БОЛЬШИЕ И КРАСИВЫЕ

<p><span style="color: #808080"><span style="font-family: Verdana">Планировка интерьерного магазина</span></span></p>

Салонов интерьерных часов в России пока очень мало. Тем ценнее рекомендации компании IC-Salon, имеющей огромный опыт работы в данном направлении.

Салонов интерьерных часов в России пока очень мало. Тем ценнее рекомендации компании IC-Salon, имеющей огромный опыт работы в данном направлении. 
 
С обычными часовыми салонами торговля интерьерными часами имеет больше отличий, чем сходства. На протяжении многих лет наша компания нарабатывала опыт в этой области. Начав с небольшого отдела – всего 30 м2, мы постепенно нарастили и количество, и площадь торговых точек. Сейчас крупнейшая из них имеет площадь более 300 м2, а в общей сложности ежегодно только напольных часов мы продаем около 400 штук. Полученные знания позволяют нам предложить читателям ЧБ несколько рекомендаций по оптимизации их салонов интерьерных часов.
Первая рекомендация звучит банально: любым бизнесом нужно заниматься серьезно или никак. Для эффективного салона интерьерных часов потребуется помещение довольно большой площади. Если в вашем распоряжении всего 30–50 метров, лучше использовать их как-то иначе. Вторая рекомендация, подтвержденная многолетними наблюдениями, – не следует смешивать интерьерные часы с наручными. В обычном часовом салоне почти всегда остаются какие-то незанятые поверхности, и велик соблазн использовать их для настенных моделей. Это вполне можно делать, но нужно понимать, что добиться сколько-нибудь значимой прибыли от интерьерных часов в этом случае, скорее всего, не удастся.
 
 
МИНИМАЛЬНАЯ ПЛОЩАДЬ
Методом проб и ошибок мы пришли к тому, что минимальная площадь интерьерного салона должна быть не менее 80–100 метров. Почему? Во-первых, залог успеха магазина в том, что покупатель должен воспринимать его как единственное место в городе, где он может увидеть максимально широкий выбор товара. Это означает необходимость поддерживать в торговом зале экспозицию из большого количества моделей и, следовательно, значительную площадь. Опыт показывает, что минимальная коллекция напольных часов, на которую покупатель обращает внимание, составляет 5 штук. Для того чтобы пошли сколько-нибудь приемлемые продажи, необходимо выставить не менее 10 моделей. На практике мы поддерживаем ассортимент минимум из 35–40 напольных часов. Только такое количество позволяет показать все разнообразие стилей, цветов и ценовых сегментов. Соответственно, количество настенных моделей должно быть в несколько раз больше, плюс необходимо иметь 4–6 шкафов с настольными моделями.
Многие предприниматели пытаются уменьшить инвестиции в ассортимент интерьерного салона в надежде на торговлю по каталогам. Мы тоже пробовали идти по этому пути, но успеха не имели. Покупая серьезную вещь, люди хотят посмотреть и пощупать ее «вживую». Некоторые даже приносят элементы домашней мебели, чтобы проверить сочетание цветов. Чтобы клиенту было комфортно в вашем отделе, а также чтобы не допустить повреждение часов, салон должен иметь достаточно широкие проходы – минимум полтора-два метра. Не жалейте на них места: покупатель должен иметь возможность рассмотреть часы не только вблизи, но и с некоторого расстояния, особенно если речь идет о высоких напольных моделях. Это значит, что компоновка магазина, ширина проходов и расстановка товара должны позволять отойти от часов на 2–4 метра.
В дополнение к торговому залу с самого начала необходимо отвести место под подсобку для хранения упаковки. Да, это приводит к дополнительным расходам, но они неизбежны в интерьерном бизнесе. Иногда магазины используют склад в другом месте или хранят коробки в торговом зале, сверху шкафов или на стеллажах и т.п. Бесформенные грязные коробки портят впечатление от салона и крайне негативно сказываются на покупках, особенно – дорогих моделей. Ведь покупатель как бы примеряет интерьер вашего салона к своей квартире или дому. Разумеется, умом он понимает, что у него дома всех этих страшных ящиков не будет, но подсознание призывает поскорее покинуть этот склад и не иметь с ним ничего общего. Хранить коробки в другом месте и бегать за каждой из них на склад – также плохой вариант, далеко не все клиенты захотят ждать. Хотя нам для хранения упаковки от напольных часов иногда приходится арендовать дополнительное помещение.
По нашей практике, подсобка должна занимать около 20–30% площади торгового зала. Этого достаточно и для хранения коробок, и для всех операций по распаковке-упаковке часов. Мы никогда не проводим их в торговом зале, потому что оприходывание товара может занять много времени, а царящий в это время в зале беспорядок будет отпугивать клиентов. Подсобка может быть оборудована стеллажами, а может обойтись и без них. Практика показывает, что коробки большинства моделей отличаются друг от друга по размерам, и нормально организовать их хранение на стеллажах все равно не удается.
 
План салона в торговом центре «Европейский»
 
ЧЕТЫРЕ ЗОНЫ
Ключевой момент в планировке салона – зональность. В магазине должны быть четко выделены зоны с напольными, настенными, настольными часами, а также рабочая зона продавца.
Рабочее место может быть расположено в любой части зала, желательно только, чтобы оно было достаточно просторным – ведь здесь вам предстоит показывать и передавать покупателю весьма габаритные изделия. По той же причине мы используем специальный стол больших размеров. Помимо этого у нас есть еще и отдельный демонстрационный столик. Он имеет высоту примерно 1 м 20 см и позволяет эффектно показать клиенту настольные и каминные часы.
Поскольку основной оборот и прибыль салону дают напольные модели, мы стараемся акцентировать внимание покупателя именно на них. Чаще всего они размещаются в центре магазина на специальном подиуме или в наиболее просматриваемых местах. Например, в ТЦ «Европейский» они занимают остров в центре зала, и пространство спланировано так, что покупатель совершает «круг почета» вокруг них. Если бы мы разместили напольные модели вдоль стен, то уменьшилась бы площадь для настенных моделей.
Довольно высокий «остров» в центре салона закрывает часть магазина от взора продавца, и для контроля за залом в углах помещения мы устанавливаем специальные зеркала, которые позволяют наблюдать за пространством, не вставая с рабочего места.
Внешний периметр зала отдан под настенные модели, частично – под шкафы с настольными часами. По нашему мнению, перемешивать настольные часы с настенными неэффективно: клиент пришел за конкретным товаром, и наша задача – сделать процесс его выбора максимально удобным.
Настенные часы мы разделяем по типам механизмов (механические и кварцевые), а внутри этих групп – по стилевым направлениям. Это позволяет четко сориентировать покупателя по цене, а уже затем – по внешнему виду товара.
Некоторые магазины используют различные решения, позволяющие экономить площадь – например, раздвижные панели. Это приемлемо при работе с недорогими часами. В наших салонах нижняя планка цены товара составляет около 3000 рублей, и мы считаем, что подобное решение может негативно сказаться на имидже товара. К тому же двигающиеся элементы создают проблемы с креплением часов – нужно каким-то образом уберечь их от неизбежной вибрации, колебаний.
На наш взгляд, часы не должны висеть выше, чем 220–230 см от пола, иначе вы создаете трудности для покупателя, которому нужно задирать голову, чтобы рассмотреть что-то. К тому же получается, что человек видит модели не под тем углом, под каким они будут висеть в реальной жизни, и их восприятие искажается. Не говорю уже о проблемах, которые возникают при необходимости повесить или снять модель с такой высоты.

Разумеется, каждое конкретное помещение имеет свои особенности, которые приходится обыгрывать при планировании магазина. Большое значение при этом имеет торговое оборудование, которое способно сгладить многие проблемы – про него мы расскажем в следующей статье.

Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес" №3-2011

Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна