Часовщикам запретят использовать «упрощенку» и «патент»

Что случилось?

Наверняка вы слышали, что с 1 января 2023 года организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся оптовой или розничной торговлей ювелирными и другими изделиями из драгоценных металлов, больше не смогут применять ни упрощенную систему налогообложения (УСН), ни патентную систему налогообложения (ПСН). Однако большинство часовщиков считало, что поскольку золотых часов в их магазинах нет, на них ограничение не распространяется. Реальность оказалась сложнее. Чтобы понять почему, придется очень внимательно читать документы.

Ограничение на использование УСН и ПСН введены Законом 47-ФЗ от 09.03.2022 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ". В частности, пункт 3 статьи 346.12 дополнен подпунктом 22 следующего содержания: «организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство ювелирных и других изделий из драгоценных металлов или оптовую (розничную) торговлю ювелирными и другими изделиями из драгоценных металлов».

На первый взгляд, это определение категории товаров похоже на формулировку из статьи 1 Федерального закона от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», которая дает определение ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней. Похоже, но не идентично, поскольку там указано следующее: «Ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней - изделия, изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов и имеющие пробы не ниже минимальных проб, установленных Правительством Российской Федерации, в том числе изготовленные с использованием различных видов декоративной обработки, со вставками из драгоценных камней, других материалов природного или искусственного происхождения или без них, …, либо изделия, изготовленные из материалов природного или искусственного происхождения с использованием различных видов декоративной обработки, со вставками из драгоценных камней».

Стальные часы с натуральными бриллиантами попадают под описание из данной статьи: «…изделия, изготовленные из материалов природного или искусственного происхождения с использованием различных видов декоративной обработки, со вставками из драгоценных камней». Исключение из 47-ФЗ от 09.03.2022 года упоминания о драгоценных камнях позволяло делать вывод о том, что операции со стальными часами с натуральными бриллиантами, которые относятся к категории «изделия из драгоценных камней», не подпадают под действие 47-ФЗ от 09.03.2022 года. Если бы в 47-ФЗ была повторена формулировка из 41-ФЗ «ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней», то вопросов и сомнений у участников рынка бы не было.

Парадокс ситуации

Однако позиция Минфина состоит в том, что организации, осуществляющие торговлю не только золотыми часами, но и часами из нержавеющей стали со вставками из драгоценных камней, с 1 января 2023 г. не в праве применять УСН и ПСН. Самое парадоксальное, что организации, осуществляющие торговлю часами из нержавеющей стали со вставками из драгоценных металлов, не требующие нанесения пробирного клейма, применять УСН и ПСН могут. Такая позиция изложена в ответе Минфина на запрос одного из участников рынка. Ответ датирован 16.11.2022 и его подписал заместитель директора департамента налоговой и таможенной политики Министерства финансов РФ.

То есть если вы продаете стальные часы с бриллиантами, без золота, например, недорогие Tissot, вам придется переходить на ОСН. А если только биколорные Omega, сталь-золото, то можете продолжать спокойно работать на патенте.

Каковы риски?

Риск для участников рынка состоит в том, что при выявлении факта продажи стальных часов с бриллиантами ФНС может начислить (заставить уплатить) НДС со всей выручки. Данные начисления можно будет попытаться оспорить в суде, но предсказать исход судебного разбирательства сложно. При этом переход на общую систему выглядит неподъемным для большинства предпринимателей из регионов.

Ситуация странная и сложная. Чтобы прояснить ее, Ассоциация участников часового рынка направила запросы в Минфин, ФНС и Минпромторг. Полученные ответы будут доведены до сведения участников рынка. Если информация о позиции регулятора подтвердится, то продолжение работы на УСН и ПСН розничным и оптовым компаниям, осуществляющим торговлю стальными часами с натуральными бриллиантами, может быть сопряжено с серьезными рисками.

Что делать?

В этой ситуации у предпринимателей есть три пути. Первый - переход на основную систему налогообложения. Спешить не нужно: подать уведомление в ФНС можно до 15 января. Ювелирное сообщество пытается сохранить УСН в том или ином виде. В частности, 23 ноября в Госдуме состоится совещание по данному вопросу. По ссылке можно пройти опрос, который проводит портал uvelir.info:

https://uvelir.info/news/poslednij-ryivok-ostanovim-osno-vernem-usn/

Второй – импортерам не заявлять при ввозе часов в страну, что камни в продаваемых часах драгоценные (натуральные). Кстати, производители часто сами точно не знают, искусственные или натуральные бриллианты стоят в часах, особенно если речь идет о мелких камнях на циферблате. Примерно такую рекомендацию дают представители Пробирной палаты. Правда, неофициально. Синтетические бриллианты не попадают в сферу интересов Пробирной инспекции, проверять происхождение камне в часах никто не станет, да и сделать это затруднительно, при том из-под нового регулирования ваш магазин выходит. Из минусов – возможно, потеряете небольшую долю особо въедливых покупателей. Теоретически, такой подход является нарушением законодательства об обороте драгоценных камней, но вероятность, что кто-то будет заниматься подобным вопросом, ничтожно мала.

Третий путь – дождаться появления судебной практики. Желательно, не на собственном примере.

В любом случае, рекомендуем дождаться ответов на запросы Ассоциации участников часового рынка.

ОКВЭД видов деятельности, подпадающих под ограничения, приведены на сайте ФНС, коды опубликованы 27 октября: https://www.nalog.gov.ru/rn03/news/activities_fts/12734661/