Деньги – рулонами, Apple Watch – вагонами?
Прошедшая неделя дала немало цифр для анализа и информации для раздумий. По традиции, в понедельник мы собрали ключевые новости уходящей недели в одной статье.
Начнем с новости, которая не имеет ни малейшего отношения ни к России, ни к часам: Нацбанк Украины запустил продажи гривны рулонами. Не подумайте плохого, вопреки картинке, ничего общего с туалетной бумагой новость не несет! Просто Нацбанк прекращает печать мелких купюр, меняет их на монеты, а партию неразрезанных купюр ограниченным тиражом предложил коллекционерам. Сколько метров реализовали не сообщают, но говорят, что спрос на деньги был хорошим.
Интерес к деньгам есть и у Tesla. Убыток за год составил почти $1 млрд. Но в Tesla праздник: это в 2 раза лучше, чем год назад! Правда, столь позитивный результат не спас от увольнения очередного финдиректора. Маркетинг и сказки для инвесторов хороши, но в итоге экономика определяется вполне материальными факторами.
Отрицательный результат показала и Apple: доходы за год упали на 5%, продажи главного товара, iPhone - на 15%. Во всем виноваты китайцы –и торговые войны. Но то, что беспокоит часовщиков, - носимые и домашние устройства, - дали прибавку в 33%, достигнув 7,4 млрд долларов. А это – почти треть от всего швейцарского часового экспорта.
Этот самый швейцарский часовой экспорт, кстати, сокращается второй месяц подряд. Результаты декабря оказались на 2,3% ниже 2017-го. Всего за год стоимость отправленных за рубеж часов составила 19,9 млрд франков. До рекорда 2014 года не дотянули ровно миллиард.
При этом у часовщиков наконец-то появился повод для радости: падают продажи не только часов, но и их злейших друзей – смартфонов. В 2018 году рынок смартфонов показал рекордные темпы снижения: - 4,1%, до 1,4 млрд штук. Снижение продолжается пятый квартал подряд, специалисты объясняют его удлинением цикла замены, повышением уровня проникновения смартфонов, политической и экономической неопределённостью.
Если проблемы Apple вызваны общим спросом, то в проблемах Gucci виновата сама компания: итальянские власти обвинили ее в неуплате налогов на 1,4 млрд евро. Вместе со штрафом сумма может достичь 2 миллиарда евро. Впрочем, для мира высокой моды неуплата налогов дело привычное. Вспомним Dolce & Gabbana.
Перейдем к новостям позитивным. Часовое направление LVMH в 2018 году показало рост 8%. В целом выручка группы выросла на 10% до рекордных почти 47 млрд евро.
В 2018-м вырос объем продаж и у Swatch Group, на 6,1% до 8,5 млрд франков. Чистый доход увеличился на 14,8% до 867 млн франков.
Но в официальном релизе Swatch Group интересны не цифры. Концерн впервые открыто заявил о стратегии: ставка будет делаться на внедрение новых стандартов для механических часов. Все механические часы Swatch Group будут обладать антимагнитными свойствами и оснащаться механизмами либо с кремниевой спиралью, либо спиралью из Nivachron. Анонс этого материала, который группа разработала вместе с Audemars Piguet, также прошел на прошлой неделе. В результате бренды Swatch Group получат явное преимущество перед конкурентами, которые не имеют сходных характеристик. Чтобы ни у кого не оставалось иллюзий относительно технического превосходства, в релизе приводится цифра: только за последний год группа оформила 212 патентов.
Стратегию технического превосходства товара как наиболее вероятную для Swatch Group, мы описывали еще года 4 назад, о ней же говорили в апреле на конференции «Мозаика времени». И вот – официальное объявление. Кстати, если кому интересны новости и прогнозы из мира часов, приглашаем на очередное мероприятие: первую в истории конференцию редакторов часовых журналов.
В России картина неоднозначна. На неделе по стране прокатилась волна угроз о «минировании» торговых центров.
«Ромир» сообщил об ухудшении потребительского настроения россиян: индекс оказался на самом низком уровне с 2017 г. Правда, насколько этот показатель показателен для часов, неизвестно. Лучшие значения индекса были с декабря 2017 по апрель 2018 года, когда на часовом рынке праздника не было. А летом он находился в отрицательной зоне, но продажи были.
Минтруд обещает резко увеличить в России количество бедных. Но эту новость я склонен отнести к позитивным. Потому что дело не в доходах: ведомство предложило пересмотреть состав потребительской корзины, из-за чего она может вырасти в цене на 30%. В нее обещают добавить больше мяса, рыбы, творога и яиц.
Читая эту новость, вспомнилась старая загадка, переделанная на новый лад: что подорожало первым – курица или яйцо?
Перенесемся на другой конец шкалы благосостояния. Продажи премиальных авто в России выросли на 1.6%. Лидеры – S-класс, Bentley, Maserati.
Вообще, с люксом у нас все настолько хорошо, что LVMH объявил о запуске в России онлайн-платформы Lyst - поисковой системы для покупки товаров от 12 000 брендов в 830 онлайн-магазинах. На сайте представлена одежда, украшения, аксессуары. В частности – часы, от Adidas и Gucci до Breitling и TAG Heuer.
Очевидные проблемы в экономике не мешают России быть интересной для международного ритейла. Так, для шведской H&M наша страна оказалась лучшей по темпам роста среди крупнейших рынков – выручка прибавила 17% в шведских кронах и 23% в рублях.
Два новых универмага открыла сеть «Стокманн». Еще недавно она собиралась уходить из страны, но, подумав, поменяла стратегию на противоположную.
Да и зачем уходить? Рынок не так и плох. По темпам роста потребления швейцарских часов Россия оказалась на 4-м месте в мире. И перед нами, и сразу после России в списке быстро растущих рынков оказались исключительно ближневосточные монархии. Интересно: дело в нефти?
И, под завязку, специально для часовщиков: начинает проясняться ситуация с базельской выставкой. Судя по всему, на месте стендов Swatch Group будет большая парково-ресторанная зона. В этом есть плюс: теперь обед перестанет быть проблемой. Можно покупать билеты.
Разумеется, на «Аэрофлот», который возвращает бесплатный алкоголь в экономклассе. Как говорится мелочь, но приятно!
До новых новостей на следующей неделе!