В свое время немецкий летчик Матиас Руст приземлится на Красной площади. Недавно наши соотечественники совершили сопоставимый по масштабам поступок: разместили собственную «авиабазу» в швейцарском Базеле.
Очень многие читатели «Часового бизнеса» бывали в Базеле в качестве гостей. Некоторые – по полтора-два десятка раз. А как выставка выглядит глазами экспонента? Поделиться своими впечатлениями мы попросили владельцев марки Aviator, которая уже больше 11 лет является постоянным участником крупнейшего мирового часового шоу.
Кто крайний?
Для посетителей Baselworld начинается за месяц-два до ее открытия, с покупки авиабилетов и брони отеля. А когда подготовка к выставке начинается для участников? За полгода? За год? Ответ не верный. Значение Baselworld в часовом мире столь велико, что очередь из компаний, желающих получить место, растянулась на несколько лет. Кстати, продаем способ легкого заработка: регистрируете фирму, «встаете в очередь» на Baselworld, через несколько лет продаете место нетерпеливым коллегам. И это не шутка: такой бизнес реально существует.
BASEL 2015 from AVIATORWATCH on Vimeo.
По этой же причине большинство договоров на участие многолетние. У некоторых компаний они заключены на 2-4 года, у некоторых – на 10 лет. Это касается прежде всего самого престижного, 1-го павильона, где стоимость многоэтажного сборно-разборного стенда может достигать нескольких миллионов франков.
Непосредственная подготовка к очередной выставке начинается примерно за год. Тогда определяются новинки, которые будут показаны, точная конфигурация стенда и набор дополнительных материалов. А примерно за 3-4 месяца до открытия стартует полоса звонков и рассылок. Как правило, за 30 дней до начала график руководителей и менеджеров компании уже почти полностью расписан.
Демократия по-швейцарски
С чем связаны впечатления, которые посетитель привозит с Baselworld? С работой, тусовками, новыми моделями и т.д. Но в первую очередь – со стендами. И для участников вопрос организации их постройки – один из самых важных. Компании из самого престижного, первого павильона, как правило имеют 10-летние договора с организаторами Baselworld и, соответственно, заказывают сборно-разборные многоэтажные стенды. Стоимость «дворца» может достигать нескольких миллионов долларов, добавьте ежегодные расходы на хранение и монтаж. Более скромные участники каждый год строят стенд заново.
Наши «авиаторы» помнят те времена, когда можно было нанять практически любого застройщика - например, из Германии, что значительно дешевле услуг швейцарских мастеров. Но несколько лет назад дирекция ограничила список подрядчиков пятью компаниями. Вообще, территория Baselworld – это особая юридическая зона, в которой действует свои правила. Оплата участия еще не означает, что вы сможете показать на стенде все, что захотите: администрация и специальные комитеты могут запретить демонстрировать определенные модели или вообще закрыть стенд. Подобные правила введены прежде всего для охраны авторских прав. На выставке зарабатывают не только участники и организаторы, но и юристы, которые ежегодно строчат десятки жалоб.
Но вернемся к вопросам строительства: ограниченность выбора психологически и материально тяжела для участников, и не менее сложна для застройщиков, некоторые из которых одновременно возводят по 200 и более конструкций. Проконтролировать производство и сдачу такого количества объектов нелегко, равно как и проследить за соблюдением всех стандартов, которых, кстати, немало. При возведении типового стенда организация пространства, все размеры, цвета и фактуры должны быть согласованы. Цвет стен можно выбрать любой, но лишь из тех 3-4 вариантов, которые вам предложат. Застройщик обязательно проконтролирует, правильно ли висят экраны, в нужном ли углу стоит диван или столик с промо-материалами.
Швейцарская неточность
Экспонент задолго до начала выставки получит чертежи стенда с указанием всех размеров вплоть до диаметра отверстий, в которые будет крепиться табличка с логотипом бренда. К сожалению, никто не застрахован от накладок. Например, от того, что расстояние между этими отверстиями будет таким же, как на чертеже. Или что ниша под стеллаж или витрину окажется на 4-5 см шире, чем написано, или, что значительно страшнее – уже. Из таких ситуаций в компании уже умеют находить оперативные и эффективные выходы. Да и вообще, сходить к соседям за шуруповертом или молотком – в Базеле обычное дело, и никто не отказывает в помощи.
Усложняет ситуацию то, что доступ на стенд компания-участник получит всего за 3 дня до начала выставки, и вариантов переделать мебель или изготовить новые витрины уже не будет. Конечно, везде работают живые люди, с которыми всегда можно договориться. Однако, возможность оказаться на стенде за 7-8 дней ничего не даст – в это время его только начинают строить и понять, К тому, что какие-то вещи могут не очень совпадать с заявленными, в Aviator относятся уже с юмором. Равно как и к тому, что типография (не важно, российская или даже испанская) может за несколько дней до начала мероприятия сдать тираж «не в цвет» и его придется оперативно перепечатывать, так что каталоги привезут только в день официального открытия.
А вот к чему с юмором отнестись никак нельзя, так это к присутствующей повсеместно пыли. Если вы делали ремонт в квартире, то прекрасно знаете, что ближайший месяц или два все будет покрываться ей крайне быстро. В павильонах Messe Basel идет даже не ремонт, а полноценная стройка, следы которой каждое утро приходится убирать с мебели, часов, полок, стекол и всех поверхностей, способных притягивать пыль. Так что утро любой из участников начинает не с кофе, а с мокрой тряпки.
Логика и логистика
Зато с доставкой крупногабаритных грузов, будь то фирменная мебель в армейском стиле или стеклянный разделитель рабочих зон весом более тонны, проблем нет. Грузовая логистика в Базеле налажена идеально, как швейцарские железные дороги. Существует расписание заездов, которого все придерживаются, и несмотря на огромное количество участников, на подступах к павильонам нет ни пробок, ни скучающих водителей и грузчиков. Выставка предоставляет весь необходимый сервис для комфортной работы. Например, все коробки и упаковочный материал можно сложить на специальный паллет, который обмотают пленкой, присвоят номер и укажут на нем точное время возврата на это же место. Компании-экспоненту остается лишь оплатить аренду площади в камере хранения.
Что нам стоит стенд построить?
На этот вопрос представители Aviator нам не ответили, но окинув взглядом стенд, который больше напоминал ставку верховного главнокомандующего, сообщили, что только лишь авторской мебели и оборудования здесь почти на 50 000 Евро. Сумма серьезная, но это инвестиция не на один год, к тому же стенд, хотя на то, что в документах классифицируется как «стандартный» смотрится необычно и стильно, в духе военной авиабазы или чего-то подобного, а шкафы оформленные в виде ящиков с оружием вселяют и новым и старым клиентам то ли уверенность в надежности партнера, то ли благоговейный трепет. В любом случае – эффект достигнут.
Кто кому продаст
Если вы думаете, что на всех встречах на Baselworld речь идет исключительно о показе и продаже часов и украшений, вы ошибаетесь. Зарубежные компании или их отдельные представители проявляют интерес к часам Aviator, однако, при этом, просят визовую поддержку или даже оплату перелета и даже проживания. К таким «партнерам» а Aviator относятся настороженно. Равно как и к гостям стенда, предлагающим сомнительные сделки колоссальных объемов. Третья категория гостей – самые разнообразные «частники» - банкиры и юристы, для которых Базельская выставка это место, где они за короткое время смогут «обработать» огромное количество потенциальных клиентов. Поэтому при заключении договоренностей о встрече с незнакомым визитером участники стараются выяснить его реальное «лицо».
Визит очередного менеджера может раздражать, но не вызывать волнения. Стоит ли говорить, что, помня об особой юрисдикции Baselworld, появление на стенде Aviator группы вооруженных полицейских вызвал некоторое замешательство среди персонала. Однако полисмены быстро успокоили насторожившихся сотрудников, сказав, что уже несколько раз проходили мимо и были привлечены очень стильными имиджами в витринах. В итоге стражи порядка даже подобрали себе часы от Aviator: одному в пору пришлась стильная Airacobra, второй выбрал MIG 29 Chronograph. Станет ли это событие поводом для новой рекламной кампании – нам пока не сообщали.
Все флаги в гости
Несмотря на трудности и дороговизну участия, Baselworld остается ключевым событием часового мира, и является для компании не просто имиджевым мероприятием. Выставка этого года, несмотря на то, что все называли ее малолюдной, принесла новых клиентов из 10 стран: Испания, Южной Кореи, Нидерландов, Таиланда, Филиппин, Индии, Омана, Мексики, Японии. Теперь компании предстоит долгая и кропотливая работа по открытию новых рынков. Хлопоты серьезные, но крайне приятные.
Все повторится вновь
Стоит ли говорить, что подготовка к Baselworld 2016 началась еще на текущей выставке 2015 года. А по возвращении делегации в Россию, перешла в активную стадию. Начинать готовить новые модели, разрабатывать рекламные имиджи, вести переговоры с партнерами во всем мире нужно уже сейчас, чтобы в следующем году вновь встретиться на «базе» Aviator и узнать, какие новые испытания компании приготовило главное часовое событие.
Автор: Дмитрий Лисов
При перепечатке активная ссылка обязательна
Теги: Волмакс Aviator Volmax