БАЗЕЛЬ
По ощущениям, сложившимся после посещения весенних выставок, часовой мир находится на распутье и мучительно соображает, что делать дальше.
По ощущениям, сложившимся после посещения весенних выставок, часовой мир находится на распутье и мучительно соображает, что делать дальше.
По ощущениям, сложившимся после посещения весенних выставок, часовой мир находится на распутье и мучительно соображает, что делать дальше.
Количество интересных новинок, представленных на крупнейших часовых выставках, постоянно колеблется. Один год мы видим целый фейерверк захватывающих моделей, идей и концепций. А в следующий раз, разглядывая большинство новинок, приходится играть в детскую игру "Найди 5 отличий" - настолько похожи они на прошлогодние. Причем поскольку разработка и освоение модели дело не быстрое, количество показанных новинок оказывается слабо связано с экономическим положением фирмы или другими факторами.
Несмотря на рекордные показатели, которых достигла в прошлом году часовая отрасль, нынешние выставки были скорее скучными, чем фантастическими. Безусловно, были и интересные модели, и новые идеи, но ярких, действительно запоминающихся вещей было мало.
Basel must!
Официальный пресс-релиз Базельской выставки рапортует об очередных достижениях. Число посетителей составило 94 200 человек, что на 5 % больше, чем год назад. Наверное, 5 % не большой прирост, поскольку, по ощущениям, количество посетителей не увеличилось. Равно как мало изменился и их состав. Даже русская речь, вопреки опасениям, звучала по-прежнему часто. Опасения были связаны с чередой проблем, возникших у московских компаний. Перед выставкой многие гадали, сколько россиян будет в Базеле? Приехали все. Что делать: BaselWorld стал обязательным мероприятием для каждого, чей бизнес всерьез связан с часами. Именно так - BaselWorld это must! - высказали свое отношение к выставке 96 % опрошенных организаторами посетителей.
Рисковый рынок
"О, русские! Вы все-таки приехали? Интересно зачем, если вы уже полгода ничего не покупаете?" - примерно такие слова читались в глазах большинства производителей. Россия, еще вчера считавшаяся одним из самых динамичных рынков и входившая в Топ-15, внезапно стала лидером по количеству головной боли. Последние отгрузки у многих компаний прошли чуть ли не в сентябре. "Я остановил все операции в России, - говорит глава одной всемирно известной фирмы. - Против наших российских партнеров идет следствие. Я сам приехал в Москву, но меня без объяснения причин 8 часов продержали в "Шереметьево". Конечно, Россия - большой рынок. Но не единственный, и мы не намерены ради вашей страны терять деньги и нервы".
В этом году редкая встреча производителей с российскими дистрибьюторами проходила в теплой дружеской обстановке. Гораздо чаще шло скрытое или открытое выяснение отношений. Швейцарцы выражали недовольство остановкой продаж, требовали перезаключения контрактов, грозили сменой дистрибьютора и т. п. В ответ россияне пытались добиться от иностранцев инвойса, оформленного в соответствии с требованиями российской таможни, разбирались, кто кому должен денег, и объясняли, что от смены дистрибьютора ситуация не улучшится. Кто-то из наших поспешил воспользоваться сложностями соотечественников и перехватил дистрибуцию по ряду марок. Другие, страхуясь, целыми днями нарезали круги вокруг отдельных стендов, отгоняя от них конкурентов. Так или иначе, но распределение марок по дистрибьюторам в итоге осталось по большей части прежним.
И если уж речь зашла о соотечественниках, хочется сказать об экспозиции российских производителей. В отчете об Inhorgenta я писал, что наши часовщики научились-таки делать продукцию, которая едва ли не превосходила то, что было выставлено на большинстве остальных стендов. Разумеется, Базель - не Мюнхен, уровень фирм здесь совсем иной, и сравнивать "союз" с Patek Philippе - нельзя. Но и здесь наши часы как товар смотрелись вполне достойно. Конечно, в зал 1.0 нашим пока рано, но в зале 5.1 и даже в 1.1 большинство российских часов смотрелись бы вполне гармонично. Поэтому было очень обидно, что в этот раз россиянам досталось крайне неудачное расположение. Их разместили на нижнем этаже ювелирного зала, где никто из посетителей выставки и не ожидал встретить часы. Стенды "Волмакса", "Востока-Европы", "Рекорда-Союза" и "Славы" даже не были указаны в информационном буклете, посвященном часовым. Но тот факт, что даже при столь неудачном расположении большинство компаний сумели-таки найти партнеров, лишний раз говорит о более чем приличном качестве продукта.
Новоселье
Во все времена расположение и размер стенда на BaselWorld служил своего года отражением статуса компании в часовом мире. статус, так же как и имидж марки, вещь довольно статичная и меняется редко. Поэтому и стенды у большинства участников BaselWorld остаются неизменными едва ли не десятилетиями. Иногда кажется, что если оставить сумку на одном из них, то через год преспокойно найдешь ее на том же месте. В этом году постоянные посетители BaselWorld, привыкшие к стабильному расположению и неизменному дизайну стендов, были немало удивлены переменами.
Самое большое обновление претерпел павильон 2, где традиционно размещаются стенды ювелирных компаний. Один из его углов, получивший название First Avenue, был перестроен, и там впервые за всю историю выставки разместились двухэтажные стенды крупнейших компаний. Таким образом ювелиров наконец-то уравняли в правах с часовщиками, для которых огромные двух- и даже пятиэтажные дворцы стали привычными.
Но First Avenue появилась не случайно: казалось, у организаторов выставки есть проблемы с заполнением ювелирного павильона. На невостребованное ювелирами место "поселили" несколько часовых компаний, включая уже упоминавшихся россиян. Затем перетасовали остальные павильоны. Кого-то из павильона 5, где по негласной иерархии располагаются "многообещающие" и "не совсем швейцарские" марки, перевели в 1.1 ("швейцарские, но не самые престижные"). Ряда имен выставка недосчиталась: Chaumet, Titoni, Barthelay, Hermle и еще несколько немецких марок. Выставка - мероприятие недешевое, и некоторые компании сочли, что могут найти лучшее применение для полумиллиона долларов. Зато Swatch Group расползлась за пределы своей центральной площадки в зале 1.0. На втором этаже в зале 1.1 появились стенды cK Bijoux, Leon Hatot Jewellery, Mango (ювелирная линия титульного брэнда Swatch) и Endura.
И лишь в главном зале выставки - 1.0 - изменений в составе жильцов почти не произошло. Зато обновились стенды. Breitling, прославившийся тем, что каждый год привозил на выставку то самолет, то лимузин, в этом году разместил на стенде огромный 60-тонный аквариум с тысячей рыб. Corum обклеил весь стенд кожей морского ската (крайне дорогой материал) и украсил оригиналами картин Кокто и других известных художников из личной коллекции северина Вундермана. По этому поводу кто-то из наших высказался в духе: "Здесь одна рама стоит дороже, чем многие стенды вместе со всей продукцией". Обновился дизайн стендов Pequignet, Eterna. Seiko привезла болид "Формулы-1" и гору каких-то бочек.
Не меньшие изменения произошли на втором этаже. Dior, Maboussin, Korloff, Harry Winston, Hermes, Guess, Fossil полностью изменили дизайн стендов. Как выяснилось, компании затеяли перестройку не просто так. Все они приняли в качестве одного из основных направлений развития открытие фирменных бутиков. И новый дизайн выставочного стенда демонстрирует облик будущих магазинов.
Вообще, эпидемия под названием "бути-комания" захлестнула часовой рынок. Почти каждая более-менее уважающая себя компания или уже открыла, или в ближайшие месяцы планирует открыть бутики в крупнейших городах мира. Большинство из них посматривает и в сторону Москвы. Во всяком случае, руководители нескольких компаний задавали вопросы о возможности найти в Москве подходящее помещение. При этом никто не говорит о коммерческом эффекте бутика - он просто должен быть.
Тенденции-2006
Ну а что же сами часы? Увы, интересных моделей в этом году было немного. Ситуация в чем-то похожа на 2004 год, когда большинство компаний представили слегка модифицированные версии прежних бестселлеров. Однако некоторые тенденции в часовой моде выделить все же можно.
Во-первых, возвращается волна популярности квадратных и прямоугольных часов. Их представили почти все производители, даже те, кто, как Breitling, всю жизнь принципиально выпускали только круглые модели.
Во-вторых, часовщики все больше поворачиваются в сторону слабого пола. Большинство новинок приходилось именно на женские модели. Как и положено, в них активно используются камни и яркие краски. Но главным цветом 2006 года был белый, т. е. цвет стали или белого золота. Моделей желтого или красного золота намного меньше. И уж совсем экзотикой выглядели двухцветные часы. Наряду с белым набирает популярность черный цвет корпусов и браслетов.
Третьей тенденцией этого года стало активное движение часовых компаний в сторону бижутерии и ювелирных изделий. Многие производители стали дополнять часы ассортиментом различных украшений, выполненных в том же стиле. Подобными вещами в прошлом баловались некоторые фэшн-марки. Но теперь волна докатилась и до традиционных часовых брэндов. В Базеле свои коллекции ювелирных изделий представили Breguet, cK, D&G, Blancpain, Leon Hatot, Van Der Bauwede и многие-многие другие.
Одна из версий, объясняющих довольно маленькое количество новинок, сводится к тому, что в этом году компании постарались представлять только готовые к выпуску модели. Не секрет, что в прошлые годы большинство показанных на выставке новинок представляли собой лишь макеты. Многие из них появлялись в продаже только спустя 6, а то и все 12 месяцев после премьеры, что создавало различные сложности. Помню, года четыре назад дело дошло до смешного. Одну из базельских премьер - модель Intuition - компания Maurice Lacroix начала поставлять только осенью. А точно те же часы в исполнении известного корейского производителя были в продаже уже в июне. В этом году 99 % показанных в Базеле новинок или уже запущены в производство, или появятся в продаже в течение одного-двух месяцев.
Страшная дата
Три года назад Хайек переполошил часовой мир обещанием прекратить с 2006 года поставки механизмов сторонним фирмам. Поэтому BaselWorld-2006 ждали с интересом: что же произойдет? Не произошло, по большому счету, ничего. Несмотря на наступление страшной даты, Swatch Group по-прежнему поставляет механизмы всем желающим. Но само заявление Хайека подтолкнуло часовщиков к разработке собственных механизмов. И хотя сегодня опасность остаться без моторов, кажется, миновала, процесс уже набрал силу. Почти каждая уважающая себя компания считает своим долгом иметь хотя бы один собственный калибр. Многие, как Maurice Lacroix и Frederique Constant, сделали собственные механизмы гвоздем выставочных презентаций.
Вместе с тем отношение часовщиков к "доморощенным" механизмам неоднозначно. с одной стороны, это позволяет компаниям выделится, с другой - создает множество проблем. Чаще всего по основным параметрам, в т. ч. надежности, собственные калибры уступают стандартным EТА, а если владелец часов столкнется с необходимостью ремонта, то будет вынужден несколько месяцев ждать нужную запчасть. Но производители считают, что это мелочи. Главное - у нас есть свой механизм, мы - мануфактура!
Делу - время!
Женевский салон высокого часового искусства по облику и концепции - почти полная противоположность выставки в Базеле. Однако внутри отличий гораздо меньше, чем кажется на первый взгляд. если откинуть несколько моделей, представленных в виде прототипа с неясными перспективами запуска в серийное производство (в отличие от Базеля здесь еще не переболели прототипами), то интересных новинок останется опять же пяток. Тенденции все те же: больше женских, элегантных, белых (с поправкой на иной ценовой диапазон - платиновых) моделей, своих механизмов. Roger Dubuis показал сразу 6 новых калибров, а Jaeger-LeCoultre - целых 7. Vacheron Constantin запустил платиновую коллекцию. Cartier представила совершенно новую женскую модель La Donna.
А вот команда Вартана сирмейкеса наглядно показывает, что даже серьезным делом можно заниматься с юмором. еще не было года, чтобы наряду с чем-нибудь революционно сложным на вилле Жанто не показали какую-нибудь откровенно издевательскую модель. WPHH-2006 не стал исключением. В качестве первого выступил турбийон с вечным календарем, запрограммированным не на 100, а на 1000 лет. А в качестве шутки модель, в которой часовая стрелка в течение суток движется с разной скоростью. Расстояние между часовыми отметками в рабочее время в 2-3 раза меньше, чем в обед или вечером, в часы отдыха. "Растяни удовольствие!" - так и говорят часы.
Но если говорить серьезно, то шоу в Жанто в этот раз было несколько странным. Во-первых, все ждали, что же покажут недавно пришедшие в группу Rodolphe и Barthelаy. Ответ на этот вопрос так и остался загадкой: их экспозицию выставили на один день и быстренько убрали до прихода основной части публики. А во-вторых, в этом году почему-то не было традиционной пресс-конференции.
Перепутье
Не могу объяснить почему, но на выставках чувствовалась какая-то растерянность часовщиков. Пока дела идут отлично. Но ответа на вопрос "Что делать дальше?" не знает, похоже, никто. По количеству осмысленных и бессмысленных усложнений большинство компаний подошло к пределу. Особенно ярко это доказывают примеры Patek Philippe и Franck Muller. естественно, что у фирм разного масштаба этот предел разный, но суть не меняется: дальше усложнять часы некуда или незачем. Близка к логическому пределу попытка двинуться в сторону ювелирного искусства. Чтобы увеличить количество бриллиантов, нужно увеличивать размеры корпуса. Но как бы ни были популярны крупные часы, а изделия диаметром 53 мм и весом в 500 граммов представляются пределом того, что можно надеть на руку.
Что остается? Осваивать новые технологии, придумывать истории, подписывать контракт с "Формулой-1"? О, да, все это делается. Часовщики объединяются и разрабатывают новые технологии (Patek Philippе, Swatch Group, Rolex, Ulysse Nardin). Только непонятно, сыграет ли их использование в плюс или в минус компаниям, ведь часовой мир очень консервативен. Пока первопроходцы очень осторожно рассказывают о своих достижениях. Попытки присоседиться к "Формуле-1", команде Кусто и известным спортсменам на деле означают, что свойств самого товара уже недостаточно для его продвижения. И не потому, что товар плох - вовсе нет. Просто ему уже нельзя придать какие-то яркие свойства, которые бы выделили изделие среди конкурентов и были бы востребованы покупателем. К тому же команд в "Формуле-1" значительно меньше, чем часовых брэндов - на всех не хватит.
В итоге часовщики двинулись за пределы собственно часов. Кто-то взялся развивать ювелирное направление, кто-то - открывать бутики. Экономический эффект от последней идеи заведомо отрицательный, зато есть где устроить презентацию. Вот и получается, что этот год стал годом бутиков.
Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна
Теги: 3-2006