«Если гора не идет к Магомеду, Магомед идет к горе» - гласит пословица. Этим летом в роли Магомеда выступили многочисленные московские оптовые компании, ринувшиеся в поездки по регионам. Предприниматели в некоторых городах за лето успели принять по 5 столичных делегаций – впору открывать турбюро. Активность москвичей закономерна. С увеличением уровня доходов населения роль часовых региональных компаний растет буквально по часам. Страсть к путешествиям захватила и редакцию «Часового бизнеса»: с этого номера мы открываем рубрику, рассказывающую о рынке и опыте работы компаний из различных городов. Тем более что по накопленному опыту и приемам они за частую обгоняют москвичей. Начать решили с середины страны, ее хребта, а точнее с рассказа о двух крупнейших уральских городах.
Челябинск Царство «Детского мира »
Чем только не был Челябинск за 268 лет своей истории. Маленькой башкирской деревенькой, крепостью, уездным городом, транспортным узлом, танкоградом, центром ядерных разработок... Своей нынешней ролью транспортного узла и промышленного центра Челябинск обязан людям, в общем -то, посторонним — уфимским купцам. Это они в конце позапрошлого века дали денег «кому надо » — и железная дорога, соединяющая Самару с Омском прошла через Уфу и Челябинск. С этого момента маленький уездный городок, который Жуковский назвал «бедным городишком », стал воротами в Сибирь. Железная дорога подстегнула развитие торговли, которая активно велась в Челябинске с середины XIX века, дала толчок появлению промышленности. После революции город стал крупнейшим промышленным центром, столицей южного Урала.
Таковым он и оставался до перестройки. Сегодня Челябинск — один из крупнейших городов России с населением чуть больше миллиона человек. Основа экономики города – металлургические предприятия и торговля. Перестройка остановила производство большинства челябинских предприятий, обеднила население и сильно сократила местный бюджет. И хотя ее следы отчетливо видны на улицах до сих пор, в то же время чувствуется, что в последние годы дела идут на поправку. Возникают новые торговые и развлекательные центры, кафе и другие места, притягивающие людей и их деньги. В историческом центре города достраивается пешеходная зона — местный «Арбат ». Прогуляться там даже приятнее, чем по Арбату московскому: мостовая, фасады зданий, множество скульптур — все сделано с огромной любовью. Челябинск сложно назвать богатым городом, но и к особо бедным он не относится: с точки зрения местных жителей, нормальной является зарплата около 9 тысяч рублей. Как и в каждом городе, есть в Челябинске свои особенности.
Местные жители среди таковых называют озера. Мне же как приезжему бросилось в глаза огромное количество аптек. Зеленые кресты встречаются повсюду. Сложно представить, как они выживают — вроде все люди выглядят здоровыми, но если вы прошли по улице 100 метров и не встретили ни одной аптеки, будьте уверены — на следующих 100 метрах их будет 3. И еще, пожалуй, нигде больше не встретишь рекламных щитов «Продаем гусеницы ». Говорят, довольно точное представление о городе можно получить по местным изданиям и местной рекламе. Если судить по ним, то Челябинск — не слишком богатый, но очень культурный, аккуратный и трудолюбивый город. На улицах много профессионально сделанной наружной рекламы, но она не создает чрезмерного давления на человека, как, например, в Москве. В городе выходит несколько очень приличных газет и журналов, пользующихся большой популярностью.
«Лужа » под землей
Челябинск состоит из ярко выраженной центральной части (улица Кирова) и нескольких спальных районов, расположенных друг от друга достаточно далеко. Поездка на машине из конца в конец города займет минут сорок. Несмотря на значительные размеры и население отдаленных районов, мало-мальски приличных магазинов в них нет, и вся торговля сосредоточена в центре. Однако вблизи самого престижного северо -западного района уже строится крупный торговый комплекс. Для города с более чем миллионным населением удобных торговых центров в Челябинске на удивление мало. Старые советские магазины фактически умерли. Единственный, кто не просто сохранил свой статус, но и динамично развивается — «Детский мир». Покупатель постепенно перетекает в новые торговые центры, вроде супермаркета «Панорама », который по площади, ассортименту и оснащению даст фору большинству московских магазинов. В городе присутствуют почти все общенациональные торговые сети: «Эльдорадо », «М-Видео » и т.д. (Нет только «Макдоналдса » — но это, видимо, потому, что местные кафе и рестораны при более чем приемлемых ценах предлагают просто великолепную кухню.)
Однако все комплексы, ориентированные на продажу промтоваров, представляют собой лишь более или менее приличные варианты крытых рынков, т.е. множество бессистемно сдающихся в аренду секций. Самые популяр ные места покупок — «Торговый центр» и магазин «Синегорье ». Одной из достопримечательностей Челябинска можно назвать «подземный город ». Это огромный и крайне неудобный торговый комплекс, расположенный в центре города, под площадью Революции. К сожалению, размеры и расположение — еще не все, что нужно для успеха. Отсутствие кондиционирования, очень неудобная организация привели к тому, что комплекс представляет собой огромный рынок, ориентированный, в основном, на дешевые товары: этакие подземные «Лужники ».
Часовой рынок
Часовой рынок Челябинска — это три маленьких магазинчика и примерно 20 отделов в различных торговых центрах, принадлежащие шести компаниям. Несмотря на то что у каждой фирмы несколько розничных точек, ни одной структуры, которую можно было бы назвать сетью, в городе нет. Как правило, все отделы очень разноплановы, не имеют единой вывески. Швейцарские часы продаются в трех салонах. Два из них — магазины «Гостиный двор» (самый известный магазин в городе и самый широкий ассортимент) и «Покровский пассаж » — специализируются на относительно дорогих часах, а в секции «Циферблат » в «Торговом центре » представлены марки в диапазоне от Omax до Raymond Weil и Rado. Большинство часовых отделов торгуют недорогими часами, многие имеют в ассортименте и другие товары. Так, в отделах ИЧП Савельева помимо часов широко представлена парфюмерия, в отделах «Циферблат » можно встретить сумки и другую галантерею.
Даже в отделах с часами средней ценовой категории можно встретить дисплеи, фирменные подставки, плакаты и т.п. Выглядит, может, и не очень богато, но аккуратно, чувствуется, что делали с любовью. Самые распространенные марки — Casio, Romanson, Q&Q, среди отечественных на удивление много «Зари » и «Рекорда ». Часовой рынок Челябинска отличается крайне низким уровнем конкуренции. Даже когда в одном магазине располагается несколько отделов разных фирм, они фактически не конкурируют друг с другом. Создается впечатление, что владельцам розничных точек удается договориться об ассортименте: если в торговом центре А по марке Orient наибольший ассортимент выставляет Иванов, то в торговом центре Б «главным » по Orient'у будет уже Петров. Благодаря наличию в городе часового завода, в Челябинске нет проблем с часовыми мастерами. Поэтому точек по сервисному обслуживанию достаточно. Уцелел даже цех из четырех мастеров в бывшем «Доме быта », который благодаря удачному расположению превратился сейчас в один из самых популярных торговых центров. В отличие от других городов, в Челябинске сервисные точки являются самостоятельными и не связаны с торговыми компаниями.
Собственный мастер есть только у ИЧП Савельева. Если с количеством мастерских проблем нет, то с их оснащением и качеством ремонта дела обстоят гораздо хуже. Ни у кого из мастеров я не видел современных приборов, даже «ППЧ?7» встре тился всего один раз. Поэтому современные импортные часы и все кварцевые в ремонт принимают крайне неохотно. Оптовая торговля часами в Челябинске развита слабо. Это и оправданно: все более или менее сильные розничные компании стараются покупать товар в Москве, а люди из других городов в Челябинск за товаром едут неохотно. Оптовой торговлей занимается только «Брегет ?Центр» и несколько предпринимателей, работающих с совсем дешевыми китайскими часами.
Реклама часов
Несмотря на, в общем ?то, невысокую конкуренцию, часовщики довольно активно рекламируются. Используются стандартные рекламоносители: прежде всего наружная реклама, местная пресса, реже — радио. Практически каждая компания имеет собственную дисконтную систему, проводит всевозможные акции. Хочется заметить, что часовщики очень грамотно работают с наружной рекламой: ее немного, но расположение и размеры подобраны так, что не заметить ее невозможно. Общее впечатление от города: часовой рынок находится еще в стадии развития. Места на нем пока хватает всем участникам. Однако уже в скором времени возможно обострение конкуренции, и как следствие — расширение спектра представленных марок.
Екатеринбург всего побольше Всего побольше
Четыре часа на считающемся комфортабельным поезде ?экспрессе — и из столицы южного Урала вы попадаете в столицу Урала как такового. Если верить официальной статистике, людей в Екатеринбурге больше, чем в Челябинске (на 170 тысяч человек), а живут они чуть беднее. Но здесь статистика, мягко говоря, ошибается. Более высокий уровень доходов екатеринбуржцев чувствуется даже по рекламе. По плотности всевозможных щитов и перетяжек на метр улицы Екатеринбург обгоняет даже Москву. Но интересно не столько это, сколько рекламируемые товары: если в Челябинске продвигают гусеницы и недорогие телевизоры, то в Екатеринбурге — ноутбуки и плазменные панели. Собственно, Екатеринбург мне и запомнился как город мобильных компьютеров.
Не очень веря официальной статистике, я обратился к косвенным источникам информации о доходах населения — объявлениям о приеме на работу. Из двадцати первых попавшихся вакансий только в одной предлагалась зарплата меньше 8 тысяч рублей. Екатеринбург и Челябинск во многом похожи. При советской власти оба были крупными промышленными центрами, имевшими много оборонных предприятий и большой научный потенциал. Здесь, так же как и в Челябинске, есть ярко выраженный центр, и свой «Арбат » (улица Вайнера). На ней и вокруг нее расположена львиная доля магазинов: сразу несколько довольно крупных торговых центров («Успенский », «Екатерининский », ГУМ), представляющих собой все тот же набор арендованных секций и множество небольших бутиков.
В отличие от Челябинска, здесь уцелели некоторые из магазинов времен всеобщего дефицита, но погоду они не делают. Побольше масштабы города — побольше людей на улицах, больше кафе и молодежи с пивом в руках. Побольше в Екатеринбурге и шума, грязи. При очень высокой плотности рекламы и при том что покупатель в Екатеринбурге совершено однозначно самый богатый среди всех российских городов (не считая столиц), есть ощущение некоей недоразвитости рынка. Если сравнить Екатеринбург с Новосибирском, то здесь покупатель ориентирован больше на товар, чем на брэнд.
Уральское время
Имея довольно высокие доходы, екатеринбуржцы охотно тратят деньги на всевозможные развлечения и товары, которые не относятся к категории первой необходимости — вроде часов. У меня даже возник вопрос: часовых магазинов в Екатеринбурге много потому, что здесь больше покупают часов или, наоборот, люди покупают много часов, потому что больше магазинов? Так или иначе, а в Екатеринбурге около 15 только отдельно стоящих часовых магазинов! Причем очень разных: это и такие элитные салоны, как «Гельвеция » или бутик Cartier, и сохранившийся с советских времен «Салон часов » площадью 140 м2, и совсем маленькие магазины. Некоторым компаниям принадлежат по 6–8 крупных магазинов и отделов, однако при этом, так же как в Челябинске, ярко выраженных сетей нет. Емкий екатеринбуржский рынок привлекает столичные фирмы. В городе работает филиал «Консула », «Московское время » и филиал оптовой компании «Ориент-Тайм» — фирма «Урал-Тайм».
Конкуренция в Екатеринбурге выше, чем в Челябинске. Рядом с улицей Вайнера расположено целых 3 часовых магазина («Салон часов », «Студия времени » и «Время часов »), а в находящихся неподалеку торговых центрах — еще около десятка отделов. Но по сравнению с другими гороWatch дами острой ее не назовешь. Во всяком случае ценовые войны, наценка 20% и прочие ужасы екатеринбуржцам неведомы. Столица Урала — третий город в стране, где продаются дорогие брэнды Audemars Piguet, Cartier, Franck Muller. На швейцарских часах специализируются несколько магазинов: «Гельвеция » (самые дорогие марки), «Петровский пассаж » и «Кронос » (Tissot-Omega), несколько бутиков, расположенных в местном World Trade Center (Cartier, Vacheron Constantin, Franck Muller), «Консул ».
Самый известный магазин, имеющий самую богатую клиентуру, — «Гельвеция ». Остальные отделы и сети работают с марками от Q&Q до Tissot или Raymond Weil. По разнообразию представленных брэндов Екатеринбург здорово опережает все другие города. Здесь в трех магазинах представлена даже столь экзотическая для России марка, как Swatch. Интересной показалась диспропорция между важнейшими маркетинговыми показателями долей и охватом рынка у двух лидеров нижнего ценового сегмента — Casio и Romanson. По опросам владельцев розничных точек однозначным лидером продаж в недорогом сегменте является Romanson, но при этом львиную долю площадей занимает Casio. В силу общей высокой рекламной активности екатеринбуржских компаний, часовщики здесь одни из самых активных рекламодателей. Мастерских, занимающихся ремонтом часов, в городе относительно много.
Возможно, это связано с тем, что местные власти одним из «коньков » избрали тему бытового обслуживания населения. Существуют как самостоятельные мастерские, так и сервис-центры при торговых компаниях —например, в «Гельвеции ». Однако оснащение и квалификация персонала большинства мастерских оставляет желать лучшего. Екатеринбург — один из очень немногих российских городов, в которых есть предпосылки для существования оптовой торговли. В оптовом звене работают сразу несколько компаний: «Урал-Тайм» (филиал московской «Ориент -Тайм»), «Белка и сеть», фирма «Ронда », ИЧП Орехов. Причем местные оптовики поставляют товар не только екатеринбуржским компаниям, но и фирмам из нескольких регионов Урала и Западной Сибири.
Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес" № 4-2004
Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна
Теги: Casio организация магазина Cartier Raymond Weil Rado Romanson Q&Q Заря Рекорд Audemars Piguet Omax 4-2004 Frank Muller Арбат