Базель и Женева 2004

Больше классики, больше жизни

Как уже было неоднократно отмечено, Baselworld 2004 оказался слабоват по части сенсаций. И в ряду событий на рынке и среди новых моделей не возникло ничего такого, что надолго бы стало предметом всеобщего обсуждения. Что, конечно, плохо для прессы, но вполне удовлетворительно для торговли: рынок на подъеме, продажи растут, а прошлогодний модельный ряд органично переходит в новый. Нет революций – значит, есть поступательные тенденции. И вот их, как раз, и было бы интересно обсудить.

 

Что за тенденция, однако?
С самого начала хотелось бы заметить, что понятие «актуальности» в часовом деле в большей степени искусственное и поддерживается в основном самими производителями. В принципе, восприятие рядового покупателя незначительно изменилось с XIX века. Когда мы говорим о часах как о массовом товаре, то имеем в виду такую вполне конкретную штуку со стрелками и циферблатом, а все остальное (дизайн, имидж, материалы и дополнительные функции) возникает уже по мере воздействия на мозг маркетинговой стратегии марок. Иначе говоря, новинки в часах появляются отнюдь не «по просьбам трудящихся», а по инициативе производителей, которым потом приходится изо всех сил раскручивать новые идеи.
По всем признакам часовая индустрия стремится стать такой же отлаженной броненосной машиной, как индустрия моды. Шутка ли – два раза в год заставлять людей почувствовать, что их гардероб безнадежно устарел, даже если еще не со всех вещей ценники срезаны. Часовым производителям (несмотря не то, что часы устаревают, только когда ломаются) удалось создать у мирового бомонда приобретенный рефлекс каждой весной интересоваться «А что новенького показали в Базеле и Женеве?».
Безусловно, ежегодно на Baselworld что-то новое неизменно появляется. Более того, иногда мысли инженеров ведущих брэндов настолько слаженно текут в одном направлении, что действительно возникает ощущение некоторой тенденции (я бы сказала, мини-тенденции).
Скажем, уже который год подобно снежному кому плодится и множится тема турбийонов. В этом году можно было наблюдать буквально «ураган» новинок в этом области: от одно- до трехосных, супербыстрых (Zenith), с закрытым турбийоном (Jaquet Droz) подобно тому, что в прошлом году представил Patek Philippe. Более того, знаковым событием можно считать тот факт, что и производители среднего сегмента, как, например Frederique Constant выпустили в этом году модель с турбийоном. Кстати, интересно, что крупнейший производитель этих устройств – швейцарский завод Progress, находится на грани закрытия. Кто подхватит его знамя?
Однако при всей популярности этого вида complications, пока турбийон не станет предметом массового тиражирования и не уйдет в средне-нижний рыночный сегмент, назвать его тенденцией язык не поворачивается, и он по-прежнему останется модным явлением у верхушки часовых ценителей.
 
Каждый год возникают две-три такие модные идеи. Например, в 2003 очень популярной была астрономическая тема, до этого наибольшим интересом пользовались модели с вечными календарями. В этом году одной из таких характерных «модных фишек» можно назвать однокнопочные хронографы. Их представили и Blancpain, и Jaquet Droz, и De Bethune, и Cartier, и Chronoswiss. Вообще тут уже просто интересно, сколько еще усложнений смогут отыскать в антикварных каталогах ведущие часовые производители, чтобы развлечь своих поклонников.
Но даже если турбионы и однокнопочники трудно считать тенденциями в часовой индустрии, то это не значит, что она пребывает в вечном застое. Модные идеи накапливаются, трансформируются в нечто более простое и постепенно превращаются в массовое явление. Некоторые признаки этого движения мы можем наблюдать и в этом году.
Quovadis?
Модные тенденции похожи на движение тектонических плит: они предсказуемы, они неотвратимы и они в какой-то степени незаметны обычному глазу. Это действительно так. Скажем, расклешенные брюки покидают подиумы haute couture под всеобщее недоумение, а через полгода «клеши» выныривают везде: в бутиках, на рынках, в метро и в Большом театре, и мода на них держится не сезон и не два, а несколько лет. И хотя все прогрессивные аналитики будут доказывать, что клеши – это вчерашний день, простой обыватель будет их носить до последнего. Пока не затошнит. Тут и пройдет мода.
В часовой отрасли действуют те же механизмы, только они еще больше разнесены по времени. То же увлечение турбийонами, по-прежнему остающееся прерогативой престижных марок, накапливалось, накапливалось и переродилось в массовом сегменте в обилие моделей с «открытым сердцем». Баланс-спираль, видимый через окошечко на циферблате – это уже тенденция, которую подхватили и наши отечественные массовые производители, например, фирма «Орион».
Кстати, приятно отметить, что если еще два года назад мировая часовая мода доходила до России нескоро и лишь слабыми отголосками, то уже сегодня вкусы западных и отечественных потребителей почти сравнялись, особенно в регионе до Урала. Поэтому, когда осенью на прилавках магазинов появятся Базельские новинки, не исключено, что они придутся как раз «в тему» тех самых модных тенденций, которые неотвратимо захватывают часовую индустрию.
Цвет, форма, материалы
Как уже было сказано, часовая мода предсказуема. И все, о чем говорили маркетологи осенью 2003 года, вначале на Inhorgenta, а затем на Baselworld в точности подтвердилось.
В первую очередь это касается формы и размера часов. Последние четыре года мода упорно диктовала тенденцию увеличения корпуса и в мужских, и в женских моделях. Казалось, еще чуть-чуть и мы будем носить будильники на ремешках. Однако уже в прошлом году стали появляться у многих компаний модели стандартного размера. Предсказывали, что «рост» часов наконец-то прекратиться, что, к счастью, и произошло в этом году. Более того, в некоторой мере начался и обратный процесс. Самым популярным размером корпусов на выставке был диаметр 40-42 мм, а дамские часы вообще вернулись к своему классическому миниатюрному виду. Самый яркий пример: модель Lady 5 Straps от Blancpain (компании, которая хоть и относится к высшему ценовому сегменту, прекрасно чувствует массовую конъюнктуру) – маленькие круглые часики диаметром 22 мм. Последнее должно быть особенно приятно для российских продавцов, поскольку мода на крупные женские часы в нашей стране так и не прижилась.
Тенденция возврата к корням, а точнее «возврата к кругам» четко наметилась и в отношении формы часовых корпусов. Если прошлые 3-4 года были временем «бочек» и прямоугольников, которые диктовал господствовавший в часовом деле маньеристский стиль Ар Деко, то теперь в моде классика, и наибольшей популярностью у часовых модельеров пользуется традиционный круг. Конечно, это не значит, что все часы сразу стали круглыми – прежние формы не ушли совсем, они просто немного «сплюснулись»: бочки превратились в TV-экраны, а прямоугольники – в квадраты.
Более классическими, а, главное, функциональными стали и популярные сейчас на мировом рынке спортивные часы. Если раньше спортивные модели напоминали огромные «шайбы», призванные своей массивностью демонстрировать крутость и неубиваемость, то сейчас на выставке обращали на себя внимание скромно и динамично выглядевшие модели, эргономика и функции которых специально созданы для людей, занимающихся спортом.
Кстати, именно в этой области стал четко виден водораздел между действительно актуальными и интересными марками и теми, кто только копирует уже проверенные тенденции.
И это не зависит от ценового сегмента марки. В то время как некоторые компании средне-низкого диапазона представили целый ассортимент ярких, «мощных» моделей, самых невообразимых форм, которые выглядели уже несколько комично, марки, чувствующие рынок, сделали свои выводы. Romanson представил коллекцию интеллигентной классики,а спортивно-молодежный брэнд Casio (не участвовавший в Базеле, а представивший новинки на Inhorgenta) – уменьшенные и более рациональные версии G-Shock и Pro-Trek.
Кстати, о цвете. Цветовая гамма тоже претерпела серьезные изменения. Яркое радостное буйство красок, в последние годы характеризующее массовый часовой сегмент, а особенно фэшн-брэнды, ушло в прошлое. На смену ему пришло контрастное сочетание «стальной-черный», а в спортивных моделях для придания динамичности к этим двум основным цветами иногда добавляется красный и уж совсем редко – синий. Самое интересное, что в отношении цвета схема «ведущие марки – средний сегмент – массовое производство» сработала в обратную сторону. В то время, как массовый производитель в стремлении добавить себе солидности, вернулся к классической престижной гамме, марки haute horlogerie (Zenith, Blancpain) расцветили свои модели всеми цветами радуги. Тем не менее, очевидно – яркость и некоторая вульгарность окончательно вышли из моды. Пример тому: печальное положение в этом году брэнда Technomarin, сделавшего себе имя на провокационном сочетании бриллиантов с цветным пластиком.
И, наконец, розовое золото одержало решительную победу над желтым. И совсем исчезли из новинок биколорные модели в сочетании «сталь-золото». Эта тенденция опять же наметилась еще в конце прошлого года: уж если часы золотые, то они и должны выглядеть золотыми.
Оранжевый курьез
Единственные два цвета, которые в фаворе в этом году – белый и оранжевый. Последний пользовался такой популярностью, что из всех выставленных на стенде новинок последней коллекции Alfex, в первый же день кто-то умыкнул именно оранжевый прототип. А неожиданно свежие модели практически полностью белого цвета, не сговариваясь, представили самые разные марки, от дизайнерских до классических: Bvlgari B.Zero1, Omega Aquarella, Chanel J12, Raymond Weil Don Giovanni Cosi Grande, Harry Winston Lady Premier Chronograph.
Год мультиков
Самой яркой тенденцией этого года, по-видимому, надолго оккупировавшей часовую отрасль стало стремление сделать любую часовую модель как можно более «живой». Часовые усложнения перестали быть вещью в себе, доступными лишь ценителям, они стали максимально наглядными. Часы должны быть «анимационными», настолько, чтобы владелец мог и сам ими любоваться, и показывать друзьям. Другими словами, помимо трех основных стрелок в часах обязательно должно быть еще что-то движущееся: турбийон в дорогих часах, открытый баланс в более дешевых, стрелки хронографа, индикаторы запаса хода или любая другая дополнительная индикация. Также очень популярные часы с LCD, отображающие сразу множество дополнительных функций или анимационные картинки (Casio, Fossil). При этом функциональность дополнительных устройств, их сложность не имеют принципиального значения, важно, чтобы в часах было что-то приковывающее взгляд, какой-то «мультик».
Нет, конечно, это не означает, что часы в скором времени станут заменой тамагочи. Однако превращение серьезных и элитарных complications в развлечение для среднего покупателя – это уже тенденция. Ведь отметился же Citizen кварцево-механическим хронографом с индикатором запаса хода и будильником ценой около 500 евро, и вечным календарем ценой около 1000 евро. Так что не исключено, что в скором времени мы увидим первый массовый турбийон.
Лиза ЕПИФАНОВА
 

Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес" № 3-2004

 

Автор: При перепечатке активная ссылка на источник обязательна
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: Casio Выставки Baselworld Technomarine Patek Philippe Omega Zenith Raymond Weil Frederique Constant Fossil Romanson Citizen Bvlgari Орион Chanel Inhorgenta 3-2004 Jaquet Droz Harry Winston