Что делать с арендой?

На протяжении почти двух десятилетий торговые центры манили часовщиков своим трафиком. Сейчас рост курса доллара наложился на опасения людей за свое здоровье, и продажи встали. Судя по Whatsapp-чату Timeseller, большинство владельцев часовых магазинов либо просто жалуются на жизнь, ни во что не веря, либо пытаются в одиночку добиться снижения аренды. Результат, как правило, отрицательный. В этом тексте решил высказать свои соображения о том, что необходимо делать.

Мне кажется, пытаться в одиночку получить от ТЦ какие-то скидки на аренду – иллюзия. Во-первых, они на это не пойдут, даже если вас прекрасно понимают. Почему – ниже. Во-вторых, это бессмысленно.

Давайте признаем, что в ближайший месяц минимально приличных продаж часов не будет. Даже если не будет полного карантина, психологическая обстановка не настраивает на прогулки и покупку безделушек типа часов.  Падение будет не 10% и не 20%, а дай бог как бы ни 80%. В этих условиях никакое снижение аренды, которое бы укладывалось в нормальные бизнес-схемы арендодателей, магазин не спасет. А значит добиваться снижения аренды - тупик. Особенно в одиночку.

Гораздо логичнее пытаться переводить ситуацию в форс-мажор и временное закрытие магазинов. Это полезнее для "здоровья нации", и убытки в итоге будут меньше. Понятно, что страшно, но иначе получим "ужас без конца". А через месяц-два потеплеет, основная волна болячек схлынет, все начнет восстанавливаться. Будет отложенный спрос, в том числе - на приятное, на часы.

Планируя свои действия, нужно учитывать несколько обстоятельств:

  • Схожая с вами ситуация у большинства непродовольственных ритейлеров. Да и у тех она временная. То есть – вы не одни!
  • Градус паники в обществе достаточно высок. Местные власти пытаются его снизить и скорее всего пойдут на встречу инициативам, нацеленным на защиту здоровья.
  • Менеджмент вашего ТЦ может быть вполне нормальными людьми, которые понимают вашу экономику и в целом готовы пойти на встречу. Но у них тоже свой груз обязанностей и обязательств. Например, налог на имущество, кредиты банкам. Поэтому взять и так просто отказаться от доходов они не могут. Но если вы поможете им в принятии решения – вполне сможете получить результат. Помощь в данном случае может состоять как в уменьшении их финансовых обязательств, так и в создании ситуации форс-мажора, когда их решения будут выглядеть вынужденными, либо ТРЦ получит определенные послабления для себя.
  • Персонально ВАШЕ экономическое положение не интересует никого, кроме вас. По закону о предпринимательской деятельности, вы рассчитывали получать прибыль под свой риск – вот этот риск и настал. Не более того. Поэтому аргументировать что-то своими убытками бессмысленно.

Если вы действительно хотите чего-то добиться, делать нужно иначе.

  1. Собирайте пул из 20-30 арендаторов вашего ТРЦ, пишите коллективное письмо с просьбой о закрытии ТРЦ. В духе «с целью предотвращения развития эпидемии коронавируса и для защиты населения считаем необходимым временно прекратить работу торговых точек, расположенных в ТРЦ ХХХХ, снизить на время прекращения работы ТРЦ арендную плату до уровня коммунальных платежей (или еще как)».
  2. Похожее письмо отправляется местным властям. Акцент – не на ваши убытки, а на защиту здоровья. Указываете, что во время простоя готовы выплачивать сотрудникам базовую заработную плату, но не потянете аренду. Просите освободить ТРЦ от налога на имущество на время простоя. И указываете, что в противоположном случае убытки окажутся смертельными для бизнеса, через два месяца вы не сможете платить ни аренду, ни зарплату, что приведет к исчезновению рабочих мест, социальному коллапсу. При этом ваши убытки не должны быть основным аргументом, главное – здоровье и стабильность.
  3. Это же письмо распространяется в местные СМИ. Можно заплатить местной газете/порталу за публикацию «на правах рекламы», хотя скорее всего опубликуют и так. Ваша позиция не про убытки, а примерно так: «мы за здоровье, за предотвращение эпидемии, предлагаем закрыть рассадник заразы, готовы идти на определенные финансовые жертвы, но нужно, чтобы на встречу пошел ТЦ и местная власть, снизив налоги. Иначе перемрем от вируса, поддержите нас!»
  4. Проводите пресс-конференцию для местных СМИ, обязательно пригласить местное ВГТРК. Все это с подчеркиванием социальной ответственности бизнеса и заботы о здоровье нации.

Важны ВСЕ пункты. Без любого из них ничего не получится. Почему именно так:

  • Вы создаете определенный информационный шум, на который будут вынуждены реагировать СМИ, ТРЦ, и власти.
  • Вы выступаете не в защиту своих коммерческих интересов, а за защиту здоровья людей. Вы – за людей и против хапуг!
  • Своими действиями вы создаете для ТРЦ и для властей форс-мажорную ситуацию. С одной стороны, они должны на нее реагировать, с другой – для них она может служить основанием для пересмотра отношений с банками, друг с другом, с вышестоящим руководством. Например, госорганы довольно часто по разным поводам рекомендуют подавать в суд на себя. Часто чиновник не может сам принять нужное решение, и подсказывает путь: иди в суд, выиграешь, и мы будем обязаны сделать то-то и то-то.

Главное - вывести вопрос из коммерческих отношений двух юрлиц в поле коллективной заботы о здоровье нации. Нормальный ТЦ не захочет прославиться в городе, как готовый гробить людей. Можно раздуть вопрос в СМИ, вспомнив кемеровскую "Зимнюю вишню", хапугу-арендодателя, из-за которого погибли люди.

Важно указывать реалистичные требования. Простить всем и все ни ТРЦ, ни государство не сможет, и если перегнете палку «проси четыре, дадут два», скорее всего, просто не будут разговаривать. Но пойти на встречу реальным предложениям – вполне.

Призываем всех ритейлеров активнее обмениться опытом в чате. Например, очень полезным был вариант письма в ТЦ, присланный Игорем Гвоздевым. В нем была хорошая аргументация для арбитража: отсыл к существенному изменению условий договора и форс-мажору. И с тем, и с другим суду будет сложно не согласиться. Большое спасибо компании «Руспарт» за памятки для сервисных центров по работе во время эпидемии.

Если кто-то из владельцев магазинов еще не участвует в чате, немного расскажу про него.

В конце осени мы создали закрытую группу в Whatsapp для обмена опытом между ритейлерами. Это площадка, где можно задать любые вопросы по бизнесу, поделиться своими решениями. Сейчас в группе 256 человек, администратором является Ольга Хиринская. Если вы хотите вступить в группу, напишите ей: wmma@mywatch.ru