Борис Бойко: вспомним молодость!

Чтобы преодолеть черную полосу, важно концентрировать внимание на позитивных моментах жизни. Тем более что они есть всегда, а определенный спад темпов развития рынка дает возможность подумать о жизни – считает руководитель «Северной часовой компании». 

Можете ли вы сравнить кризис 2015-го с прошлыми?

Я против того, чтобы говорить о кризисе. Снижение, перемены – более правильно. Вон в Беларуси, в свое время, Лукашенко запретил использовать это слово, и правильно сделал.

Кстати, в 2008-2009-м наши власти тоже не говорили про кризис, и тот период мы прошли намного легче. Получается, ситуацию можно «заговорить»?

Однозначно! Слово имеет фантастическую силу. Говорят, оно было первоосновой всего. Наше поколение видело другие кризисы. А что такого особенного происходит сейчас? Снизились продажи? Да. Но разве это катастрофа? Я бы понял разговоры про кризис, если бы нам с вами было нечего есть, нечем заправить машину и т.д. Но пока этого и близко нет. Машин на дорогах столько же. Вчера был на сельскохозяйственной выставке, там количество компаний и размеры стендов по сравнению с прошлым годом только выросли, а самолет Санкт-Петербург – Москва был заполнен битком. Какие-то компании испытывают трудности, какие-то, наоборот, на коне.

Наверняка в жизни каждого из нас были периоды потяжелее сегодняшнего. Поэтому я не вижу повода паниковать. Я знаю людей, которые запаниковали уже сейчас, и ни к чему хорошему это не привело. У одного моего друга распадается семья: жена не способна вынести стенаний про «распродаю последний контейнер мебели, и я банкрот», она, как выяснилось, готова жить скромнее, но не готова переносить истерию про «последний контейнер». Одноклассник покончил с собой из-за того, что не смог выкупить магазины из залога. Стоило ли оно того? Бывают периоды, когда тяжело всем или почти всем. Но потом неизбежно либо следует подъем, либо привыкаешь к новым обстоятельствам. Главное – не потерять себя. И те, кто не спасовал, находят новые возможности, а ниши появляются тут и там. Мне кажется, нужно говорить не о том, как выйти из штопора, а о том, как в него не входить. Трудности нас лишь укрепляют. Слышал, наверное, что Ленинградские блокадники живут в среднем дольше, чем их сверстники, не испытавшие голода? И это не только потому, что выжили сильнейшие, просто длительное голодание перепрограммирует ген долголетия. Сегодня же нет никаких серьезных, экзистенциональных трудностей.

Растет ли в связи с санкциями ваше фермерское хозяйство?

Растет, но не в связи с санкциями, а благодаря естественным причинам: коровы рожают каждый год. Но если серьезно, сельское хозяйство для меня – не бизнес, а хобби, кстати, достаточно дорогостоящее. Я не стремлюсь получать государственные дотации, и бремя финансирования лежит пока на часовом бизнесе, так что санкции и спад могут повлиять скорее отрицательно. В период продолжающегося спада есть возможность немного переориентировать активность, освоить пласт принципиально новых знаний, завести свежие знакомства, посмотреть на мир немножко с других позиций. Когда рынок растет, нужно активничать. А сейчас, на мой взгляд, можно притормозить и осмотреться, потому что лишние телодвижения могут навредить. Есть возможность подумать, помириться с оппонентами, пожить более спокойной жизнью.

Подумать о чем? О стратегии?

Скорее о жизни. Стратегия – это для армий и флотов, для транснациональных корпораций с миллиардными оборотами. Для предприятий нашего калибра важнее тактика, способность к маневру, интуиция и желание победить на своем участке. Ведь мы в большинстве случаев просто реагируем на обстоятельства, позитивные и не очень.

Иногда для устойчивости бизнесу хорошо быть диверсифицированным. С прекращением контракта на дистрибуцию Skagena доходы оптового отдела здорово сократились. Хорошо это в данных условиях или плохо? Скорее хорошо: меньше рисков, связанных с курсовой волатильностью и отсрочками. Не угнетает кредиторская задолженность, предельно сокращен сток, так как нет ответственности перед держателями бренда за объем закупок и, соответственно, нет опасности затоваривания мертвыми позициями, которые, как ни крути, всегда сопутствуют бизнесу с фэшн-марками. Нам помогает розничная сеть – почти 30 магазинов. Оборот розницы просел, но не драматично. Прогнозы были пессимистичнее. Все это позволяет нам оценивать ситуацию как хорошую. Путем кадровых сокращений удалось повысить качество и трудоспособность коллектива. Остались самые толковые люди. Остался опыт жизнедеятельности в местных условиях. А возможности для часового бизнеса есть и будут всегда. Главное, их увидеть и не растеряться.

Кстати, что стало основой феноменального успеха Skagen?

Сейчас Skagen входит в Fossil Group, чьи акции котируются на бирже Nasdaq. Мне представляется, что лучше на этот вопрос ответят в самой Fossil Group. А что касается нашей работы с маркой в 2008-2015 гг., то ничего к сказанному ранее добавить не могу: была маленькая, но слаженная команда, работали с огоньком, быстро реагировали на складывающиеся обстоятельства. Прежде чем начать оптовые продажи, тщательно протестировали марку в собственной сети и в Интернете. Это позволило правильно сформировать сток как собственный, так и в магазинах. Бережно относились к клиентам: начиная от выбора водки и вина для гала-ужинов и заканчивая категорическим табу на слив «тугих» моделей нашим партнерам.

Таких «выстреливающих» проектов немного, но они есть всегда. Возьмите Ice Watch, который на некоторых рынках, например в Германии, продавал несколько миллионов штук. Или Daniel Wellington, чья популярность растет фантастически. Есть люди, у кого получается запускать такие глобальные сверхуспешные проекты. Ужасно интересно понять биохимию их успеха! Ведь главное, что мы приобретаем с годами, это не деньги или магазины, а опыт. Если сравнивать с прошлыми спадами, сегодня мы стали старше и опытнее. Да, в 1998 году мы были более энергичными и рисковыми. Но сейчас на нашей стороне знания и умения. Как мы выйдем из сегодняшней ситуации, зависит от того, что в нас окажется сильнее, что переборет: уныние, леность и стремление к сохранению «статус-кво» или интуиция и «мышечная память», которые заставят нас делать правильные движения в новых условиях.

А какими будут эти «новые условия»? Что поменяется на рынке?

Новые условия будут такими, какими мы будем их воспринимать. Однозначно, поменяется многое. Доходы людей не вырастут, это точно. Произойдет отход от наносного, от показной роскоши, от мнимых ценностей. Запуски отечественных крылатых ракет неизбежно ударят и по пристрастиям к гламуру, и одновременно усилят интерес к спортивному стилю и стилю милитари. Всем нам предстоит жить скромнее. Но не стоит огорчаться: спад происходит повсеместно, а не только в России, как может показаться. Похожие процессы идут везде. В начале сентября на выставке в Гонконге удалось пообщаться с коллегами из разных стран. Картина везде примерно одинаковая. В Бразилии нет ни санкций, ни нашего правительства, а ситуация в экономике не лучше. То же самое на Филиппинах, неважно обстоят дела в Корее. Валюта Малайзии обрушилась ровно так же, как и наша. Коллеги из Европы отмечают, что традиционная рациональность европейского покупателя переродилась в скупость. Так что мы находимся не более, чем в общем тренде.

Пока мы действительно очень далеки от кризиса. Большинство наших покупателей, в отличие, кстати говоря, от европейских, стремится сохранить прежний стиль потребления. Интересно наблюдать за поведением VIP-клиентов: в 2009-м они были в панике, и почти как один твердили, что жить по меркам 2007 года не будем никогда. Сейчас никакой нервозности или черного пессимизма в реакции тех же самых людей я не замечаю. Вероятно, сказался опыт очень быстрого – 2-3 года – возвращения на прежний или даже более высокий уровень потребления. Будет ли таким стремительным возврат к уровню 2012-2013 гг., я сомневаюсь.

Мне, наоборот, почему-то кажется, что в ближайшие 50-70 лет мы снова будем сверять статистику по данным за 13-й год. Теперь уже 2013-й. 

Автор: Вячеслав Медведев
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: Северная часовая компания