился стенд, принадлежащий не производителю или оптовой компании, а сети часовых магазинов — «Московское время».
Происходят изменения и в нашей часовой промышленности. Интерес к отечественным часам не угасает: с первого и по последний день работы выставки около стендов «Полета», «Востока», «Чайки» толпились посетители. Притом что изделий с маркировкой «Сделано в России» на рынке предостаточно, доля действительно российских часов постепенно снижается. Все больше механизмов, корпусов, браслетов и готовых часов закупаются в Азии, а затем продаются у нас как российские. Перед соблазном заработать на перепродаже, не вкладывая денег в производство, не устоял практически ни один завод. В том, что в российских часах используются импортные комплектующие, ничего зазорного нет. Плохо, что при этом наши марки теряют собственное лицо, становятся неотличимы от китайских оригиналов. На мой взгляд, что-то свое, помимо паспорта, в часы вкладывать все же нужно.
Несмотря на усиливающуюся конкуренцию, российский рынок остается очень привлекательным для иностранцев. В выставке участвовало немало фирм, еще только ищущих партнеров у нас в стране — Barthelay, Atlantic, множество корейских компаний.
Место встреч
Меняется рынок, меняется и Часовой салон. Да, привлечь сколько-нибудь значительное количество клиентов одной акцией — даже такой, как выставка — сегодня невозможно, и это поняло большинство компаний. Но как место встреч она незаменима.
Часовой рынок становится все более динамичным, на нем возрастает роль коммуникации и общения. К сожалению, мы, пресса, тоже не всегда справляемся со своей ролью источника информации и средства общения. И пусть выставка сегодня не решает коммерческих задач, но она нужна и важна как средство коммуникации. Часовой салон дает возможность встретиться очень многим людям. Для владельцев магазинов выставка — одно из мест, где они могут пообщаться не только с менеджерами по продажам, но и с руководителями оптовых фирм. Для оптовиков — возможность встретиться друг с другом.
Далеко не во всех даже очень продвинутых странах есть специализированные часовые выставки. И то, что такая есть в России — здорово.
Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес" №6-2002
Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна
Теги: 6-2002