То, что многие предрекали и чего некоторые желали, свершилось. Прошедшая часовая выставка была настолько плохой, что в пору говорить о том, что ее не было вовсе. Вопрос лишь в том, кто от этого выиграл?
Сказать, что прошедший "Московский часовой салон" был маленьким и непредставительным значит не сказать ничего. Полтора десятка реально работающих стендов – это не выставка. Во всяком случае, представления о том, что такое часы или российский рынок часов она не давала никакого. Посмотрев на окончательно ссохшийся зал, на пустующие стенды и лотки с заколками, многие посетившие ее представители московских оптовых компаний сказали: "Аминь!".
Однако взгляды на эту тему есть разные. Те, кто не принимал участие, считают что выставка умерла и воскрешению не подлежит. В то же время большинство опрошенных участников о результатах салона отозвались положительно. А списать эти заявления на нежелание людей признать свои ошибки мешает их готовность работать с "Росинэксом" в следующем году.
Разумеется, это вовсе не означает, что участников радует организация, реклама мероприятия, поток посетителей и многое-многое другое. Но они считают выставку, наряду с профессиональными журналами, полезным инструментом для продвижения своих компаний и товаров. Соседство нескольких крупных шоу плюс приехавшие по традиции представители регионов дали вполне приличный поток клиентов, чтобы участники сочли свои затраты на мероприятие оправданными.
Кто виноват?
Оптовики считают, что в увядании выставки виноват "Росинекс". Что говорить, отношения с этой организацией у многих складывались не лучшим образом, и наше издательство не исключение. Можно долго перечислять просчеты организаторов: цены, расположение, сервис и т.д. и т.п. Все это будет правдой. Но мне кажется, что на самом деле выставку развалили именно оптовики. Четыре-пять лет назад многие из них сочли, что они достаточно сильны, чтобы решать свои задачи и проблемы самостоятельно. Каждый тянул одеяло растущего российского рынка на себя, думая, что увеличение продаж будет вечным. Ан нет: прошедший год показал, что жизнь не так безоблачна, а крыша вроде бы комфортного домика не спасла от грозы.
"Росинекс", как мог, старался ублажить всех: швейцарцев и корейцев, отечественных производителей и делегации из Гонконга, всех вместе и каждую компанию по отдельности. Но очень сложно собрать вместе людей и компании, каждая из которых старается, как на насесте, залезть повыше и не хочет считаться с реалиями рынка. По себе знаю, как непросто не только привлечь, но даже рассадить или расставить рекламу в журнале так, чтобы не нажить себе хоть одного врага. Поэтому при всех просчетах организаторов нельзя винить их в том, что они не сумели "собрать кворум".
С недочетами салона вполне можно было бороться. "Росинекс" был готов к диалогу и летом открыто просил помощи все заинтересованные фирмы. Даже с учетом того, что год для большинства операторов складывался непросто, и многие действительно старались снизить расходы, при желании можно было найти вариант как сохранить мероприятие при минимальных затратах участников. На призыв "Росинекса" откликнулась лишь пара отечественных производителей.
В одной лодке
Возможно, отказавшись от участия в часовом салоне, оптовики сэкономили деньги или удовлетворили свои амбиции. Но при этом они потеряли один из очень эффективных маркетинговых инструментов. Разрушать всегда легче, чем создавать. И если даже рынок осознает, что выставка нужна, на создание новой потребуется масса времени и сил.
Оптовики забыли, что выставка проводится не для них, а для клиентов. Мы, как и все, прогнозировали что выставка будет слабой и, признаюсь, в какой-то момент тоже раздумывали стоит ли тратить на нее силы. Все раздумья закончились после слов Павла Гранкина, директора Торгового дома "Слава": "До тех пор, пока профессиональная выставка проходит, пока там есть хоть один участник и хоть один посетитель, профессиональный журнал должен на ней присутствовать. Уйти с выставки означает высказать свое неуважение всем тем, кто на нее пришел". Отказавшиеся от выставки оптовики показали свое отношение не к "Росинексу", а к тем своим клиентам, кто потратил несколько часов и дней, чтобы доехать до "Крокуса". А таких, вопреки антирекламе, было немало.
Примечательно, что деньги на участие в салоне нашли многие небольшие компании, чьи рекламные бюджеты невелики и кому приходится действительно ужиматься в расходах ради стенда на МЧС. А крупные фирмы сочли, что им это не по карману. Понимаю, что теперь ратовать за сохранение единственной российской часовой выставки все равно что агитировать за советскую власть и призывать к революционной сознательности. Но те фирмы, которые занимают серьезное место на рынке, должны помнить о своей системообразующей роли. Каждый сделанный или не сделанный ими шаг не просто приводит к перераспределению рынка, он ведет к изменению его размеров и характера. Большая доля – не только плюс, но еще и определенные обязательства.
Рынок похож на лодку: если один человек пересядет на другой борт, не произойдет ничего, если пересядут двое – лодка накренится, а если пересядет и самый тучный – перевернется. Если мы хотим, чтобы лодка плыла, свои желания нужно соотносить с реалиями окружения, и иногда продолжать сидеть на месте, даже если оно кажется нам не самым комфортным. Часовщики же решили играть каждый за себя. Ширящиеся ювелирные выставки в паре со сгинувшей часовой – лучшая иллюстрация и динамики рынка, и наших действий.
Посетители в "Крокусе" были. Они оставляли свои деньги на стендах ювелиров, рекордные результаты показала Milleonaire Faire. И только часы так и остались лежать на складах и полках магазинов. С победой нас!
Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес " №6-2006
Автор: При перепечатке активная ссылка на источник обязательна
При перепечатке активная ссылка обязательна