Базель -2010
Этой выставки ждал весь часовой мир. Ждал, чтобы посмотреть — как отрасль пережила первый кризисный год, какое направление для себя выбрала.
Этой выставки ждал весь часовой мир. Ждал, чтобы посмотреть — как отрасль пережила первый кризисный год, какое направление для себя выбрала.
Этой выставки ждал весь часовой мир. Ждал, чтобы посмотреть — как отрасль пережила первый кризисный год, какое направление для себя выбрала.
Уважаемый читатель, вы наверняка уже налили себе кофе, устроились в уютном кресле и приготовились прочесть на этих страницах о глобальных переменах, происшедших в мировом часпроме, супер-новинках и новых мощных трендах? Очень сожалею, но, похоже, мне придется вас расстроить: ни о чем подобном поведать не могу. Просто потому, что суперновинок не было, а все тренды, проявившиеся на Baselworld-2010, мы уже видели в 2006—2009 гг. Часпром, как корова в «Особенностях национальной охоты», крепко раскорячился, но удержался на виражах финансовых катаклизмов. Состояние отрасли и собственно выставку можно описать всего одной фразой: разброд и шатание. Кто-то из компаний оптимистично заявляет, что кризис закончился. Другие, считающие себя реалистами, говорят, что мы уже на дне и нужно чуть-чуть потерпеть, ведь подъем обязательно начнется. Ну а третьи усмехаются: нет, ребята, все еще только начинается, и нужно приберечь поп- корн для основной части спектакля.
Пессимисты, или экономика должна быть
Да-да — экономной. Между прочим, эта фраза генсека родилась, когда нефть упала до 9 долларов. Понятно, что прошлый год не был легким для часовщиков, да и перспективы остаются туманными. Поэтому стремление снизить расходы абсолютно понятно и оправданно. И все же… Выставка — место, где все стараются показать компанию с лучшей стороны, да и сам продукт — часы — обязывает сохранять мину при любой игре. Поэтому внешне в Базеле все было чинно и благородно: те же ковры, плакаты и джаз-банда у выхода. Но дьявол в деталях, а детальки в этом году ввиду кризиса оказались настолько маленькими, что уши дьявола торчали со всех сторон. Главным трендом-2010 однозначно стала экономия.
Экономия жесткая, на всем, чем можно. Например, на прессе, которая считалась «священной коровой» выставки, ведь общение с журналистами дает маркам поток бесплатных публикаций. В этом году почти исчезло понятие «сувениры», чрезмерной роскошью был признан сок в пресс-буфете, а вместо ставших уже традиционными флэш-карт с пресс-релизами большинство компаний раздали компакт-диски. То есть сумма в две-три тысячи долларов (экономия от замены флэш-карты на CD) стала для производителей существенной. Да и дисков стало меньше: если раньше бренд посвящал каждой коллекции отдельный CD, то сейчас все новинки поместили на одну болванку. А некоторые пошли дальше: выложили файлы в сети и раздали журналистам листочки с адресом и паролем. Прошу понять меня правильно: сок я не пил и раньше, а листочки с веб-адресами объективно даже удобнее дисков. Но все эти моменты четко говорят о включении режима крайне жесткой экономии. Прошлый год был реально тяжелым. Вот огромный стенд в самом престижном холле, длинноногие ресепшионистки в униформе, река шампанского. Все нарядно. Но на встрече с рядовым ритейлером, посвященной закупкам, присутствует вице-президент бренда. Он брошен «в усиление», чтобы своим авторитетом продавить заказ покрупнее: большую часть прошлого года компания работала два дня в неделю. А вот один из известнейших неза- висимых мастеров, новинкой которого в 2009-м восхищалась вся выставка. «Год назад я получил 30 заказов на свой тур- бийон. Знаете, сколько клиентов потом отменили заказы? — 30». В отрасли плохо, и это состояние прорывается даже сквозь улыбки на стендах.
Реалисты, или экономика-2
Кстати, опять экономная. Patek Philippe предусмотрительно заблокировал кнопки на показываемых прессе хронографах. Тоже мелочь, но теперь компании не придется тратиться на ремонт после воздействия шаловливых журналистских ручек, так и норовящих что-нибудь сломать. Так сделал перфекционист Patek. Другие поступали еще экономнее: просто укутывали новинки в целлофан: и кнопки не нажмешь, и царапин на корпусе не будет. Но это работает, если есть новинки. Их разработка тоже требует затрат, и иногда на стендах возникало ощущение дежавю. Как, например, от дайверских часов Porsche Design: года 4 назад эта же модель на том же стенде демонстрировалась с логотипом Eterna. Вообще, игра «найди 7 отличий» была популярна у многих компаний.
Нужно очень хорошо знать модельный ряд, чтобы заметить, что вот тут убрали камушки, а здесь поменяли цвет циферблата. Что, вы не видите, в чем новизна? Экие вы, бумагомараки, бестолковые! Читайте пресс-релиз. Да, на сайте… Другая статья сокращения расходов — маркетинг. Например, Maurice Lacroix вдвое уменьшил стенд: по словам руководства компании, на объеме собранных заказов это никак не отразилось. Clerс, когда-то имевший многоэтажный дворец в главном зале, разместился на скромном пятачке в Basel Palace. Еще дальше пошла Bvlgari: испытав в прошлом году серьезное падение, компания просто отказалась от брендов Gerald Genta и Daniel Roth, переведя их наиболее популярные модели под головную марку. Три рекламных бюджета сегодня стали непозволительной роскошью.
Оптимисты, Или причины роста
Пока одни находятся в коме, другие спешат занять освободившиеся места. Например, TW Steel планирует совершить рывок: подписала контракт с командой «Формулы-1» и по этому поводу построила огромный стенд, главным украшением которого стал гоночный болид с логотипом Lada. Солидный стенд и «Формула-1» должны помочь бренду выделиться, ведь просто большими часами, на которых специализируется марка, сегодня никого не удивишь, равно как и вариациями на тему одемаровской «гайки». Американская Philip Stein пошла ва-банк и выкупила настоящий дворец рядом с Dior: продажи на «домашнем» рынке умерли, вдруг здесь повезет__ — и клиенты из других стран заметят наши «оздоравливающие» часы? Несмотря на обещания «в Базель — ни ногой, с Хайеком — ни в жисть», вернулась на выставку Dubey&Schaldenbrandt, показавшая набор вполне себе классических моделей на таких же классических механизмах. Холдинг Folli-Follie, ютившийся раньше на задворках выставки, занял огромную площадь в недешевом зале 1.1. На вопрос «зачем» представитель компании ответил незамысловато, но честно: «чтобы знали». Компания представляет собой вертикально-интегрированную структуру, которая самостоятельно производит и продает часы через свою сеть в 300 с лишним магазинов, с внешними фирмами практически не работает и клиентов на выставке не искала. Но больше всех поразил дворец U-Boat в главном зале. Зачем нужны такие инвестиции явно нишевому и переходящему проекту, для большинства осталось загадкой. Кстати, сбоку от парадного входа на U-Boat примостился маленький стендик, на котором были представлены почти те же модели, но по цене около 1000 евро. Вот вам и рецепт от подделок… «Подожди, все переменится в следующем году, — ответил на мои сетования о разношерстной выставке знакомый швейцарский журналист. — Многое, что мы видим в этих залах, — проекты, запущенные до кризиса, которые просто не сумели остановить. Через год все станет иначе, подравняется».
Цыгане шумною толпой
Перестановок в залах Mess Basel было достаточно, чтобы разрушить прежнюю стройную картину выставки. Раньше все было понятно: зал 1.0 — самый престижный, 1.1 — марки пожиже, а в пятом зале собраны небольшие компании и производители механизмов. В этот раз почти половину главного зала заняли фэшн-марки, в 1.1 появились стенды откровенно китайских компаний, а некоторых ранее уважаемых швейцарских брендов, как та же Dubey&Schaldenbrandt, видимо, в наказание за прежнюю строптивость, поселили на задворках зала 5, позади Romanson’a. Троицу Jacob&Co, Gio Monaco и Bedat&Co согнали с насиженных мест в третий павильон, к торговцам жемчугом и станками. Кстати, по ощущениям, станков в этом году стало значительно больше, и они почти вытеснили отвертки и прочую мелочевку, а народу вокруг оборудования было полно. Что это означает — грядет перевооружение отрасли? В тряпочный шатер Basel Palace вместе с Casio, Максом Бюссером и его друзьями запихнули индийских ювелиров. Как тараканы, расползлись по всем залам независимые производители: то здесь, то там можно было увидеть закутки, снятые знаменитыми мастерами в одиночку или вскладчину.
А зал 4, кузница престижных независимых проектов, стал в этом году самым унылым: туда приходили разве что посмотреть на телефоны. В общем, вместо стройной конструкции в этом году выставка представляла собой весьма пеструю и бессистемную смесь стендов. Что вполне соответствует общему бардаку, царящему в отрасли. Отследить перемещения в китайском павильоне мой мозг оказался не в состоянии, но в глаза бросились пустующие площади. Да и посетителей там было немного. Китайцев в этом году вообще было мало — равно как и американцев. И те и другие справедливо решили, что Магомед сам придет к горе. Да и в целом правдивость пострелиза выставки, утверждающего, что число посетителей выросло на 7%, вызывает большие сомнения: уменьшение числа визитеров было заметно и в холлах, и по отсутствию традиционных очередей в кафе, туалетах, на автобусных остановках. Менеджеры местных ресторанчиков также подтверждали: их выручка существенно сократилась. Но несмотря на уменьшение потока посетителей, экспоненты остались довольны: объем заказов у большинства компаний превзошел ожидания. Да и настроение в холлах Baselworld было заметно лучше, чем в 2009-м или даже два месяца назад на SIHH. Кризис не прошел — но компании сумели приспособиться к текущей ситуации и постепенно возобновляют работу.
Антикризисное предложение, или экономика-3
«… и обратите внимание на выгодную цену: всего 19 800 франков! У конкурента ААА похожая модель стоит 19 900, а у ВВВ — 19 700, но там ремешок с обычной пряжкой, а у нас — с «бабочкой»!» — вещает менеджер на одном из престижных стендов. Верят ли производители, что полупроцентная разница в цене способна что-то решить в случае часов стоимостью с приличное авто? Не знаю. Но тенденция к снижению (или как минимум фиксации) цен была явной. В зените внимания оказался Zenith, как на машине времени сделавший за одну зиму шаг на 6—7 лет назад и полностью поменявший модельный ряд в сторону более доступных моделей. Из 800 позиций каталога в производстве осталось 150. Но если кто-то и взгрустнет, не увидев броских моделей эпохи Натафа, то точно не ритейлеры: нижняя цена на Zenith теперь начинается от 2900 евро. Клиенты, в очередь!
Сконцентрироваться в привычном для себя сегменте 1000—4000 франков решил и Maurice Lacroix. Именно здесь, по мнению руководителей компании, рассчитывают видеть марку и покупатели, и розничные партнеры. Существенно доступнее стали модели Perrelet. Все новинки Bulova укладываются в магические 999 франков. В целом большинство марок отреагировали на первый год кризиса или появлением специальных дешевых линеек, или модификаций прежних моделей по принципу «то же, но без бриллиантов». Символическое отображение Baselworld- 2010 можно было увидеть на стенде Louis Moinet, целую стену которого занимал странный шкаф со множеством рычагов- колесиков — лампочек. По замыслу владельца компании, он представлял собой машину времени, приносившую идеи прошлого в настоящее и помогавшую реализовывать их новыми средствами. На остальных стендах с такой задачей справились без специальных машин…
Машины времени, Или год юбилеев
В советские времена ходил анекдот: «перед выпиской из психбольницы у пациента спрашивают: какой сейчас год?» «Юбилейный», — не моргнув глазом отвечает он. Возвращение к истокам стало главной темой Базеля-2010, и не осталось практически ни одной компании в возрасте старше 10 лет, которая не нашла бы в этом году повода для переиздания какой-либо из своих моделей, очень кстати празднующих юбилей. Seiko отмечает 40-летие Astron’a, Breguet — вхождение в Swatch Group. И ничего, что первые кварцевые часы были созданы в 1969-м, то есть чуть раньше, чем 40 лет назад, да и с даты присоединения Breguet к всемогущему концерну тоже прошло не круглое количество лет. Как говорится, было бы желание, а повод найдется. И вот на каждом третьем стенде, включая фирмы, которым едва минуло 10 лет, мы видим карманные часы, призванные символизировать возвращение к истокам часоделия. Нам с радостью показывают чуть увеличенные в размерах реплики минимально известных моделей 40-х, 60-х, 80-х и даже 90-х, новоделы на тему первых камертонных и кварцевых часов, откинутых было за нефункциональность хронографов с колонным колесом и т.д. Если раньше Baselworld была выставкой часов будущего, где представляли суперконцепты и решения, которые найдут свое место на витринах лет через несколько, то в этом году мы видели скорее выставку часов прошлого. Почти не было концептов (отметились разве что TAG Heuer да Макс Бюссер), и случилось невиданное: 99,9% показанных в Базеле моделей (вы не поверите) — работают!
Битва за лучшие часы
Легко говорить о возвращении к истинным ценностям, но что означают эти слова? Производители пытаются нащупать ускользающую почву в болоте финансового кризиса. Провести ревизию своих успешных в прошлом шагов, сделать часы доступнее, полезнее, точнее, попытаться угадать, какие темы и события будут волновать покупателя, попробовать нетрадиционные решения, насколько это позволяет сократившийся бюджет — компании прикладывают гигантские усилия к тому, чтобы сохранить интерес к своей продукции. Стараясь обосновать необходимость часов, они дружно стали наращивать их функциональность — но уже не в сторону красивых игрушек, а в сторону вроде бы полезных функций. Исчезли турбийоны, но вернулись шкалы измерителей пульса (Longines, Omega, Eterna).
Сразу несколько компаний предложили варианты многофункциональных часов, при повороте ободка которых стрелки меняют свое предназначение (Swiss Military, Victorinox, Casio). С новой силой возобновилась гонка за показатель водонепроницаемости. В самом деле, часы — единственный из гаджетов, который можно взять с собой хоть в сауну, хоть на подводную прогулку. Часовщики предлагают покупателю новые варианты подсветки, новые календари (Omega) и даже новые будильники, заводить которые можно не на день, а на месяц вперед (Glashutte). Прерванная периодом гламура, опять набирает силу гонка за звание лучших часов. Seiko и Bulova вспомнили об эпохе 70-х, гонке за точность, и выпустили по сверхточным кварцевым часам (+/- 5 секунд в год). Seiko к тому же продолжает копать в области новых технологий и сделала модель на базе «электронной бумаги» с разрешением дисплея 300 dpi и приемлемым энергопотреблением. Изобретатель хронографов TAG Heuer показал концепт, где баланс возвращается в нулевое положение не силой упругости спирали, а магнитным полем.
При этом каждый производитель по-своему видит будущее часов и работает в своем направлении. Например, в Casio считают, что часы в итоге уступят место смарт-гаджетам, и биться со стеной не собираются. Стратегия фирмы — полная противоположность традиционным швейцарским компаниям и акцент на создание интересных игрушек. We create fun — (мы создаем развлечение) — ни больше ни меньше. Дизайнерский сК тоже уходит от часов, но в сторону бижутерии. В Glashutte стараются продвинуть немецкие часы как прибор, имеющий особый стиль, и продолжают создавать действительно непохожие на других модели. Jaquet Droz освоила- таки свою «машину времени» — автоматон, который умеет писать время пером на бумаге. А Макс Бюссер честно сказал: я создаю механические инсталляции, а то, что они при этом показывают время, — чистая случайность.
Скромность как украшение
Тренд на «кричащие» часы ушел в прошлое — сегодня в цене скромность. Яркий пример того — Omega, замаскировавшая во вроде бы обычном окошке годовой календарь. Розовое золото уступает место если не стали, то белому золоту и платине или новым материалам с особыми потребительскими свойствами: нецарапающимся (керамика и специальные типы покрытий), легким (особый сплав алюминия у Porsche Design), экологичным. Последняя тема набирает популярность. Ее поддерживают японцы (визитки бигбоссов Casio изготовлены из втор- сырья), и не только. Корпус, ремешок и циферблат часов Sprout полностью сделаны из растительного сырья и компонентов переработки.
Циферблат Louis Moinet изготовлен из костей динозавра, а у ставшего хитом года проекта Ивана Арпы — из экскрементов древнего ящера. С внешне броских элементов акцент переносится внутрь часов. Вместо символа прошлой эпохи — турбийона — все чаще встречаются незаметные внешне будильники, репетиры и грандсонери. Новый калибр должен быть не просто «собственным» и «мануфактурным», а повышающим объективные параметры часов. Пока ситуация действительно складывается в пользу скромности — т.е. тех компаний, которые в прошлом не сильно спешили вверх.
Продажи большинства марок, оставшихся в сегменте до $2000, только увеличились. Похож на расплывшийся в улыбке смайлик Вальтер фон Кэннел, президент Longines: Россия и, главное, Китай продемонстрировали хороший рост в прошлом году, а в 2010-м, по всем прогнозам, побьют и эти рекорды. По словам Франсуа Тьебо, Tissot перевалила за объем 2,5 млн штук часов в год. Потирает руки и говорит, что он рад случившемуся кризису, владелец Louis Erard Алан Спинеди: ситуация расчистила место для его продукции. Довольны результатами в Epos — концепция недорогих часов с оригинальными усложнениями оказалась более чем жизнеспособной. Знаковым предостережением в духе «не влезай, убьет!» стал стенд небольшой немецкой марки Nomos: за пару дней до конца выставки обвалилась лестница, ведущая на второй этаж этого красивого сооружения. Авария как бы символизировала: забираться вверх нужно осторожно и постепенно, не забывая о надежной базе внизу.
Опыт, креативность, любовь
Конечно, были компании, кто показал и принципиально новые модели. Приятно, что к ним относятся марки с отечественными корнями: «Авиатор», «Буран», «Восток- Европа», «Ника». Много интересных новинок было на стендах Oris, Michel Herbelin, очередного Freak показал Ulysse Nardin, «карусели» — Blancpain. Прощупывают почву в направлении футуристических технологий Rado и Hamilton. Порадовали адекватными ценами модели Certina, Appella, Tissot, Cover, Philip Watch. Интересные собственные механизмы представил Chopard. Ну и самой главной новинкой выставки можно назвать Maurice Lacroix с функциональным колесом квадратной формы.
Были в Базеле и необъяснимые пока вещи. Например, в первый день работы выставки центральная часть стенда Swatch Group, площадка, на которой всегда демонстрировались наиболее важные достижения и перспективные направления работы концерна, была украшена моделями Swatch. А через пять дней посетители с удивлением увидели там Flick Flak, Barbie и прочие часы-игрушки. Ничего подобного на моей, по крайней мере, памяти не было. Говорят, Хайек пообещал выпустить Swatch с механизмами Lemania — сделать эдакий вариант «анти-бреге». Зачем это все? Swatch Group большой, ему видней… В последний день выставки я встретился со своим старым знакомым Пьером Нобсом — основателем компании Ventura, лет 8—10 назад ставшей эталоном креативности.
На вопрос, как он относится к банкирам, Нобс ответил: «О, это прекрасные ребята! Несколько лет назад я продал им свою компанию. Они рассчитывали заработать много денег, но «не справились с управлением» и обанкротили фирму. Они не понимали, что в часах нельзя просто зарабатывать деньги, ты должен любить то, что ты делаешь, только тогда придет успех. Теперь я выкупил Ventura обратно, разумеется, дешевле чем продавал, так что мне грех на них жаловаться!». В следующем году Нобс обещает показать что-то необычное. Похоже, что отрасль возвращается именно к этим ценностям: сочетанию опыта, креативности и любви к своему делу. Может, это и станет спасательным кругом, который поможет часовщикам?
Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес " №2-2010
Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна
Теги: Casio TW Steel Выставки 2-2010 Baselworld Patek Philippe Omega Longines Maurice Lacroix Breguet TAG Heuer Eterna Bvlgari Gerald Genta Daniel Roth Philip Stein Jacob & Co Gio Monaco Bedat & Co Louis Moinet