Даниэль Жирардэ уже знаком нашим читателям. Но теперь он предстал в нашем журнале в ином качестве: в роли руководителя швейцарской компании ProTime Ltd.
Дениэль, на вашей визитке указано название компании ProTime Ltd., город Хам, Швейцария, а у ваших прежних партнеров – ProTime Rus, Москва. Все повторяется: вы нашли новую швейцарскую компанию и опять открыли дочернее предприятие в Москве?
Нет, не совсем так. ProTime Rus – совместное предприятие, у которого два акционера. Один – швейцарская компания ProTime Ltd, которую я представляю, а второй – российское предприятие, ювелирная компания «Эстет». «Эстет» - наш стратегический партнер. Он имеет очень сильный ювелирный бизнес, обширную дилерскую сеть. Эти факторы, а также финансовая мощь «Эстета» были очень важны для нас при выборе партнера. Мы со своей стороны принесли в проект наше ноу-хау, знание рынка и хорошие отношения со швейцарскими производителями. Ключевыми сотрудниками ProTime Rus стали известные вам Михаил Каспаров, Илона Логуа и Юлия Кошелева. Комбинация наших сильных сторон дает уверенность в том, что проект будет успешным.
Зачем вам нужен партнер в России?
ProTime – молодая компания, она была создана только в мае, и партнер нам нужен, прежде всего, из-за финансов. Бизнес по дистрибьюции часов требует значительных инвестиций. Если вы ограничены в финансах, вам не удастся сформировать нормальный склад, придется договариваться с поставщиками о длительных отсрочках, что всегда ведет к повышению цены, да и марки не будут чувствовать себя уверенно с таким партнером.
Конечно, вы можете обратиться за кредитом в банк, но швейцарские банки не станут участвовать в подобном проекте в России. Да и в любом случае банки охотно дают деньги тогда, когда они вам не нужны, когда вы и без того имеете достаточные финансовые ресурсы. Они охотно кредитуют большой, давно существующий бизнес, а в случае молодой компании попросят такие гарантии и назначат такие условия, что кредит просто перестанет быть вам интересен. Поэтому гораздо лучше найти стратегического партнера, который понимает ваш бизнес, понимает, что у вас происходит, почему и что будет дальше, чем идти в банк. К тому же партнер, помимо денег, может принести еще и свой опыт, какие-то другие свои ресурсы, которые сложно найти вовне.
Для ювелирного дома «Эстет» ProTime не просто финансовый проект, у него есть и другие интересы. Как мощный производитель ювелирных изделий, компания не исключает для себя варианта выхода на часовой рынок, возможно, создания своего бренда. И участие в проекте позволит ему получить доступ на этот рынок, приобрести необходимый опыт. Поэтому мы верим, что нашли ситуацию взаимного выигрыша.
Кто учредители ProTime?
Частные лица. На данном этапе мы не хотели бы раскрывать более подробные сведения.
С какой из компаний будут подписывать контракты производители?
Мы подписываем трехсторонние соглашения: производитель, ProTime Ltd, это нужно для того, чтобы марка имела определенные гарантии, и ProTime Rus, которая непосредственно занимается работой в России.
Схема выглядит довольно сложной. Зачем в ней нужна швейцарская компания?
Со стороны – возможно. Но она была отработана нами в прощлом проекте и очень хорошо себя зарекомендовала. Для российских магазинов она очень проста: у них контракт с ProTime Rus, и больше ничего их не касается. А мы в рамках структуры получаем определенную гибкость.
Швейцарская компания пользуется большим доверием у производителей, чем российская, она дает им определенные гарантии и ощущение безопасности. А здесь, в России, гораздо удобнее быть российской компанией. Комбинация швейцарской и российской компании лучше, чем на 100% швейцарская фирма, ее представительство или на 100% российская компания. Благодаря такой комбинации мы суммируем преимущества.
Вы говорите, что ProTime Ltd дает определенные гарантии бренду. Какие это гарантии, финансовые?
Да, это могут быть и финансовые гарантии. Но гораздо важнее репутационные гарантии. При кажущейся масштабности, часовая индустрия в Швейцарии представляет собой небольшой и тесно связанный мирок. Мы ставим на кон доверие к нам, и если мы со стороны ProTime нарушим свои обязательства, то с нами перестанет сотрудничать не только конкретный производитель, но и весь рынок, это будет последний день моей работы в часовом бизнесе.
Вы объявили о контракте с двумя марками. Почему среди них оказался Frederique Constant и какие еще бренды появятся в вашем портфеле?
Почему мы начали с Frederique Constant? Эта компания видела работу нашей команды, они верят в наш профессионализм и опыт. Разумеется, это только начало, мы будем искать другие марки от среднего до верхнего сегмента. Я не могу сказать сейчас, с кем мы планируем работать, но это будут очень интересные марки.
Причем мы планируем взять несколько новых для России брендов, «спящих красавиц», чьи логотипы вам хорошо известны, но которые пока не получили должного развития в России. У некоторых из них сейчас меняются владельцы и менеджмент, что должно позитивно сказаться на работе.
О каких марках идет речь?
Не могу назвать конкретных имен, так как переговоры еще идут. Есть бренды с яркой индивидуальностью, интересной историей и коллекцией, но в России их позиции слабее, чем по миру в целом. Мы не собираемся раздувать портфель, будем концентрироваться на небольшом наборе из пяти-шести марок, не более. Главный актив нашей компании – опыт. На нашем счету достаточное количество выведенных на рынок марок, некоторые из них занимают в России лидирующие позиции. И этот опыт мы будем использовать при работе с новыми брендами.
Сейчас не лучшее время для введения на рынок новинок…
С одной стороны вы правы, новая марка – это всегда риск. Но с другой стороны, как раз наша команда обладает, наверное, максимальным в России опытом по выведению новых брендов на рынок. За свою трудовую деятельность мы привели на российский рынок не один бренд, причем многие из них сегодня являются лидерами в своих сегментах.
Для вывода новой марки нужны значительные инвестиции в рекламу, маркетинг. Мы это знаем по прошлым проектам. Именно поэтому нам был нужен хороший, сильный в финансовом плане партнер. Какового мы и нашли в лице компании «Эстет».
Рителеры крайне осторожно относятся к новым маркам, крайне неохотно включают их в свой ассортимент.
Неправда. Все на самом деле не так. Новые марки нужны и покупателям, и магазинам. Ритейлерам – потому что им нужны товары с более высокой доходность и потому, что они обеспечивают им независимость. А покупателям – потому что дают новизну и элемент непохожести. Да и магазинам новые марки тоже позволяют быть непохожими на конкурентов, сформировать какое-то свое особое предложение.
Да, еще не кончился кризис. Но без новых марок жизнь все равно невозможна. Часы – это товар люксового рынка, предмет роскоши. А роскошь всегда означает узость круга покупателей. Мы можем нарисовать рынок в виде пирамиды, в которой каждая марка проходит путь сверху вниз. В момент рождения она находится на вершине пирамиды: у нее очень мало покупателей, маленький оборот, она мало кому известна и представляет собой реальную редкость. Постепенно она наращивает объем продаж и приобретает все больше покупателей, опускается вниз. К ней приходит успех, но одновременно она теряет определенный налет эксклюзивности, а с ним - свое место на вершине люксовых товаров. Как капля по сталактиту, она спускается вниз по пирамиде популярности, благодаря чему та разрастается вширь. А на ее вершине появляются новые бренды. Так всегда было, и так всегда будет.
Новые марки необходимы и старым сложившимся брендам, потому что позволяют оттенить их успех. Они нужны покупателям, потому что дают им что-то новое, альтернативу, возможность быть непохожим на соседа. А наша компания и призвана стать такой альтернативой и для покупателей, и для ритейлеров.
Альтернативой кому – Swatch Group?
На сегодняшнем российском рынке сложилась ситуация, когда есть два крупнейших игрока: Swatch Group и Richemont. Мы призваны сформировать определенную альтернативу этим группам.
Реально ли сегодня в России создать альтернативу Swatch Group?
Альтернативы в терминах объема продаж, конечно, не получится. Но определенную долю рынка вполне можно занять, и именно это мы собираемся сделать. Альтернатива нужна всем.
Кому всем? Понятно, что она нужна вам. Она нужна нам – дополнительный рекламодатель это всегда хорошо. А вот ритейлерам вроде и не очень: им проще продавать те товары, которые знают и спрашивают.
Нет, она нужна и покупателю, и продавцу. Иначе магазин превратится во франчайзинговый придаток одной из групп.
А что в этом плохого? Если это устраивает владельца бизнеса – и пусть превращается… Какая разница, чем торговать - лишь бы деньги шли. Зачем вообще столько разных и дорогих часов, не лучше ли ресурсы общества направить на что-то более полезное?
Рассуждая так, мы скатимся к рынку авторучек, где остались один-два производителя действительно эксклюзивных интересных изделий, и есть огромное количество дешевого безымянного, чисто функционального товара. Но в отличие от ручек, часы как функциональный товар, как прибор времени, тоже не актуальны.
С наступлением кризиса появилось много критики общества потребления и разговоров о том, что нужно выпускать просто утилитарные товары. Может это правильно, а может нет. Ведь на самом деле мы продаем не прибор - мы создаем мечту. А если не будет мечты, не будет и никакой экономики.
Какая- то часть останется: сельское хозяйство, производство одежды, машиностроение, обслуживающее эти отрасли.
Но в них задействовано не так много людей, десять процентов. Куда деть остальных? Сегодня большая часть товаров и услуг в мире относится к товарам, не являющимся остро необходимыми, к товарам мечты, вещам, создающим удовольствие. И часы – наиболее эмоциональный из них.
Возможно, ситуация будет меняться. Но это процесс очень долгий, пройдут не месяцы и не годы, а гораздо больше. И все это время мы будем дарить людям мечту.
Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес" №6-2010
Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна