Часы не будут маркировать. Некоторые. А некоторые будут.

Наверное, всему виной выходной. Новость, которая появилась на сайте Timeseller в воскресенье, не вызвала бурного обсуждения среди часовщиков. А зря: речь шла о перспективах маркировки часов.

Еще весной эта тема будоражила сообщество всерьез. Для коллег с ювелирного рынка маркировка стала важнейшей проблемой, грозившей полностью остановить торговлю: соблюсти нормы в том виде, в котором их предполагалось запустить изначально, было попросту невозможно. Формально под понятие «изделия из драгметаллов и драгкамней» попадают в том числе и часы, очевидно, что в итоге в систему прослеживаемости будут включены все без исключения товары, вопрос только в сроках, и риски для часовщиков тоже были огромны.

Неимоверными усилиями ювелирам удалось добиться частично отсрочки, частично изменения подхода к маркировке украшений. Часовщики расслабились…

И вот швейцарский Минфин сообщил, что 19 ноября министр финансов Антон Силуанов и федеральный министр финансов Швейцарской Конфедерации Ули Маурер подписали протокол, дополняющий соглашение 2011 года о взаимном признании официальных клейм на изделиях из драгоценных металлов в часовой индустрии. Суть документа, в котором всего 2 страницы, проста: в России на часы производства Швейцарии не будут наноситься не только пробирные клейма, но и физическая маркировка.

Соглашение от 2011 года появилось в момент вступления России в ВТО. Говорят, тогда Швейцария поставила нашей стране условие: мы даем согласие на вступление в ВТО, если вы создадите максимально комфортный режим для наших товаров. Нечего портить наши часы вашими клеймами! Такая ситуация создавала преференции швейцарским часам, но особых проблем тогда не вызвала: доля золотых часов из других стран все равно ничтожна.

Сейчас ситуация иная. Идея маркировки заключалась в создании всеобъемлющей системы прослеживаемости движения товаров, от производителя или границы до конечного потребителя. Цели – повышение собираемости налогов, борьба с коррупцией и т.д. и т.п. Исключение из этой системы золотых швейцарских часов выглядит насмешкой.

Но это полбеды. Всем очевидно, что маркировка для часов рано или поздно будет введена. Получается, что не для всех. Российские производители золотых часов попадают в нее в полном объеме уже сейчас, - и Минфин поставил их в неравные условия с иностранным производителем. А пройдет пара лет, и с маркировкой придется столкнуться продавцам, импортерам и производителям всех часов. Хотел написать «без исключения», но не выйдет: кроме золотых из Швейцарии. Дадут ли разные правила оборота товара счастье предпринимателям?

Соглашение со Швейцарией взаимное: российские часы в Швейцарии тоже не подлежат маркировке. Но там вроде и никакие не подлежат, да и про импорт самоваров в Тулу все всё понимают. Чтобы оценить пользу от взаимности, мы посмотрели данные об экспорте часов из России в Швейцарию на официальном сайте ФТС России. Получилась вот такая интересная таблица.

Экспорт часов из драгоценных металлов из России в Швейцарию
(источник: ФТС России)

2018

2019

2020

2021

Количество, шт.

133

352

307

133

Стоимость, USD

1 204 323

4 048 466

2 824 566

1 817 541

Вес, кг

59,89

55,42

109,96

42,21

Средняя цена, USD

9 055

11 501

9 201

13 666

Средний вес
единицы, кг

0,450

0,157

0,358

0,317

Цифры странные, если не сказать бессмысленные. Без детального анализа что-то разумное об объеме экспорта из России сказать нельзя. Судя по средней цене, в Швейцарию мы отправляем швейцарские же часы: представительства время от времени возвращают на родину непроданный товар. Но вес учитывает, похоже, не только сами часы, но и упаковку. Или кто-то нашел лазейку для вывоза из страны золота?

С какой стороны ни посмотри, интерес к теме только возрастает…

Вячеслав Медведев