Baselworld-2017: Заключение
<< Читать предыдущую часть материала
За полцены
Четвертое и, пожалуй, самое важное событие года – разворот ценового тренда. За последние 20 лет продукция большинства марок непрерывно дорожала, прайс-листы увеличились за это время в 2-2,5 раза. Например, средняя цена Tissot в начале 2000-х составляла $300, младшие модели TAG Heuer продавались за $400, прайс-лист Longines начинался от $600. За $700 можно было купить Zenith и золотые Tissot, за $1200 – Omega, а чтобы стать обладателем Rolex, достаточно было иметь чуть больше $2000. И производители с торговцами были счастливы.
В этом году поезд развернулся в обратную сторону: практически на каждом стенде с гордостью демонстрировали «коммерческие линейки». Часовщики пытаются предложить товар, который окажется по карману нынешнему клиенту. Breitling за 120 000 рублей вновь стал реальностью.
Признаюсь, я не разделяю радость производителей, представляющих подешевевшие изделия. Издержки падают медленнее спроса, и снижение цены чаще всего приводит к появлению упрощенных моделей, менее качественного товара. Плоский убогий циферблат, неприятный на ощупь браслет, откровенно дешевая застежка не видны на фото, но заметны на ощупь. В итоге они способны скорее оттолкнуть покупателя от часов, чем повысить интерес к ним. К тому же в погоне за низкой ценой компании часто забывают о необходимости маркетинговых мероприятий, а иногда подешевение достигается именно за счет отказа от рекламы.
Такая стратегия помогает получить краткосрочные продажи, но очень опасна в долгосрочной перспективе. Для покупателя самый простой способ сэкономить на часах – вообще не покупать их. В отличие от ботинок или хлеба, без них очень легко обойтись. И если не поддерживать желание иметь часы, то продажи быстро сойдут к нулю. К тому же само по себе понижение цены на 20-30% не заставит человека приобрести модель, которая не нравится визуально.
Руководители компаний понимают все это, и действуют вынужденно, ведь депрайсинг позволяет перетянуть клиентов у конкурента. Однако может оказаться, что через год волна подешевения приведет к тому, что цены опустят все. Соответственно, суммарные продажи не вырастут, выручка сократится, а полки окажутся занятыми сомнительными со всех точек зрения товарами.
Развернувшийся тренд опасен еще и потому, что начавшееся понижение цены оказывает дестимулирующее воздействие на покупателя. По-хорошему, руководителям крупнейших концернов следовало бы договориться о совместных маркетинговых шагах по поддержанию интереса к часам. Однако судя по политике тех же Richemont и Swatch Group, каждый собирается спасаться по отдельности.
Светлое пятно
Когда мы рассказывали про «технологический кластер» зала 1.1, мы не упомянули Samsung. Огромный светящийся купол с логотипом Galaxy расположился вдоль одной из стен, но был хорошо заметен с многих точек холла. Участие в Baselworld корейской компании можно считать знаковым. И вовсе не потому, что на часовую выставку пришел один из главных производителей умных часов, а в силу формата этого участия.
Три четверти пространства стенда занимали витрины, где посетители могли посмотреть гаджеты и задать вопросы консультантам. Оставшаяся четверть была отдана под зону виртуальной реальности: сделай селфи на фоне Samsung, запости в соцсети, и сможешь прокатиться на виртуальных «американских горках» или по виртуальному желобу бобслейной трассы. Специальные кресла, имитирующие вибрацию и ускорения, и VR-очки создают полную иллюзию реального приключения.