ЧАС СУДА

<p><span style="color: #808080"><span style="font-family: Verdana">Longines ведет борьбу с параллельным импортом своих часов в Россию</span></span></p>

В июне Longines Watch Co. обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга с иском к ООО «Бэствотч.Ру» и ООО «Аделия» о запрете ответчикам «совершать любые действия по введению в гражданский обо¬рот на территории Российской Федерации без согласия компании Longines Watch Co. товаров с размещенным на них товарным знаком Longines, в том числе осуществлять их ввоз, хранение для целей продажи, предложение к продаже, продажу».

В июне Longines Watch Co. обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга с иском к ООО «Бэствотч.Ру» и ООО «Аделия» о запрете ответчикам «совершать любые действия по введению в гражданский оборот на территории Российской Федерации без согласия компании Longines Watch Co. товаров с размещенным на них товарным знаком Longines, в том числе осуществлять их ввоз, хранение для целей продажи, предложение к продаже, продажу». Тот же иск требует взыскать с ООО «Бэствотч.Ру» 5 000 000 рублей и еще 100 000 – с ООО «Аделия», а также уничтожить все ввезенные ими в Россию часы этой марки. Известие немало взбудоражило часовой рынок: большинство ритейлеров резко негативно относятся к интернет-торговле, но и действия швейцарской компании не находят у них поддержки.
К сожалению, редакция «Часового бизнеса» не располагает полным текстом иска, а в Bestwatch.ru и российском офисе Swatch Group официально не комментируют дело. Из информации на сайте арбитража можно понять, что речь идет не о контрабандном ввозе товара, когда не платятся вообще никакие пошлины и налоги, а о так называемом параллельном – когда товар предъявляется таможне и с него уплачиваются все причитающиеся платежи, но импортер не является официальным представителем производителя. Подобные схемы возникают, когда в силу разных причин наличие или цена товара на разных рынках сильно отличаются. И тот факт, что данные часы произведены и проданы официально, не спасает российского импортера от обвинений в контрафакте.


ДЕЛО О ПОДДЕЛЬНОМ CAYENNE
Ограничения на параллельный импорт появились в российском законодательстве в 2002 году, а в 2003-м была введена процедура таможенной регистрации товарных знаков: по заявлению владельца бренда, таможня вносила информацию и о нем, и о компаниях, которым разрешено ввозить защищаемые им товары (так называемые уполномоченные импортеры), в «Реестр объектов интеллектуальной собственности». При попытке ввезти такой товар какой-либо другой фирмой либо таможня возбуждала дело по статье 14.10 КоАП, либо владелец товарного знака предъявлял иск к параллельному импортеру на основании ст. 1487 Гражданского кодекса. Согласно этой статье, вошедшей в четвертую часть ГК, на ввоз на территорию России любого товара требуется получать разрешение владельца торгового знака. Причем формально это правило одинаково распространяется как на юридических лиц, так и на частников.
Внимание широкой общественности оказалось приковано к таможенным порядкам в 2008-м, когда вступило в силу решение Арбитражного суда Москвы о конфискации битого Porsche Cayenne, ввезенного компанией «Генезис». По заявлению «Порше Руссланд», таможня конфисковала автомобиль, признав тот контрафактным – у «Генезиса» не было официального разрешения владельца торгового знака на ввоз машины в Россию. Однако «Генезис» не сдался и довел дело до Высшего Арбитражного суда, который в 2009 году пересмотрел дело. Президиум ВАС постановил, что добросовестно приобретенный товар не является контрафактным и конфисковывать его нельзя. После этого практика борьбы производителей с «серыми» импортерами складывалась по-разному. Но поскольку статья 1487 ГК осталась без изменения и позволяет достаточно широко трактовать ее нормы, некоторые производители (Wella, Evian, Uvex) сумели добиться решений в свою пользу – а потому предсказать исход дела Longines сложно.


ОФИЦИАЛЫ ПРОТИВ ОФИЦИАЛЬНОГО ТОВАРА
Движущей силой параллельного импорта являются различия в ассортименте и ценах на разных рынках, которые возникают как из-за особенностей налогообложения, так из-за ценовой политики и логистических ошибок производителей. В качестве забавных примеров такой практики можно привести случай, когда к российскому дистрибьютору Seiko с просьбой о поставках часов этой марки обратился… владелец одной из японских сетей. Причиной стали жесткие квоты марки внутри страны.
Серый импорт отчасти выгоден покупателям, так как дает им выигрыш по цене и ассортименту, однако создает серьезные проблемы официальным торговым сетям, поскольку почти неизбежно порождает демпинг. Да и потребители выигрывают не всегда: во многих категориях товаров производители адаптируют продукцию под особенности рынка. Это касается, например, автомобилей и электроники. Поручиться за полноценное функционирование неприспособленного к конкретным условиям товара нельзя – именно поэтому производители не берут на себя обязательств по сервисной поддержке неофициального импорта. Несмотря на эту и другие меры, на 100% избежать перетока товаров не удается.
В мире люкса существуют фирмы, которые занимаются скупкой у производителей или крупных торговых компаний залежавшихся партий товара и их дальнейшей реализацией. И хотя при этом продавец оговаривает определенные условия по реализации, никто не может точно предсказать, где именно всплывут отданные такой фирме часы или сумки. Наиболее распространенным каналом реализации стал Интернет, а одной из стран, куда благодаря высокому спросу и таким же высоким официальным барьерам стекается товар со всего света, – Россия. Особенно активизировалось «серое движение» в результате кризиса 2008 года, когда поток нераспроданных часов хлынул из США и Европы. С наступлением кризиса многие российские ритейлеры стали отзываться о сером импорте и интернет-торговле как о наиболее мешающих работе факторах.
С подобными каналами сбыта производители обычно борются по трем направлениям: таможенные преграды, запрет размещения информации в сети и контроль за каналами «утечки» товара.
Производители и их доверенные лица регулярно делают контрольные закупки в сети и стараются определить ритейлеров, отгружающих часы в Интернет. Некоторые компании предусматривают за такое нарушение достаточно жесткие санкции: кто-то грозит разрывом контракта, кто-то, как Maurice Lacroix, обязывает допустившего «утечку» торговца выкупить весь товар по розничной цене. Однако это не останавливает владельцев магазинов: на часовом рынке, где слабо работают инструменты типа распродаж, иного варианта превратить неликвиды в деньги, кроме работы с Интернетом, просто нет.
Некоторые марки, к примеру Breitling, отслеживают появление в сети изображений своих часов. Так как большинство интернет-магазинов формируют свои каталоги на основе сайтов производителей, это дает последнему повод подать иск по защите авторских прав на изображение. Однако существуют программы, вносящие в фотографии незначительные, с точки зрения покупателя, изменения, которые делают подачу такого иска невозможным.
Достаточно эффективным оказался институт «уполномоченных импортеров», который позволяет блокировать серые поставки. Применяли такую схему и часовщики: в частности, по информации компании «Мосалт», ей удалось остановить параллельный импорт одной из своих торговых марок.


ИСТОРИЯ ИСКАНИЙ
Судебные разбирательства, в том числе связанные с сетью, давно перестали быть новостью на часовом рынке. Одним из первых в их череде стал поданный весной 2006-го иск Seiko против владевшей в начале 2000-х доменом seiko.ru компании «Мастер+Тайм». На тот момент сайт содержал ряд объявлений компаний, занимавшихся ремонтом часов. Ссылаясь на закон «О товарных знаках», японский производитель требовал не только передать ему права на домен, но и выплатить компенсацию в 500 000 рублей за нанесенный бренду ущерб. Интересно, что в конце 1990-х «Мастер+Тайм» являлась официальным партнером Seiko, однако затем отношения между компаниями испортились. Иск закончился мировым соглашением: владелец «Мастер+Тайм» Лев Новогрудский передал спорный домен японцам, а те отказались от финансовых претензий.
В отличие от Seiko, Swatch Group пришлось столкнуться с реальными киберсквоттерами – так называют компании, регистрирующие массу доменных имен в надежде на последующую перепродажу. Адреса rado.ru, longines.ru, tissot.ru были зарегистрированы фирмой «Холмрук Лимитед», причем для придания легитимности сайт rado.ru был посвящен венгерскому математику Тибору Радо, а tissot.ru рассказывал о французском художнике.
Однако Swatch Group удается отстоять свои интересы. Месяц назад Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск Rado Uhren AG к компании «Холмрук Лимитед» о запрете использовать доменное имя Rado.ru и взыскал в пользу швейцарской компании 50 тысяч рублей компенсации. Такой же иск со стороны Tissot AG будет рассмотрен 11 октября. В апреле по иску Longines Watch Co. арбитраж Москвы обязал АНО «Региональный сетевой информационный центр» аннулировать регистрацию домена longines.ru. Наконец, в октябре 2010 года Swatch AG отсудила домен swatch.ru.
Кстати, вскоре после выхода первого номера журнала «Часовой бизнес» созвучное доменное имя watchbusiness.ru было зарегистрировано на одну из структур, близких к интернет-магазину bestwatch.ru. Каких-либо претензий наше издательство по этому поводу предъявлять не планирует.
Как и Seiko, Swatch Group успешно судилась в том числе и со своими бывшими партнерами. Прошлым летом по заявлению Omega SA комиссия Федеральной антимонопольной службы наложила штраф в 40 000 рублей на магазин «Консул». Взыскание было мотивировано тем, что сопровождавшая часы Omega англоязычная табличка Official Agent нарушает требования закона «О рекламе», так как непонятна потребителю.
Интересным прецедентом стало вынесенное в прошлом декабре решение Челябинского УФАС России о том, что часовой завод «Молния» нарушал антимонопольное законодательство, уклоняясь от заключения с ОАО «356 Авиационный ремонтный завод» договора поставки запасных частей. Расположенный в Энгельсе завод обратился в антимонопольный орган «после многочисленных безуспешных попыток заключить с часовым заводом договор на поставку запчастей для ремонта авиационных часов». И ФАС, и суд приняли во внимание, что «Молния» является единственным предприятием, занимающимся производством и поставкой авиационных часов, и истец не мог приобрести запчасти для их ремонта у других организаций. Помимо обязанности заключить договор, на ЧЧЗ «Молния» был наложен штраф в 100 000 рублей.
Кризис 2008 года, когда некоторые ритейлеры перестали выполнять свои обязательства по платежам, вынудил дистрибьюторов обращаться в суды. Насколько известно редакции, иски против злостных должников готовили многие оптовые компании, однако в большинстве случаев дело решалось мировым соглашением.
Как видим, иск Longines к Bestwatch.ru не первый на рынке, но он интересен величиной своих участников. Bestwatch является старейшим и, по некоторым данным, вторым по величине часовым интернет-магазином. Longines – один из важнейших брендов и в офф-лайновой торговле, и в онлайне. Лет 8–10 назад, когда поставки Longines в Россию осуществляли сразу несколько конкурирующих между собой дистрибьюторов, эта марка лидировала по выручке, приносимой интернет-торговцам, хотя по количеству проданных часов существенно уступала Casio и Tissot. Решение суда по данному делу однозначно повлияет на развитие российского часового рынка.
С учетом возможных апелляций окончательного решения часовщики дождутся в лучшем случае в ноябре. А до тех пор – делайте ставки, господа!

 

 

Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес" №5-2011

Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна