Новые часы остановились из-за севшей батарейки. Пустяк? Не такой уж и безобидный. Особенно если владелец часов – грамотный потребитель, способный любую промашку непредусмотрительного продавца использовать в своих интересах.
Можно ли считать неисправным автомобиль, который отказывается ехать из-за того, что в баках закончился бензин? Эта бредовая мысль не придет в голову даже самому отъявленному потребителю террористу. Так почему же не воспринимается как бред утверждение потребителя о том, что часы, остановившиеся по причине исчерпания батарейкой заложенного в нее ресурса, неисправны? Уж не потому ли, что устройство часов по своей сложности превосходит устройство автомобиля?
Тем не менее если остановку кварцевых часов по причине разряда элемента питания считать неисправностью, то у потребителя сразу же возникает право на предъявление одного из требований, предусмотренных ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» в случае продажи ему товара ненадлежащего качества. Вплоть до предъявления требования о расторжении договора купли продажи. Что есть неисправность? Прежде чем предложить продавцу модель поведения в ситуации, описанной выше, давайте разберемся, что считается неисправностью товара вообще и является ли неисправностью часов их остановка по причине разряда элемента питания — в частности.
Согласно Закону, товар считается с недостатком, если он не соответствует: — предусмотренным законом обязательным требованиям; —условиям договора; —целям, для которых товар такого рода обычно используется; — целям, о которых продавец был поставлен в известность потребителем при заключении договора; —образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) описанию.
Удовлетворяет ли какому-либо из перечисленных условий потеря работоспособности часов по причине разряда элемента питания? По-видимому — только одному из них: несоответствию условиям договора, а именно — договору купли-продажи. Действительно, приобретая часы, покупатель рассчитывает, что они сохранят работоспособность как минимум в течение гарантийного срока. Однако гарантировать работоспособность установленного в часы элемента питания продавец не может, ведь элемент питания устанавливается в часы изготовителем в процессе их производства. Моменты изготовления часов и передачи их потребителю нередко разделяет длительный срок, и вполне естественно, что кварцевые часы могут остановиться буквально на следующий день после их покупки.
А чтобы недоразумений по поводу наступления такого события не возникало — потребитель должен быть своевременно, т.е. еще до совершения покупки, уведомлен о такой возможности. Таким образом, продавец должен заключить договор купли-продажи на таких условиях, чтобы максимально обезопасить себя от необоснованных претензий. Для этого в момент продажи часов следует довести до покупателя информацию о том, что установленная в часы батарейка — не вечный двигатель и может закончить свой жизненный цикл в любое мгновение. Отдельные изготовители обеспечивают свои изделия исчерпывающей информацией, содержащейся в паспорте и инструкции по эксплуатации.
Многие же считают это излишним. А разрешение проблем, которые возникают у потребителя, перекладывают на плечи продавца. При этом помощь продавцу призван оказать письменный договор, одним из вариантов которого является гарантийный талон, предложенный нашим читателям в ЧБ № 4, 2003. В нем, в частности, мы записали следующее условие: «не является неисправностью часов разряд элемента питания до истечения установленного на часы гарантийного срока». Подписывая талон, покупатель фактически принимает это условие. Более того, поскольку Закон (п. 2 ст. 10) обязывает продавца сообщить потребителю правила и условия эффективного и безопасного использования товара, такая запись в гарантийном талоне является необходимостью.
За чей счет батарейка? Однако на этом проблемы с исчерпанием ресурса элемента питания не заканчиваются. И вот одна из них: за чей счет должна производиться замена элемента питания, если разрядка его произошла до истечения установленного на часы гарантийного срока? Вправе ли потребитель требовать замены элемента питания за счет продавца и можно ли, не нарушая права потребителя, возложить на него затраты по замене элемента питания в часах, гарантийный срок на которые еще не истек? Да, такая возможность есть. В ст. 19 Закона упоминается о комплектующих изделиях и составных частях основного изделия.
Содержание этих терминов в Законе не раскрывается, однако очевидно, что применительно к часам «основным изделием» является установленный в корпус часовой механизм, «составной частью» — браслет (цепочка, ремешок), а «комплектующим изделием» является элемент питания. В той же статье Закона определено, что гарантийные сроки на комплектующие изделия и составные части являются равными гарантийному сроку на основное изделие, если иное не установлено договором.
Следовательно, на элемент питания продавец может установить гарантийный срок меньшей продолжительности, чем на сами часы. Но в этом случае в договор необходимо включить оговорку о том, что связанные с недостатками комплектующего изделия требования могут быть предъявлены только в течение установленного на него гарантийного срока. В противном случае, согласно Закону, при обнаружении недостатков комплектующего изделия потребитель вправе предъявить претензии к его качеству в течение гарантийного срока, установленного на основное изделие.
Таким образом, в договоре (гарантийном талоне) должно быть не просто указано, что на элемент питания установлен гарантийный срок, например — 1 месяц, но и оговорено, что претензии в отношении недостатков элемента питания принимаются продавцом только в течение установленного на него гарантийного срока. Однако такой вариант детализации прав и обязанностей потребителя на практике вряд ли приемлем. Причина в том, что многих потребителей письменно оговоренное ограничение прав способно остановить от покупки часов, что для продавца нежелательно. Как же целесообразнее поступить продавцу?
Пользуясь тем, что установление гарантийного срока — право, а не обязанность продавца (п. 7 ст. 5 Закона), он может вообще не устанавливать на элемент питания гарантийный срок! Потенциальному покупателю сообщить об этом следует мягко и ненавязчиво, чтобы не вспугнуть его раньше времени. Например, путем уже упомянутой записи в гарантийном талоне. Одновременно в сопроводительной документации (паспорте и инструкции по эксплуатации) должна иметься информация примерно следующего содержания: «установленный изготовителем в часы источник питания предназначен для тестовых испытаний, поэтому срок службы батареи в новых часах может быть менее установленного на часы гарантийного срока».
После этого продавец может считать, что обеспечил покупателя минимумом необходимой информации о возможностях приобретенных им кварцевых часов и чувствовать себя в относительной безопасности. А в случае, если от потребителя и поступит претензия, то продавцу достаточно будет сослаться на вышеупомянутые записи в сопроводительной документации и гарантийном талоне, а при необходимости — устно разъяснить заложенный в них смысл.
После этого — восстановить работоспособность часов заменой элемента питания. Естественно, за счет потребителя. Особенности национальной продажи часов. Все сказанное в полной мере распространяется на часы, которые поступают на российский рынок по импорту. Как ни парадоксально, но почти полное отсутствие сопроводительной документации, исходящей от иностранного производителя, развязывает продавцу руки.
Продавец вынужден изготавливать паспорта и инструкции по эксплуатации самостоятельно, однако благодаря этому имеет возможность записать в них ту информацию, которая ему выгодна. Сложности же иногда возникают при продаже часов некоторых отечественных производителей. Например, ОАО «Часовой завод «Чайка» указывает в паспорте электронномеханических кварцевых часов: «Элемент питания в случае его разряда в течение гарантийного срока эксплуатации часов заменяется другим при условии соблюдения потребителем правил эксплуатации часов.
Замена элемента питания гарантийным ремонтом не считается. При эксплуатации часов более 12 месяцев замена элемента питания производится за счет потребителя». Потребитель читает эту запись таким образом: если элемент питания разрядился до истечения гарантийного срока эксплуатации часов, его замена производится безвозмездно.
Кто именно должен производить замену — вопроса у потребителя не возникает, и он прямиком направляется к продавцу. Вопрос возникает у продавца, и вопрос этот — вполне естественный: должен ли он платить за новый элемент питания, если гарантию безвозмездной замены дает изготовитель? Избежать исполнения гарантийных обязательств изготовителя за свой счет продавцу несложно. Для этого необходимо включить в договор поставки обязательство поставщика компенсировать продавцу понесенные им затраты на замену элементов питания в течение гарантийного срока.
К вопросу о составных частях. Не секрет, что зачастую (а для женщины — всегда!) браслет является основной составной частью часов, то есть тем его элементом, по форме, цвету и прочим характеристикам которого покупатель выбирает часы. Судите сами, что важнее для дамы — точность часового механизма или украшающий ее изящную ручку браслет либо оригинальный ремешок? В конце концов, если уж и потребуется узнать время (а зачастую это будет только повод), то женщина с удовольствием спросит об этом у понравившегося ей мужчины. Таким образом, даже если кварцевая «таблетка» исправно отсчитывает время, но появились проблемы с застежкой браслета (ремешка), либо с креплением звеньев, либо с покрытием и т.д. и т.п., — потребитель вправе заявлять о ненадлежащем качестве часов в целом.
Сразу же заметим: отметка в гарантийном талоне типа «на браслет/ремешок гарантийные обязательства не распространяются» продавца не защитит. Более того, эта запись может послужить основанием для привлечения продавца к административной ответственности за включение в договор купли-продажи условий, ущемляющих установленные законом права потребителей (ст. 14.8. ч. 2 КоАП РФ).
Как же надлежит поступать продавцу в случае, если часовой механизм полностью исправен, но механически поврежден браслет? Алгоритм поведения продавца аналогичен тому, который неоднократно описывался нами на страницах ЧБ, в том числе в гл. 5 «Покупатель вернулся с неисправным товаром» брошюры «Защита торгового бизнеса». Особенность заключается лишь в том, что обычного набора испытательных стендов и измерительных приборов, применяемых при проверке, ремонте и настройке часовых механизмов, равно как и знаний специалиста-часовщика для установления причины механического повреждения браслета будет недостаточно.
В этом случае экспертизу часов с недостатком «механическое повреждение браслета» следует поручить специалисту в области технологических процессов обработки металлов.
Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес" № 1-2004
Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна
Теги: законодательство