Базель-2013: Новая картина мира

<p><span style="color: rgb(128, 128, 128); "><span style="font-family: Verdana; ">Репортаж с выставки BaselWorld 2013</span></span></p> В официальных пресс-релизах организаторы выставки в Базеле характеризуют мероприятие этого года не иначе как начало новой эры часовой индустрии. Возможно, в данном случае они не так уж и преувеличивают.

 

Выставка в Базеле для часовой индустрии всегда значила гораздо больше, чем место демонстрации новинок: она определяла расстановку сил и общую картину в отрасли. Тем интереснее взглянуть на нее после реконструкции.

 

 

О перестройке выставочного комплекса впервые заговорили еще до кризиса 2008-го, когда и вся мировая экономика, и швейцарский часпром в особенности росли бешеными темпами. Казалось, что денег хватит на всё и на всех – только успевай анонсировать новые проекты и товары. Поэтому услышав об этих планах, очень многие обрадовались: наконец-то площадей хватит всем желающим, ведь не только азиатские, но и многие европейские, в т.ч. швейцарские производители, были вынуждены ютиться по окрестным кафе и отелям. Да и многие участники были недовольны кто расположением, кто – размером своего стенда.  

Однако знакомство с первым же вариантом проекта зарождало сомнения: а в самом ли деле целью является увеличение площадей? Картинки будущих залов изображали не столько стенды, сколько пространство для проведения презентаций. Разразившийся вскоре кризис заставил отвлечься от мыслей о перестройке: много что планировалось, да не все сбудется. Но швейцарцы - народ упрямый, и к марту 2011-го на площадке перед главным входом были срублены деревья и перенесена трамвайная остановка. Такие бодрые темпы дали повод для шуток в духе «жизнь в Швейцарии течет неторопливо и старомодно» и «выставка будет реконструирована к следующему 400-летию швейцарского часпрома». Разговоры оживились весной 2012-го, да и то скорее из-за изменившегося расписания, чем из-за появившейся крыши с огромной дырой между 1-м и 3-м павильонами. И вот в конце апреля выставочный комплекс предстал в своем новом обличье.

 

 

Открытие выставки этого года само по себе можно считать достижением менджмента Messe Basel: за 13 месяцев они проделали серьезную работу. Говоря казенным языком, «услуги предоставлены с нужным качеством и в срок». Если за первое не переживал никто, то вторая часть фразы беспокоила часовщиков вплоть до последних дней перед открытием.

Как и любое серьезное дело, строительство Messe Basel не обошлось без скандалов. Даже в своей речи на официальной пресс-конференции директор Messe Basel Рене Кам не смог не упомянуть тысячи гастарбайтеров, трудившихся не щадя здоровья на благо выставочного центра. Для некоторых из них слова «оставил на строительстве частичку себя» имели самый прямой смысл: в местной прессе было немало шума по поводу несчастных случаев на стройке. Были и забастовки, поскольку в длинной цепочке ген-суб-субсуб- и прочих подрядчиков деньги не всегда доходили до исполнителей. В общем, очень похоже на Россию. Но теперь все в прошлом: витрина отрасли функционирует, как швейцарские часы.

После надстройки дополнительных этажей, возведения галереи, соединяющей два корпуса комплекса, суммарная площадь выставки… правильно: уменьшилась, со 160 до 140 тысяч кв. метров. Такое достижение стало возможным за счет ликвидации 6-го, или «китайского» павильона, находившегося «на выселках». Таким образом, многолетнюю историю под лозунгом «куда бы деть китайских экспонентов» можно считать завершенной.

К слову, решение о ликвидации зала №6 выглядит вполне оправданным: в последние годы туда не особо рвались что участники, что посетители. В этом году все национальные экспозиции утрамбовались до размеров павильона №4, в подвале которого при этом хватило места еще и производителям оборудования. А те самые китайцы вполне себе поместились в ответвлениях коридоров конгресс-центра. Узкие проходы, однотипные стенды - новая обстановка позволила экспонентам чувствовать себя как дома. Именно там в последний день выставки я чуть не споткнулся о сидящего на полу и с довольным видом поглощающего лапшу «Доширак» китайчонка в кедах...

 

Первый эшелон

 

А всего в 100 метрах от него располагалось настоящее царство роскоши. Возможно, лет через несколько стенды перемешаются, а пока общая планировка выставки выглядит более чем удобной и логичной. Первый павильон не зря получил название Global brands («глобальные марки»): здесь собрались не просто компании, ведущие операции по миру, а те, кто оказывает глобальное воздействие на часовой рынок, определяет погоду на нем. Самый престижный зал 1.0 оккупировали концерны (Swatch Group, LVMH, PPR) и крупнейшие из независимых: Breitling, Patek Philippe, Rolex, Ulysse Nardin, Corum, Chopard. В этот же зал переехала Bvlgari, а стенд Gucci дополнился «новичками», пришедшими с женевского SIHH - Girard-Perregaux и JeanRichard.

 

 

Но главным новшеством первого этажа стало появлением экспозиции Swatch, - не Swatch Group, увеличившиеся стенды которой по-прежнему формируют центр зала 1.0, а именно марки Swatch, которая заняла практически весь первый этаж бывшего третьего павильона. Swatch не было на выставке с незапамятных времен, но в этом году бренд, позволивший швейцарской часовой промышленности «воскреснуть из мертвых», отмечает 30-летие – именно этому юбилею и была посвящена колоссальная экспозиция, включавшая как собрание наиболее интересных исторических моделей, так и перформансы в духе современного искусства.

Из всех залов выставки зал Swatch был откровенно самым пустым. Возможно, у большинства посетителей Baselworld просто не было привычки заходить в бывший павильон №3, а возможно, этот бренд слишком уж выделяется на фоне всего остального. Между тем именно там располагался главный экспонат выставки. Но к нему мы еще вернемся. 

 

Венчурный павильон

 

Расположенный на втором этаже зал 1.1 тоже претерпел реорганизацию. Во-первых, организаторам нужно было разместить тех, кого отселили с первого уровня. Это японцы Seiko, Citizen (стенд этой компании был, пожалуй, самым красивым и запоминающимся на выставке), и ряд швейцарских марок. Во-вторых, почти половину зала отдали ювелирам, и теперь неподалеку от Dior, Harry Winston, Hermes расположились стенды Swarovski, Faberge, Mikimoto, Schoeffel и других. В результате южное крыло получилось чисто ювелирным, ориентированным на свою клиентуру. Несколько странным выглядело появление в зале 1.1 флагмана китайского часпрома – Fiyta. Еще выше, - в новом зале 1.2, - царили фэшн-марки и спортивные часы всех категорий и стилей.

 

 

Бывший когда-то чисто ювелирным павильон №2 получил очень политкорректное название International brands, что можно перевести как «международные бренды», а можно – «сборная солянка», и взял резкий курс в сторону часовщиков. Им отдан почти весь первый этаж (зал 2.0), куда уехала «Академия независимых часовщиков», интерьерные компании, а также бывшие «квартиранты» павильона №5. На втором этаже собрались небольшие стартапы, бывшие экспоненты павильона №4 – многих из них можно было встретить на женевской GTE. Во втором павильоне нашлось место для российского РФС, еще один российский бренд – «Константин Чайкин» - расположился в Basel Palace.

Кстати, ни в четвертом, ни в бывшем пятом павильонах часовщикам больше делать нечего. В одном из них теперь обитают продавцы камней и жемчуга, в другом, как говорилось, расположились оборудование и национальные, читай – инородные, т.е. азиатские экспозиции.

Критерием разделения компаний на павильоны 1 и 2 был, похоже, уровень рисков, связанных с брендом. В первом собраны те марки, которые с высокой вероятностью останутся работать на рынке и через 10 лет, а во втором – в большинстве своем относительно недавно появившиеся проекты, которым еще предстоит доказать свой право на место под солнцем. Это можно сравнить с разделением акций на стабильных эмитентов, бумаги которых надежны, но не обещают чудес, и венчурные активы, несущие в себе риск, но в то же время позволяющих надеяться на высокую прибыль. Портфель хорошего инвестора содержит инструменты обоих типов. Портфель Baselworld – тоже.

Не знаю, сколько труда стоило менеджерам выставки согласовать размещение стендов, но очень многие посетители благодарили организаторов за простую и логичную компоновку. Четко выделенные зоны стендов по ценовым и стилевым группам товаров позволяли не тратить время на бесконечную беготню по залам: если занимаешься доступными фэшн-часами – тебе сюда, если «классикой» в среднем диапазоне – сюда. С другой стороны, стало еще меньше поводов обходить всю выставку. В результате каждый клиент видит только то, что касается его бизнеса. Всяк сверчок – знай свой шесток… 

 

 

Без права переезда

 

Более 1000 из 1400 участников в этом году перестроили свои стенды. Так, при всей стабильности в зале 1.0 не изменились только дворцы Patek Philippe и Chopard. В остальных залах старых стендов практически не осталось. На пресс-конференции Рене Кам сказал, что компании обновляли стенды по собственной инициативе. Развивать мысль и рассказывать, откуда взялась такая инициатива, он тактично не стал. Между тем, по отзывам многих участников, организаторы ставили их в жесткие условия: дадим приличное место, но площадь будет больше прошлогодней, срок контракта - 10 лет, время на раздумья - один-два дня. Получив новое место и большую, чем прежде, площадь, компаниям волей-неволей приходилось заказывать создание новых стендов.

Дело, кстати, весьма затратное: именно с озвучивания цифры инвестиций в стенд Hublot, которые составили 3 млн франков, начал свою презентацию Бивер. Он же поделился способом, как не думать об этих миллионах: нужно поделить их на предполагаемый срок службы стенда - 10 лет. В таком варианте получается сумма в 300 тысяч в год, которая кажется уже более-менее приемлемой. Остальные компании о стоимости участия в Baselworld не рассказывали, но сам вопрос вызывал у них приступы, похожие на зубную боль. Правда, услышав цифры Hublot, они немного оживали: «у нас поменьше, несущественно, но поменьше»… 

Кстати, 10-летний контракт –неплохое решение для обеих сторон: и для организаторов, и для участников. Первым он дает определенные гарантии стабильности мероприятия и позволяет спокойно планировать свою работу. Вторым гарантирует неизменное расположение в устраивающем их окружении, что в нашем динамичном мир тоже значит немало. Так что в ближайшее десятилетие состав жильцов первого павильона наверняка окажется стабильным, а вот второй павильон станет инкубатором новых проектов: набор и расположение стендов здесь будет меняться ежегодно.

 

 

21 километр

 

По подсчетам организаторов, такова суммарная длина фасадов стендов на выставке. При этом невозможно не отметить, что после реконструкции и сами залы, и стенды стали краше и солиднее. Особенно это касается главного зала, 1.0, по традиции собирающего наибольшее количество посетителей. Правда причиной такой популярности являются не красивые стенды или великолепные часы, а деньги.  

Давайте посмотрим на выставку сквозь призму цифр. Объем продаж сегмента «часы и украшения» Swatch Group в 2012 году составил 7, 298 миллиарда франков. Выручка часовых и ювелирных подразделений LVMH - 3,545 миллиарда франков (2,8 млрд евро). В отличие от этих акционерных обществ, обязанных публиковать хотя бы некоторую финансовую информацию, Rolex, Patek Philippe, Breitling и прочие являются частными компаниями и о результатах деятельности не распространяются. Тем не менее, кое-какие цифры найти можно и по ним. Так, по данным журнала Forbes объем продаж Rolex составляет 4,5 миллиарда долларов (кстати, стоимость самого бренда Rolex журнал оценивает почти в полтора раза выше – в 6,5 млрд долларов). Если верить Wikipedia, выручка Patek Philippe равна 744 млн евро (около 970 млн франков). Доходы Breitling в разных источниках оцениваются в 400-600 млн долларов, Ulysse Nardin – в $127 миллионов. Выручка Movado в 2012-м достигла $510 млн. Если отталкиваться от суммы в 80 млн, заплаченных новыми владельцами за Corum, можно оценить оборот компании в $120-150 млн в год. Итого на зал 1.0 приходится никак не меньше 17 млрд франков оборота - при том, что годовой экспорт всего швейцарского часпрома составляет 21,4 млрд франков!

Разумеется, помимо экспорта часы поставляются и на внутренний рынок, а кроме швейцарских часов есть японские, французские, немецкие, испанские, а с некоторых пор даже датские. И, тем не менее, зал 1.0 генерирует львиную долю оборота мировой часовой отрасли. А компании, заполняющие всю остальную выставку, на этом празднике жизни играют всего лишь роль массовки. Или бычков, выращиваемых для того, чтобы чуть позже их съела одна из крупных групп – как Harry Winston, за месяц до открытия мероприятия влившийся в состав Swatch Group. Так что новый Baselworld всего лишь закрепляет существующий облик отрасли, в которой однозначно доминируют большие компании.

На этом фоне интересно взглянуть на статистику, собранную японской часовой ассоциацией.

 

По ее данным, в 2012 году производство часов в мире сократилось на 5% с 1 050 млн штук до 995 млн штук. Причем падение сильнее всего затронуло сегмент аналоговых кварцевых моделей (с 884 млн до 783 млн штук). А спрос на механику стабильно растет, в 2012-м - на 13%. Другими словами, на часовом рынке сформировалось два мира, мало пересекающиеся между собой: массовый кварц, делать который может кто угодно, и мир дорогих, преимущественно механических часов, выпускаемых крупными компаниями. Два эти сегмента демонстрируют разную динамику, в них совсем разные действующие лица и правила игры.

Особенно ярким различие стало в этом году, с прекращением поставок ЕТА механизмов сторонним компаниям. Все марки разделились на тех, кто способен обеспечить себя «моторами», и остальных. Первые – это Swatch Group, традиционно самостоятельные Rolex и Patek Philippe, активно инвестирующий в производство LVMH, Chopard, Breitling, запустивший уже три собственных калибра Ulysse Nardin и еще немногие. Вторые населяют остальные залы и молятся на Sellita, ставшего главным и едва ли не единственным поставщиком механизмов. Объем заказов, которые имеет эта компания, в полтора раза превышает ее производственные возможности, и фирма даже не стала участвовать в выставке.

Вспоминая о Sellita, иногда кажется странным, что та же ЕТА на протяжении многих лет не предпринимает ничего, чтобы помешать работать конкуренту, производящему откровенные клоны своей продукции – думаю, с финансовыми и политическими возможностями, которыми обладает в Швейцарии Swatch Group, концерну не составило бы труда стереть фабрику-новичка в порошок. Выставка дала ответ и на этот вопрос.

 

 Продолжение следует...

 

 

Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес" №3-2013

Автор: Вячеслав Медведев
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: Выставки Baselworld BaselWorld 2013 3-2013