«Часпром»: стратегические перспективы
Когда меня пригласили в Витебск на открытие нового производства компании «Часпром», ответил не раздумывая. Потому что про это предприятие много слышал, и упускать шанс взглянуть своими глазами было глупо. Поездка ожидания более чем оправдала. Несмотря на то что многое про компанию я знал, часовых фабрик видел не один десяток, удивительного здесь оказалось много.
Удивительного не на уровне технологий — трудно ожидать что-либо в Беларуси после швейцарских и японских фабрик. Да и те меня поражали мало, потому что еще школьником довелось работать на АвтоВАЗе. Там 37 лет назад я видел все, чем сегодняшние часовщики хвастают как достижениями: станки с ЧПУ, огромный конвейер, высокоточные сварочные роботы, автоматические линии, которые проглатывают алюминиевую чушку-отливку и через 10 минут выплевывают готовую головку блока цилиндров со всеми отверстиями, резьбами и даже ввернутыми в них шпильками.
СДЕЛАНО ДЛЯ КНР
Удивило оно продуманностью каждого элемента и, как ни странно, похожестью на ВАЗ. Здесь тоже есть сборочный конвейер, и тоже в три нитки, как в Тольятти. Только темп работы здесь примерно в четыре раза выше: в день выпускается около 11 000 штук часов. Но это на втором этаже. А на первом в таком же темпе выстреливают компоненты 14 литьевых машин. Сырье (полистирол) — из Нефтекамска, стекла из-под Владимира, краска — тоже российская. Только так можно обеспечить требуемые цены и стабильность производства.
Кто-то из читателей может сказать: «да что там сложного, в настенке-то»! А давайте, абстрагируясь от товара, подумаем: многие ли из нас готовы вложить 3,5 миллиона долларов в производственный проект? Полностью, с голых стен, перестроить и оснастить 8500 метров помещений? Организовать производство с такой ритмичностью? И уровень качества, при котором суммарный отсев продукции в собственном ОТК и по рекламациям клиентов даже в худшие месяцы не выходил за 2%, а обычно колеблется около 1%? И можете ли назвать другое предприятие, которое систематически и партиями отправляет продукцию в Китай?
Нет, я не шучу. Дело в том, что еще два года назад «Часпром» стал поставщиком крупнейших международных мебельных сетей и хозяйственных гипермаркетов. И если все начиналось с поставок в российские магазины этих сетей, то через некоторое время белорусское предприятие было выбрано в качестве партнера для обеспечения целого интернационального куста, который включает не только СНГ, но и часть стран Азии и Европы. В «Часпроме» до сих пор как притчу рассказывают про лицо таможенника, который увидел документы на партию в 40 000 часов, направляющихся не из Китая в Беларусь, а в обратную сторону.
БАЗА ДЛЯ ИНВЕСТИЦИЙ
Именно эти крупнейшие партнеры объясняют многие непривычные вещи на предприятии. Например, тот же контроль качества, заботу об экологии, соблюдении всевозможных противопожарных норм и норм защиты труда. После скандала с Gucci, когда выяснилось, что при пошиве одежды этого бренда использовался детский труд, международные компании стали очень щепетильно относиться к своим партнерам. Заключению контракта предшествовало подробнейшее изучение производства, а представители торговых компаний имеют право в любое время без предупреждения инспектировать производство. Хотя в случае с «Часпромом» проверку проходили еще старые, не такие нарядные цеха.
А еще несколько месяцев назад все выглядело действительно иначе. Производство располагалось в гораздо более тесных и разбросанных по территории цехах, размещение отдельных участков было далеко от оптимального. Но за два года объем выпуска вырос, и потребовалось расширение. Прошлым летом компания приобрела пустующее здание бывшей трикотажной фабрики, год ушел на его ремонт и монтаж необходимого оборудования, и в ноябре коллектив обрел новый дом.
Кстати, к слову «коллектив» здесь относятся серьезно. Руководители говорят, что, помимо возросшего объема выпуска, причинами инвестиций были давнее стремление построить в Витебске часовой завод, заложенный еще основателем компании Алексеем Жеребцовым, и желание создать хорошие условия работы для людей, которые много лет отдали компании. Сейчас на площадке работает около 250 человек, помимо производства часов здесь размещено еще одно предприятие группы компаний «Часпром» — «Часпромкомплект», которое ежемесячно производит более 50 000 ремешков. Причем и здесь мы видим максимальную локализацию производства: кожа для ремешков используется преимущественно отечественная.
УЛОЖИТЬСЯ В 1%
Но вернемся к производству, оно того заслуживает. Технологически конвейер «Часпрома» проще вазовского, но по рациональности организации рабочих мест и точности планирования каждой операции он едва ли не круче автогиганта. Между прочим, чтобы собрать вроде бы простые настенные часы, их требуется до тридцати! Конвейер и операции здесь проектировали сами, под свои нужды, учитывая все нюансы. При объеме выпуска в четверть миллиона штук в месяц каждая сэкономленная секунда выливается в серьезные деньги.
Абсолютно серьезно здесь относятся и, например, к сбору севших батареек. Первое, что видят работники при входе в здание, — веселая зеленая урна. Это не дань экологической моде, а один из элементов оптимизации производства. Разрядившиеся во время тестирования продукции элементы питания вместе с теми, что рабочие приносят в эту урну, сдаются для утилизации специальной фирме.
Порадовал контроль качества. Он начинается с входного осмотра каждой детали и контроля механизмов. Механизмы здесь используют азиатские, но лучшие — Young Town. Каждый день на участке входного контроля запускают 11 000 механизмов — такова дневная программа предприятия. Через сутки 27 штук из каждой упаковки (500 штук) отбирают для более пристальной проверки и мучают дополнительные 24 часа. Если брака нет — коробка идет на конвейер, встретились проблемы — вместо сборки механизмы попадают на еще более жесткий контроль. Собранные часы тоже подвергаются выборочной проверке: каждый третий экземпляр устанавливается на специальный прибор, который за минуту снимает основные параметры механизма. Встретилась проблема — сборка притормаживается и инспекции подвергаются соседние часы. Еще одно место на конвейере отдано работнице, которая протирает стекла, подлежащие установке. Ни пыли, ни пальцев покупатель увидеть не должен. Как уже говорил, такая система позволяет держать долю претензий по всем аспектам качества около одного процента. И это при таком объеме выпуска в месяц!
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕТИВЫ
Общие затраты на новое производственное здание оцениваются в $3,5 миллиона — пожалуй, это самый масштабный проект в часовой отрасли союзного государства за последние два, если не три десятилетия. Разумеется, стимулом к переезду стали крупные долгосрочные контракты. Но они не упали на «Часпром» с неба, а были получены ценой немалых усилий. Например, мебельная сеть проводила международный тендер, в котором помимо белорусско-российского предприятия участвовали в том числе и китайские фабрики. А крупнейшая сеть товаров для ремонта еще год назад вообще не имела часов в товарной матрице. Представьте, сколько труда нужно, чтобы убедить огромную международную структуру включить в ассортимент новую категорию? Ведь речь идет не только о России или Беларуси.
Вот эта тихая настойчивость и наша неосведомленность о происходящем рядом и стали для меня самыми удивительными в Витебске. Многие ли слышали об этом предприятии? И кто из нас знает, что в прошлом году из России было экспортировано больше 1 100 000 телевизоров, а по экспорту стиральных машин (1,83 млн штук) мы занимаем седьмое место в мире?
Мы в России, особенно сейчас, привыкли жить сегодняшним днем. Но, по словам представителей «Часпрома», их крупнейшие иностранные партнеры имеют стратегические планы на несколько десятилетий. И при выборе поставщика между китайской компанией и работающей в ЕАЭС там учитывали не столько ценовые предложения конкретных фабрик и текущее состояние экономики, сколько перспективы различных рынков на несколько десятилетий вперед, в том числе с точки зрения спроса, логистики, производительных сил. Выбор Беларуси означает, что крупнейшая мировая сеть видит здесь перспективы. Будем надеяться, что их прогноз оправдается!