BaselWorld покидает реальный мир
Закончившаяся вчера 102-я по счету выставка в Базеле стала явно не лучшей в истории. От пиковых времен осталась едва ли не треть экспонентов. С посетителями тоже не все было гладко. Явно наблюдаемый спад дал множество поводов для насмешек и разговоров о способностях менеджмента организаторов. Все с нетерпением ждали финальной пресс-конференции, которая позиционировалась чуть ли не сенсационной.
На конференции продемонстрировали не радужные, но и не слишком страшные данные:
• Число посетителей 81 200 (-22%)
• Количество брендов 520 (-20%)
• Количество журналистов 3300 (-12%)
В качестве позитивных результатов были приведены цифры из интернета: сайт выставки посетили 205 000 человек, а публикации в соцсетях насчитали целых 2,3 млн. Для сравнения, в отчете о январском SIHH фигурировала цифра в 23 000 посетителей выставки, число постов в соцсетях организаторы оценивали в 380 000 с охватом в 260 млн человек.
Признаться, в последнюю цифру верится не очень, ну да ладно. Тем более что в базельские минус 22% посетителей не верится совсем. Площадь выставки уменьшилась, и, по логике, плотность народа на квадратный метр должна была стать выше. Однако в этот раз в проходах было, мягко говоря, свободно. Даже в самые напряженные моменты выставки. В прошлые годы все тоже говорили о сокращении числа посетителей, но на самом деле оно было не заметно. Сейчас же было ощущение, что трафик снизился раза в два, если не в три.
Число посетителей из России снизилось точно в разы. Множество знакомых спрашивали «как там в Базеле». Если вас действительно интересует вопрос, какие настроения гуляют по миру, и как в связи с этим планировать свою работу, приглашаем 12 апреля на конференцию «Мозаика времени», где мы как раз собираемся обсудить эту тему.
Здесь же поговорим скорее о трендах и о будущем.
Пресс-конференция касалась в основном выставки 2020-2022 годов. Видимо понимая, что резко переломить тренд на усыхание мероприятия не удастся, Мишель Лорис-Меликофф сделал акцент на том, что главное для организаторов – максимальное гостеприимство. И рассказал о том, как по ночам заменяли деревья с пожухлыми листьями, как договорились с отелями и ресторанами, какой классный был пресс-центр и т.д. И о том, что в будущем все станет только лучше. Пресс-центр останется таким же комфортным, а на схемах залов укажут расположение туалетов.
Но всех интересовали вовсе не туалеты, а будущее мероприятия. Меликофф ожидания собравшихся торжественно обманул: не сказал практически ничего, что не было бы известно еще в январе. Он вновь продемонстрировал ролик, рассказывающий, что из площадки сугубо для дистрибьюторов и ритейлеров BaselWorld превратится в глобальную платформу, которая будет предоставлять все для всех. Для торговли, коллекционеров и любителей. Для презентаций, переговоров и сервиса. Место встреч и заказ авиабилетов. И вообще: BaselWorld станет постоянно действующей платформой, просто 360 дней в году она будет работать в виде электронной площадки, а еще 5 - в виде привычной оффлайновой выставки. Что появятся новые зоны для мероприятий, для дополненной и виртуальной реальности. Что BaselWorld разовьет соцсети, чатботы и другие электронные способы коммуникации, которые, как считается, и убили шоу.
Как назло, трансляция на новом сайт выставки то и дела тормозила, а на рассказе про запуск цифрового консьержа, который будет помогать гостям, слетела совсем.
Почему она упала – непонятно, нагрузка на сервер BaselWorld была небольшой. Интерес к пресс-конференциям выставки оказался гораздо ниже, чем я ожидал. Например, запись конференции от 20 мая, про открытие BaselWorld, за почти неделю на Youtube просмотрело всего 970 человек. Для международного проекта это очень мало. Например, показатели нашего канала MyWatchRu в разы лучше.
После переподключения на экране показали счастливых людей и зеленые ростки, устремившиеся в небо сквозь дыру Messe Basel. Слова про роль BaselWorld как места для общения проиллюстрировали кадрами полупустой площади перед входом, без традиционного оркестра. Кстати, на его отсутствие в этом году жаловались многие: в прошлые годы музыка создавала позитивное настроение, и ее исчезновение стало одним из символов коллапса.
Экспонентам Меликофф пообещал снижение цены аренды на 10-30% в зависимости от расположения. При этом показал слайд, из которого следует, что аренда площади составляет лишь около 15% общих расходов компаний-участников, остальное приходится на оборудование стенда, различные сервисы и активность во время выставки. Чтобы уменьшить и их, пообещал открыть возможность использования сторонних застройщиков. Надеемся, это возымеет свое воздействие. Ведь чтобы ни говорили компании, плачевные финансы - вот главная причина отказа от выставки. Вряд ли можно считать вот такие «экспозиции» в отеле полноценной заменой участия:
К слову, именно ради снижения суммарной стоимости участия мы в свое время перенесли Moscow Watch Expo из «Крокуса» в «Инфопространство». В этом году MWE пройдет 15-17 октября, в целом московская выставка останется прежней.
Расходы экспонентов (структура)
Все ждали от пресс-конференции сенсацию, и она прозвучала: в следующем году планируется вновь открыть зал №2, заполнив его ювелирными компаниями, национальными павильонами (читай: много лет изгоняемыми китайцами) и … «умными часами». Ждите!
Особое внимание было уделено необходимости содействовать новым проектам в отрасли. В этом году «первой ласточкой» стал «часовой инкубатор» - место, где стартующие компании могли арендовать стол с парой стульев. Выглядело это странно, но для кого-то действительно было решением. По словам Меликоффа, есть договоренность с двумя кантонами Швейцарии и французскими властями о том, что в следующем году на выставке появится раздел про студентов часовых и ювелирных школ, т.е. BaselWorld станет платформой для развития отрасли.
Возможно, это направление не прибавит выставке пафоса, но для отрасли оно действительно важно. Нужно признать, что при всех ошибках организаторов, Меликофф говорил много правильных вещей. О необходимости площадки для рынка, о том, что организаторы готовы идти навстречу, но не могут сделать выставку без участников – им нужны фидбек, их поддержка и участие.
Эти слова нашли отклик у ряда представителей в аудитории. Они отмечали, что вопрос не только в выставке: меняется рынок, сокращается число магазинов каждый год и во всех странах, и уж в этом-то выставка не виновата точно. Поэтому прежде всего нужно проснуться самим участникам рынка: «Выставка делает все, что может, но мы не должны игнорировать ее».
Очень много вопросов вызвали сроки проведения: 30 апреля – 5 мая 2020 года. Начало мая, во-первых, делает выставку бесполезной с точки зрения годового планирования, а во-вторых, выпадает на середину рамадана, и большая часть представителей Ближнего Востока просто никуда не поедут (как впрочем и наши соотечественники). Эта тема вызывает у Меликоффа явную растерянность. По его словам, идея заключалась в объединении сроков проведения SIHH и BaselWorld для удобства посетителей, но для застройки выставки в Базеле требуется около двух месяцев, а в Женеве – вообще трех. По его словам, проводить мероприятие в феврале нельзя в силу китайского Нового года, в марте в Женевском Palexpo проходит автосалон, что автоматически закрывает большую часть доступных окон. Насколько известно, сейчас организаторы обоих выставок пытаются найти решение проблемы, но пока все остается по-прежнему: SIHH и BaselWorld планируется провести друг за другом в апреле-мае.
Итоги BaserlWorld мы обсудим на конференции "Мозаика времени" 12 апреля. Чтобы записаться или заказать видеотрансляцию, перейдите по ссылке https://mozaika.mywatch.ru/
Партнер мероприятия: Garmin