Baselworld-2017: оно случилось
Похоже, что за разговорами о том, что часовой рынок неизбежно должен измениться, он и в самом деле стал другим. Просто мы этого не заметили.
В этом году крупнейшее мероприятие мирового часового рынка – выставка Baselworld – отметила 100-летие. Зная любовь швейцарских часовщиков к юбилеям, можно было ожидать события, по масштабам сравнимого с карнавалом в Рио. Но ситуация на рынке внесла коррективы: и участникам, и организаторам в этом году было явно не до праздника.
Еще год назад разговоры про кризис на часовом рынке были своеобразным табу, сегодня прятать цифры уже невозможно. Незадолго до выставки вышел годовой отчет Swatch Group, а за ним – данные о февральском экспорте. Намеков на позитив в этих документах не было, если конечно не считать за таковой призыв Нейлы Хайек верить в чудо. Понятно, что в условиях сокращающегося спроса ожидать особо праздничного настроения на Baselworld не приходилось, и разговоры о том, что выставка будет слабой, шли весь год. Предсказания высказывались самые мрачные.
В итоге число стендов действительно сократилось с 1500 до примерно 1300. Однако организаторы учли опыт 2016 года и, несмотря на очевидные трудности, выставка выглядела более чем прилично. Не было пустот, не по делу возникших буфетов и рекреационных зон, которые резали глаз в прошлом году. Более того: оказался полностью застроенным стендами даже зал 2.2, который числился полупустым на поэтажном плане, опубликованным за две недели до Baselworld. Так что с точки зрения заполнения выставки участниками организаторы «перевыполнили» план.
За перестановками стендов можно было увидеть новую концепцию площадки. Зал 1.0 по традиции заняли крупнейшие бренды, по праву гордящиеся своей стабильностью. Напротив них, отделенная площадью, как океаном, расположилась американская Movado Group. Основу второго этажа составили знаменитые ювелирные марки (Dior, Faberge, Graff) и часовые компании, делающие ставку на технологии: центр зала 1.1 образовали японские Casio, Citizen и Seiko, рядом – «неубиваемый» Victorinox и китайская Fyita. А третий этаж главного павильона, зал 1.2 был отдан креативным независимым компаниям. Здесь поселились бывшие арендаторы Basel Palace. Переезд на вершину главного павильона символизировал, что организаторы Baselworld перестали считать их чем-то странным, фриками, а признали полноценными участниками часового рынка, двигающими отрасль к новым высотам.
Не менее логичным было и построение второго павильона: первый этаж – независимые часовые бренды и поставщики оборудования, второй – ювелиры, на третьем главными экспонентами стали производители механизмов: ETA, Ronda, Miyota, TMI, Voucher. То, насколько четко организаторы сумели сформировать зоны в непростых экономических условиях, заслуживает самой высокой оценки. Одновременно в голове возникает вопрос: может, это новая структура рынка?
Все флаги в гости
Зазвать посетителей в этом году было не менее сложно, чем собрать участников. Стендисты говорили, что не приехало много ритейлеров из США, было мало китайцев, не говоря про Россию. Не приехали даже некоторые предприниматели из Европы, хотя им-то, казалось бы, до Базеля рукой подать. В результате в воскресенье вечером мы записывали репортаж из близлежащих к выставке ресторанов: их залы были абсолютно пусты. Коллеги говорили, что на отелях в нескольких кварталах от Messe Basel видели таблички «свободные номера» - еще пару лет назад представить подобное было просто невозможно.
Причина в общем состоянии мирового часового рынка. На традиционном совещании часовых ассоциаций стран мира, которое во время выставки проводит FHS, падение продаж констатировали все выступающие, различались только цифры. И если в официальных отчетах они называли -10 - -15%, то в личных разговорах говорилось уже о -70%. В такой ситуации нежелание ритейлеров ехать в Базель отчасти понятно. И, кстати, оно связано не только с расходами на поездку. «Мои витрины полны, я не собираюсь ничего закупать, а на выставке меня начнут «продавливать» на заказы, спрашивать про задолженность. Зачем мне это?» - так прокомментировал причины отказа от поездки один предприниматель.
(продолжение следует)
Уважаемый читатель, полный текст статьи доступен только
участникам Клуба Часовщиков
Вступить в клуб можно прямо сейчас!
Вы уже зарегистрированы на TimeSeller.ru и являетесь членом клуба?
Пожалуйста, войдите на сайт.
Теги: Baselworld