Четыре амплуа «Онтайма»

ОнтаймРуководители «Онтайма» используют любые возможности для развития бизнеса – в том числе, выход на новые, быстро растущие рынки.

Московские фирмы охотно берутся учить уму-разуму своих коллег из регионов. Однако там уже есть компании, которые по наработкам и широте сфер деятельности дадут фору большинству москвичей.

Новосибирская компания «Онтайм» может отмечать свой день рождения дважды: в феврале 1995 года открылся ее первый отдел по продаже часов, а в 1999 году два конкурента предпринимателя Алексей Косточка и Владимир Поспелов решили объединить свои часовые отделы. Тогда же компания приобрела свое нынешнее название. Слияние в «Онтайм» свидетельствует о готовности его руководителей договариваться, находить и использовать любые возможности для развития бизнеса. Согласитесь, в нашей стране довольно мало фирм, которые образовались в результате добровольного слияния уже достаточно зрелых компаний. Гораздо чаще бывает так, что фирму создают, например, два друга, у которых есть только идеи и желание работать, а когда появляются деньги, бизнес делят, и не всегда по-братски…

Объединение в «Онтайм» дало значительный импульс его развитию — сегодня это одна из крупнейших сетевых оптово -розничных компаний Зауралья, в состав которой входят: 17 точек по продаже часов, лидирующая в регионе сервисная служба, оптовое подразделение и сеть салонов цифровой фототехники. Важнейшим направлением деятельности «Онтайма» по-прежнему является розничная торговля часами. Компания владеет тремя отдельно стоящими магазинами («Планета Casio», «Ориент», «Мир часов») и 14 отделами в различных универмагах Новосибирска, Томска и Барнаула. Розница дает около половины оборота средств фирмы и позволяет выравнивать финансовый баланс в «мертвый» для оптовой торговли весенний сезон. Хотя магазины стабильно приносят прибыль, руководители компании, ориентируясь на перспективу, планируют реформу сети.

Онтайм

В течение нынешнего года из имеющихся торговых точек будут сформированы две сети: «Принцип» (магазины, основой ассортимента которых являются марки ценовой группы Tissot) и сеть отделов с более доступным для массового покупателя ас сортиментом, для которой сейчас разрабатываются название и логотип. Салоны «Принцип» уже начали работу в 2004 году. Их появление означает не толь ко осознанный выход компании в сегмент более дорогих товаров, но и запуск новых региональных проектов. «Первый магазин «Принцип» был открыт в Томске, и это произошло отчасти случайно, — рассказывает директор «Он тайма» Алексей Косточка. — Просто по явилась возможность взять в аренду площадь в новом современном торговом цент ре, и мы решили, что с задачей управления магазином в другом городе должны справиться». Сейчас успешно работают уже два иногородних магазина — в Томске и Барнау ле. «Онтайм» не пытается конкурировать с присутствующими в этих городах операторами и не навязывает ценовую войну.

Отделы «Принцип» заняли нишу, свободную на рынках часов этих городов, они отличаются от других местных магазинов более высоким классом оборудования, лучшей вы кладкой товара и более четкой организацией работы с покупателем. Вторым направлением деятельности «Онтайма» является оптовая торговля. Выйдя на рынок в 1999 году, компания в короткий срок стала одним из крупнейших операторов региона. В ассортименте оптового подразделения представлено более 40 марок, от российских «Зари», «Чайки», «Востока» до Romanson, Appella и Tissot. Клиентами компании являются частные предприниматели и магазины многих городов Сибири и Дальнего Востока. Говорит руководитель оптового подразделения «Онтайм» Сергей Тусеев: — Для нас важно не просто продать то вар клиенту, но и помочь, поспособствовать тому, чтобы клиент этот товар продал, причем максимально быстро и эффективно. Для этого мы, по просьбам клиентов, разрабатываем для них рекламные акции, подбираем ассортимент, помогаем с обучением продавцов и выкладкой товара.

Особым подразделением компании является ее сервисная служба. Она располагает собственным помещением и самостоятельным управлением. В ее центральной мастерской работают 8 человек, а другие точки расположены в крупнейших универмагах Новосибирска — ЦУМе и ГУМе. Сер вис «Онтайма» выполняет все виды работ, включая диагностику механизма часов, изготовление стекол и т.п. Здесь реанимируют также фотоаппараты, музыкальные инструменты и другие сложные приборы. Мощности сервисной мастерской позволяют проводить гарантийное обслуживание не только товаров, проданных «Онтай-мом», но и другими новосибирскими компаниями. Естественно, на начальном этапе сервис потребовал инвестиций более чем на $10 тыс., но сегодня это прибыльное предприятие. Самым молодым направлением «Онтайма» является сеть «Цифромания». Первый магазин под такой вывеской появился в конце 2003 года. В отличие от часовых отделов, которые открывались один за другим без особой системы, «Цифромания» изначально проектировалась как брэнд сети магазинов по продаже цифровой фото аппаратуры и услуг по печати цифровых изображений. Открытие таких салонов спровоцировано постоянно растущим спросом на цифровые фотоаппараты Casio в магазинах «Онтайма».

Поэтому было решено использовать имеющиеся ресурсы компании для выхода на новый рынок. Для этого были задействованы хорошо налаженные контакты с универмагами (это облегчило получение торговых площадей для новых отделов) и с поставщиками, а также опыт по сервисному обслуживанию фото аппаратуры. Но занять хоть сколько-нибудь значительное место на рынке может помочь только грамотная маркетинговая политика компании. Поэтому для сети «Цифромания» была разработана концепция no film («без пленки»), то есть это магазины, предоставляющие все виды услуг по об работке и печати только цифровых фото. Несмотря на то что сегодня отделы «Цифромании» успешно работают во всех крупнейших универмагах Новосибирска, «Онтайм» все же продолжает позиционировать себя как часовую компанию. В самом деле, занимаемая «Онтаймом» доля часового рынка как в розничном, так и в оптовом секторе гораздо выше доли «Цифромании» на фоторынке. Цифровой фото бизнес владельцы «Онтайма» воспринимают как выгодное вложение средств в новый, быстрорастущий рынок, а не как стратегическое направление деятельности компании.

Сегодня торговый и управленческий штат персонала компании «Онтайм» насчитывает более 100 человек, в том числе есть специалист по мерчандайзингу и обучению продавцов и менеджер по рекламе. Кстати, рекламный бюджет фирмы в прошлом году не превысил $10 тыс. «Реклама нужна, — соглашается Косточка, — но проблема в том, что ее эффективность падает». ТВ доступно только крупным компаниям, к которым часовщики не относятся, радио для продвижения часов не эффективно. Остается наружная реклама, щиты. Но таких рекламных мест нужно иметь как минимум три, то есть в месяц на это требуется около $2 000, а эффективность такой кампании видится сомнительной. Поэтому в «Онтайме» стараются применять различные нестандартные ходы, такие как проведение промоушена, разовых рекламных акций и другие.

— Мы используем щиты во время проведения совместных с поставщиками про грамм, и тогда стоимость рекламной акции получается ниже. Говорят, половина денег, потраченных на рекламу, тратится впустую. Так пусть это будет хотя бы не наша половина, — улыбается Косточка. В феврале 2005 года «Онтайм» отметила десятилетие первого из своих дней рождения. На празднование юбилея были приглашены и клиенты, и поставщики. Но руко водители «Онтайма», верные своим принципам везде и всегда находить возможности для совершенствования бизнеса, не ограничились банкетом.

Помимо торжественной, мероприятие имело и деловую часть: для клиентов новосибирской фирмы были организованы презентации ряда часовых брэндов, фотоаппаратов и ЭМИ Casio. И все это мероприятие проходило в комфортабельном санатории за чертой города в течение трех дней! Эту встречу по праву можно назвать сенсацией — впервые в России произошло событие, организованное не производителем и не московской фирмой, а региональной компанией! И такое новаторство — в стиле «Онтайм».

Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес" № 2-2005

Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: стратегии компаний Онтайм 2-2005