BaselWorld покидает реальный мир

Закончившаяся вчера 102-я по счету выставка в Базеле стала явно не лучшей в истории. От пиковых времен осталась едва ли не треть экспонентов. С посетителями тоже не все было гладко. Явно наблюдаемый спад дал множество поводов для насмешек и разговоров о способностях менеджмента организаторов. Все с нетерпением ждали финальной пресс-конференции, которая позиционировалась чуть ли не сенсационной.

На конференции продемонстрировали не радужные, но и не слишком страшные данные:
•    Число посетителей    81 200 (-22%)
•    Количество брендов    520 (-20%)
•    Количество журналистов    3300 (-12%)

В качестве позитивных результатов были приведены цифры из интернета: сайт выставки посетили 205 000 человек, а публикации в соцсетях насчитали целых 2,3 млн. Для сравнения, в отчете о январском SIHH фигурировала цифра в 23 000 посетителей выставки, число постов в соцсетях организаторы оценивали в 380 000 с охватом в 260 млн человек.

Признаться, в последнюю цифру верится не очень, ну да ладно. Тем более что в базельские минус 22% посетителей не верится совсем. Площадь выставки уменьшилась, и, по логике, плотность народа на квадратный метр должна была стать выше. Однако в этот раз в проходах было, мягко говоря, свободно. Даже в самые напряженные моменты выставки. В прошлые годы все тоже говорили о сокращении числа посетителей, но на самом деле оно было не заметно. Сейчас же было ощущение, что трафик снизился раза в два, если не в три.

Число посетителей из России снизилось точно в разы. Множество знакомых спрашивали «как там в Базеле». Если вас действительно интересует вопрос, какие настроения гуляют по миру, и как в связи с этим планировать свою работу, приглашаем 12 апреля на конференцию «Мозаика времени», где мы как раз собираемся обсудить эту тему.

Здесь же поговорим скорее о трендах и о будущем.

Пресс-конференция касалась в основном выставки 2020-2022 годов. Видимо понимая, что резко переломить тренд на усыхание мероприятия не удастся, Мишель Лорис-Меликофф сделал акцент на том, что главное для организаторов – максимальное гостеприимство. И рассказал о том, как по ночам заменяли деревья с пожухлыми листьями, как договорились с отелями и ресторанами, какой классный был пресс-центр и т.д. И о том, что в будущем все станет только лучше. Пресс-центр останется таким же комфортным, а на схемах залов укажут расположение туалетов.

Но всех интересовали вовсе не туалеты, а будущее мероприятия. Меликофф ожидания собравшихся торжественно обманул: не сказал практически ничего, что не было бы известно еще в январе. Он вновь продемонстрировал ролик, рассказывающий, что из площадки сугубо для дистрибьюторов и ритейлеров BaselWorld превратится в глобальную платформу, которая будет предоставлять все для всех. Для торговли, коллекционеров и любителей. Для презентаций, переговоров и сервиса. Место встреч и заказ авиабилетов. И вообще: BaselWorld станет постоянно действующей платформой, просто 360 дней в году она будет работать в виде электронной площадки, а еще 5 - в виде привычной оффлайновой выставки. Что появятся новые зоны для мероприятий, для дополненной и виртуальной реальности. Что BaselWorld разовьет соцсети, чатботы и другие электронные способы коммуникации, которые, как считается, и убили шоу.

Как назло, трансляция на новом сайт выставки то и дела тормозила, а на рассказе про запуск цифрового консьержа, который будет помогать гостям, слетела совсем.

Почему она упала – непонятно, нагрузка на сервер BaselWorld была небольшой. Интерес к пресс-конференциям выставки оказался гораздо ниже, чем я ожидал. Например, запись конференции от 20 мая, про открытие BaselWorld, за почти неделю на Youtube просмотрело всего 970 человек. Для международного проекта это очень мало. Например, показатели нашего канала MyWatchRu в разы лучше.

После переподключения на экране показали счастливых людей и зеленые ростки, устремившиеся в небо сквозь дыру Messe Basel. Слова про роль BaselWorld как места для общения проиллюстрировали кадрами полупустой площади перед входом, без традиционного оркестра. Кстати, на его отсутствие в этом году жаловались многие: в прошлые годы музыка создавала позитивное настроение, и ее исчезновение стало одним из символов коллапса.

Экспонентам Меликофф пообещал снижение цены аренды на 10-30% в зависимости от расположения. При этом показал слайд, из которого следует, что аренда площади составляет лишь около 15% общих расходов компаний-участников, остальное приходится на оборудование стенда, различные сервисы и активность во время выставки. Чтобы уменьшить и их, пообещал открыть возможность использования сторонних застройщиков. Надеемся, это возымеет свое воздействие. Ведь чтобы ни говорили компании, плачевные финансы - вот главная причина отказа от выставки. Вряд ли можно считать вот такие «экспозиции» в отеле полноценной заменой участия:

Репортаж с Baselworld 2019

К слову, именно ради снижения суммарной стоимости участия мы в свое время перенесли Moscow Watch Expo из «Крокуса» в «Инфопространство». В этом году MWE пройдет 15-17 октября, в целом московская выставка останется прежней.

Расходы экспонентов (структура)

Все ждали от пресс-конференции сенсацию, и она прозвучала: в следующем году планируется вновь открыть зал №2, заполнив его ювелирными компаниями, национальными павильонами (читай: много лет изгоняемыми китайцами) и … «умными часами». Ждите!

Особое внимание было уделено необходимости содействовать новым проектам в отрасли. В этом году «первой ласточкой» стал «часовой инкубатор» - место, где стартующие компании могли арендовать стол с парой стульев. Выглядело это странно, но для кого-то действительно было решением. По словам Меликоффа, есть договоренность с двумя кантонами Швейцарии и французскими властями о том, что в следующем году на выставке появится раздел про студентов часовых и ювелирных школ, т.е. BaselWorld станет платформой для развития отрасли.

Репортаж с Baselworld 2019

Возможно, это направление не прибавит выставке пафоса, но для отрасли оно действительно важно. Нужно признать, что при всех ошибках организаторов, Меликофф говорил много правильных вещей. О необходимости площадки для рынка, о том, что организаторы готовы идти навстречу, но не могут сделать выставку без участников – им нужны фидбек, их поддержка и участие.

Эти слова нашли отклик у ряда представителей в аудитории. Они отмечали, что вопрос не только в выставке: меняется рынок, сокращается число магазинов каждый год и во всех странах, и уж в этом-то выставка не виновата точно. Поэтому прежде всего нужно проснуться самим участникам рынка: «Выставка делает все, что может, но мы не должны игнорировать ее».

Очень много вопросов вызвали сроки проведения: 30 апреля – 5 мая 2020 года. Начало мая, во-первых, делает выставку бесполезной с точки зрения годового планирования, а во-вторых, выпадает на середину рамадана, и большая часть представителей Ближнего Востока просто никуда не поедут (как впрочем и наши соотечественники). Эта тема вызывает у Меликоффа явную растерянность. По его словам, идея заключалась в объединении сроков проведения SIHH и BaselWorld для удобства посетителей, но для застройки выставки в Базеле требуется около двух месяцев, а в Женеве – вообще трех. По его словам, проводить мероприятие в феврале нельзя в силу китайского Нового года, в марте в Женевском Palexpo проходит автосалон, что автоматически закрывает большую часть доступных окон. Насколько известно, сейчас организаторы обоих выставок пытаются найти решение проблемы, но пока все остается по-прежнему: SIHH и BaselWorld планируется провести друг за другом в апреле-мае.

Итоги BaserlWorld мы обсудим на конференции "Мозаика времени" 12 апреля. Чтобы записаться или заказать видеотрансляцию, перейдите по ссылке https://mozaika.mywatch.ru/

Партнер мероприятия: Garmin