Базель. Тридцать лет спустя

<font color="#808080" face="Verdana">На часовом фронте – без перемен</font> Базель 2002Марки, модели, тенденции, представленные на юбилейной выставке в Базеле.
В этом году выставка часов и ювелирных изделий в Базеле собрала уча­стников и посетителей в тридцатый раз. Мировой часовой рынок сего­дня немыслим без этого мероприятия. Оно стало витриной, в которой  можно увидеть и то, что было в прошлом году, и то, что будет в ближайшем будущем. Что же увидели мы в этой витрине в 2002 году?
Предел унификации
Главный зал выставочного комплекса в Базеле. По традиции, к нему приковано наибольшее внимание публики и журналистов, на его стендах ожидают увидеть самые интересные новинки. Так и хочется сказать: «Здесь собрались все наиболее известные часовые фирмы мира». Однако это неверно: большинство про­изводителей эксклюзивных часов уже несколько лет представля­ют свою продукцию в другом месте — на почти одновремен но проходящей выставке в Женеве. Туда же в этом году переехали из Базеля Jaeger-leCoultre, IWC, A. Lange & Sohne. А в главном зале в Базеле собрались Swatch Group, занимавшая, наверное, четверть всей площади, Rolex, Ulysse Nardin, Zenith, Corum, Ebel, Chopard, Patek Philippe и множество известных условно-незави­симых компаний. Почему «условно»? Потому что все они исполь­зуют механизмы или детали, производимые фабриками, входя­щими в Swatch Group и, соответственно, зависят от нее. Без трех ушедших фирм выставка стала несколько более скучной, а вели­чие Swatch Group — чересчур заметным.
Ulysse Nardin Genghis Khan
Многие из тех, кто побывал в Базеле, отметили, что новых и интересных моделей в этот раз меньше, чем в прошлые годы. Отчасти это связано с экономической ситуацией. Прошедший год был для часовщиков очень неровным. В начале все ожидали повторения рекордов 2000-го, ближе к середине года ухудшаю­щееся состояние мировой экономики развеяло оптимизм, а после событий 11 сентября, продажи, казалось, вообще остано­вились. Однако всеобщий экономический кризис, к счастью, так и не грянул, спрос в ноябре-декабре несколько вырос, и в итоге объем продаж остался примерно на уровне 2000 года.
Не будучи уверены в благоприятной конъюнктуре в буду­щем, производители часов решили не пускаться в рискован­ные эксперименты, сосредоточив свои усилия на том, что пользуется гарантированным спросом. Новинки, представлен­ные в этом году большинством компаний, во многих случаях были переработками моделей, впервые увидевших свет 2-4 года назад, или несколько видоизмененными вариантами удачных идей конкурентов. Лишь несколько компаний реши­лись на серьезный пересмотр модельного ряда.
В результате, если раньше часы были одинаковыми с точки зрения используемых механизмов, то сегодня модели разных фирм и внешне становятся мало отличимы друг от друга. Поч­ти на каждом стенде были круглые классические часы, прямо­угольники, «бочки» с циферблатом a la Franck Muller и т.д. «Разнообразное однообразие», как охарактеризовал ситуа­цию один российский часовщик.
Цветное время
Пусть ярких, заметных новинок на выставке было немного, но изменения в мире часов — налицо. Часы перестают быть просто счетчиком времени, становясь, прежде всего, аксессуаром, эле­ментом имиджа и стиля человека, предметом коллекционирова­ния. В самом деле, кто станет покупать Sky Moon от Patek Philippe для того, чтобы узнавать по ним время? А по многим моделям ювелирных часов определить время почти невозможно. Новые роли приводят к изменению часов, самыми важными в них становятся не показатели точности, а дизайн и идея, дух.
Этот «Базель» стал «выставкой цвета». Если раньше едва ли не единственным цветным элементом часов был цифер­блат, а корпуса имели либо стальной цвет, либо золотой, то сегодня все больше компаний предлагают модели с деталями самых разных расцветок; наиболее популярны черный, голу­бой и розовый тона. Немалый вклад в цветовое разнообразие вносят перламутровые циферблаты и драгоценные камни, появляющиеся в моделях даже тех марок, которые традици­онно выпускали недорогие часы.
Меняются формы корпусов. Фаворитами по-прежнему оста­ются «бочки», но все больше дизайнеров экспериментируют со всевозможными нетрадиционными, асимметричными формами. Набирают популярность тканевые или имитирующие ткань ремешки, браслеты с использованием каучука. И, как следствие всех этих изменений, растет средняя цена часов.
Patek Philippe Sky Moon
Перед бурей?
Впечатление чего-то недосказанного оставили в этом году японские компании. Впервые в пресс-центре выставки распростра­нялся комплект материалов, включающий информацию по всем японским производителям, включая отсутствующий на выставке Orient, и данные о результатах работы часовой промышленности Японии в целом. Кстати, пресс-кит того же Orient содержал опи­сание новой модели — хронометра с оригинальным механизмом, — переводящей эту марку в одну категорию с именитыми швей­царскими брендами. Компания Seiko, проведя в прошлом году реорганизацию своих часовых подразделений, выступила почти в духе швейцарцев: показала публике обновленные модели старых коллекций и огромное количество дорогих механических часов, продаваемых только на японском рынке. Ее сосед по стенду, Citizen, представил целый набор моделей с картой звездного неба и прочими «прибамбасами». Помимо традиционно конкурирую­щих технологий Kinetic и EcoDrive, обе японские компании «выта­щили из сундуков» уже немного запылившиеся разработки на тему вечного двигателя: Springdrive и EcoDrive Termo.
Но не это главное. Похоже, японцы готовятся к очередному рывку. Вероятное направление этого рывка — смену модельного ряда и миниатюризацию механизмов — можно было предугадать, побывав на стендах Citizen и принадлежащей этой компании фабрики по выпуску механизмов — Miyota. Помимо прочего, Miyota показала самый маленький в мире кварцевый хронограф. Сфера применения механизма прослеживается из его рабочего названия, которое японцы тщательно закрашивали в раздавае­мых буклетах: Baby Chronograph. Другая новинка призвана похо­ронить все усилия швейцарской Ronda, активно рекламирующей свой самый маленький кварцевый механизм, диаметр которого составляет 10 мм. Центральное место на стенде Citizen занимали часы с почти квадратным (размеры 5x6 мм) механизмом. Если он действительно будет запущен в серию, то станет на сегодняшний день самым маленьким среди массовых механизмов. Его миниа­тюрность открывает совершенно новые возможности для дизай­неров часов. Что готовит Seiko, осталось неизвестным — подраз­деления этого концерна, производящие механизмы, в выставке не участвовали, но их персонал работал там активно.
 Янки в Базеле
Пожалуй, наиболее интересными в этом году показались стенды американских компаний. Причем интересными сразу в трех аспектах: новые технологии, использованные в часах, ори­гинальный дизайн и профессиональная подача товара.
Fossil выпустил часы-хамелеон, меняющие цвет циферблата по желанию владельца. Самыми запомнившимися цифровыми часами на выставке была модель S+arck — плод сотрудничества Fossil с дизайнером Филиппом Старком. Кстати, отношение к цифровым часам как к дешевой продукции постепенно прохо­дит; они появляются на стендах все большего числа компаний, относящихся к «высшей лиге». Другой интересный проект Fossil (на этот раз совместно с Seiko) — создание линий детских часов Disney и Harry Potter. Ребенку, носящему такие часы, будет завидовать и взрослый: настолько тщательно продуманы все детали и безупречно качество изготовления. Timex, помимо ряда многофункциональных моделей, представил первый в мире хро­нограф с подсветкой Indiglo. Невозможно было пройти мимо поистине «космического» дизайна часов на стенде Oakley. Аме­риканские компании, наращивающие усилия по продвижению своей продукции на европейский рынок, достигли неплохих результатов. Однако у нас они пока фактически неизвестны — в России присутствует разве что Timex.
Второй эшелон
Если у тебя за спиной нет столетней истории и ты не явля­ешься частью крупного концерна, то, чтобы выжить, приходится «крутиться», придумывая что-то свое. Именно этим занимаются множество французских, немецких и итальянских фирм, ориен­тированных на нестандартный дизайн. Их специализация — экс­перименты с формами, цветами, материалами. Наиболее удач­ные идеи маленьких фирм затем доводятся и тиражируются компаниями «первого» эшелона.
Одни из этих компаний являются полностью независимыми, другие работают в связке с Домами моды и производителями спортивных товаров. Продукция большинства из них пока мало нам знакома. Ведь у западного покупателя вторые-третьи часы — это дизайнерская или спортивная модель, а россиянин, как правило, имеет всего одни часы, и это — часы классические. Однако ситуация вот-вот должна поменяться. Следующим эта­пом после насыщения рынка такими марками, как Tissot и Romanson, станет появление множества небольших фирм, нацеленных на выпуск продукции, придающей человеку индиви­дуальность.
AHCI
Вклад небольших фирм велик не только в дизайне; это же касается и разработки нестандартных механизмов. Далеко не все изобретения делаются согласно календарного плана иссле­довательских отделов крупных концернов. Самые интересные вещи в истории человечества всегда придумывали одиночки, сегодня именно они развивают тему под названием «механичес­кие часы». Несколько таких мастеров-одиночек собрались и организовали Академию независимых часовщиков (AHCI), на небольшом стенде которой можно было увидеть самые сложные часы на базельской выставке: «летящий» турбийон, часы с двумя роторами автоподзавода, репетиры и многое другое. Еще один проект, собравший таких гениев, — Gold Pfeil — уже второй год вызывает огромный интерес во всем мире.
На стендах многих небольших частных компаний были представлены интереснейшие вещи. Только подавались они с гораздо меньшим шумом и помпой, чем в главном зале. Причина проста — скромные рекламные бюджеты.
...В последний день пребывания в Базеле нас привлекла витрина небольшого магазина около вокзала. Там были выставлены часы. Разные. Что-то из недорогих моделей Maurice Lacroix — примерно за $300, Tissot — около $70, Delma, Seiko и т.д. Но больше всего поразила цена на Omax (а они были в той же витрине) — $50! Конечно, привокзальные ларьки — это совершенно отдельная категория магазинов, но все же диспропорция в ценах поражает. Насколько же отлича­ется жизнь и рынок «у них», где фактически каждый может купить себе Omega, и у нас, где не более 10% населения могут позволить себе иметь Tissot...
Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес" № 2-2002

Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: Выставки Patek Philippe Jaeger-LeCoultre IWC Rolex Zenith Ebel Ulysse Nardin Chopard 2-2002 A. Lange & Sohne Corum