Летом 2012-го 10 российских компаний создали первое на рынке профессиональное объединение – Ассоциацию участников часового рынка. Всего за два года нам удалось достичь немалых успехов. Возможности Ассоциации расширятся со вступлением новых членов.
Основная цель Ассоциации - создание максимально комфортных условий для работы часовых компаний, в том числе – представление и защита интересов часового рынка перед государством. Важнейшей, хотя и не всегда заметной частью ее деятельности стало информационное обеспечение рынка. Без достоверных данных невозможно эффективное планирование в оптовых и розничных компаниях, любое взаимодействие с государственными органами также должно базироваться на достоверной и полной информации о происходящих процессах. Ассоциация наладила регулярный сбор и обработку как официальной информации об импорте, экспорте и продажах часов, так и сведений от участников рынка. Члены Ассоциации ежеквартально получают обзоры рынка и достаточно детальные данные об активности его участников, что помогает им эффективно планировать свою работу и аргументированно вести переговоры с зарубежными партнерами. Сформированная база данных помогает успешному взаимодействию с различными ведомствами, так как позволяет представить объективную картину часового рынка, необходимую при принятии решений на государственном уровне.
Битва за 10 евро
В частности, проведенный Ассоциацией анализ рынка стал основой для работы в приоритетном направлении – лоббировании понижения импортных пошлин на часы. Именно развернутое обоснование необходимости пересмотра ставки таможенной пошлины оказалось решающим фактором, позволившим летом прошлого года добиться отмены специфической пошлины (минимальный платеж в 10 евро), которая блокировала официальный импорт часов массового сегмента. Чтобы добиться такого решения Единой Экономической Комиссии Таможенного Союза, потребовалось использовать максимум возможностей Ассоциации, издательства «Часовая литература», а также организовать широкую медийную кампанию.
В июле 2013-го по инициативе группы сборочных предприятий специфическая пошлина на ряд категорий часов была восстановлена в размере 4 евро. Но даже такой уровень открыл дистрибьюторским компаниям возможность работать с существенно большим спектром товаров. К тому же данная пошлина введена временно и действует до сентября 2014 г, после чего будет отменена полностью. Снижение ставки таможенной пошлины является важнейшим достижением Ассоциации, которое значительно повлияло на весь часовой рынок России.
Важные детали
Понижение специфической пошлины расширило возможности легального импорта массовых часов, однако поставило в неравное положение сборочные компании: пошлина на комплектующие оказалась выше, чем на готовые часы. Поэтому на следующем этапе Ассоциация обратила внимание на ставки пошлин на запасные части. Работа в этом направлении проходила в тесной связи с созданной в прошлом году Национальной часовой ассоциацией, объединившей 4 сборочные компании. В результате девятимесячного общения с различными органами Таможенного Союза удалось добиться принятия новых ставок, которые вступили в силу с 10 мая 2014 года. Пониженные пошлины на ремешки и компоненты выгодны всем участникам рынка, т.к. позволяют снизить затраты как производственных компаний, так и дистрибьюторов, т.к. положительно влияют на стоимость сервисного обслуживания.
Агенты 006
Еще одной важной задачей Ассоциации было возобновление работы Технического комитета «Часовое дело» Росстандарта России. Техкомитет 006 занимается разработкой государственных стандартов в области часов, и через него проходят все регулирующие часовую сферу проекты. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии №600 от 18 июня 2013 года, Техкомитет «Часовое дело» был закреплен за Ассоциацией, должность Председателя комитета занял Александр Федичкин. На данный момент соблюдены все формальные процедуры в ближайшее время комитет приступит к адаптации к российским условиям международных стандартов. Контроль над комитетом чрезвычайно важен, поскольку, как минимум, избавляет часовщиков от каких-либо неожиданностей со стороны государства и позволяет формировать стандарты и регламенты, отвечающие интересам участников рынка.
Часы – это просто
Значительные проблемы операторов рынка связаны с тем, что с 2012 года часы оказались исключены из списка технически сложных товаров. Чтобы исправить данную ситуацию, Ассоциация наладила контакты с другой общественной организацией - «Объединением потребителей», в структуре которого был создан комитет по взаимодействию с часовым рынком. Совместными усилиями была подготовлена аргументация необходимости включения часов в перечень технически сложных товаров, проведено заседание Комиссии по потребительской политике Социальной платформы партии «Единая Россия», по итогам которого принята резолюция о необходимости внесения изменения в Перечень ТСТ. Совместно с юристами Объединения потребителей Ассоциацией была разработана и разослана по министерствам аналитическая записка с предложением по включению часов в Перечень. На данный момент аналитическая записка находится на стадии рассмотрения в Минпромторге и ряде других ведомств, в том числе в Администрации президента РФ, Минэкономразвития России, Государственной Думе, Совете Федерации.
Сложность работы в данном направлении заключается в том, что последняя редактура Перечня ТСТ производилась Министерством здравоохранения и социального развития, однако позже этот вопрос перешел в ведение Министерства промышленности и торговли. В результате установить контакт с разработчиками последней версии перечня не представляется возможным, а сам Перечень не вызывает серьезного интереса со стороны ни одного из министерств. Проблемы возникли и из-за кадровых изменений в Роспотребнадзоре.
Оркестр без «контрабаса»
Относительно малый объем часового рынка создает сложности при взаимодействии с органами власти, т.к. часто невозможно обосновать необходимость тех или иных изменений в законодательстве с помощью цифр и бюджетов. Внимание к проблемам часовщиков можно привлечь, встраиваясь в актуальные политические процессы. Одним из них является борьба с контрабандой. Принятие стратегического решения включиться в эту борьбу открыло Ассоциации двери для реализации многих совместных программ и вопросов с органами государственной власти. Одновременно усилия по снижению доли контрабандных поставок позволяют защитить интересы легальных операторов рынка.
В рамках данного направления был установлен контакт с представителями Федеральной таможенной службы, достигнута договоренность о сотрудничестве по интересующим обе стороны вопросам. Проблема контрабанды неоднократно поднималась в различных документах Ассоциации, в обращениях в государственные органы по вопросам изменения ставки таможенной пошлины, стала одной из тем публикаций в электронных и печатных СМИ, вышедших осенью 2013 года.
За первые же годы работы Ассоциация надежно закрепилась в министерствах и ведомствах как объективный и заслуживающий доверия источник информации о часовом рынке, а также авторитетный представитель бизнеса, в связи с чем нам регулярно отправляют документы, имеющие потенциальную связь с часовым рынком. Прочные контакты установились с Торгово-Промышленной Палатой РФ, Федеральной Таможенной Службой, Евразийской Экономической Комиссией (управляющий орган Таможенного Союза), Министерством экономического развития. И хотя не все предложения часовщиков оказываются в итоге принятыми, но участие в разработке и обсуждении законодательных актов позволяет доносить нашу позицию до государства, быть в курсе изменений и предотвращать, по мере возможности, нежелательные нововведения, что зачастую немаловажно.
В качестве одного из таких примеров можно привести участие в обсуждении проекта изменений в приказ ФТС России от 12 мая 2011 г. № 971, где предлагалось закрепить широкий список часовых брендов (около 100 торговых марок) за одним специализированным таможенным постом. Принятие подобного решения могло бы привести к созданию на таможне перманентно действующей пробки. Ассоциация подготовила аргументированные возражения против данного проекта, которые легли в основу отзыва Минэкономразвития. Другой пример – участие Ассоциации в разработке проекта новых правил заполнения поля «Описание товара» грузовой таможенной декларации, вызывающих множество сложностей у импортеров и экспортеров.
Куда расти?
Разумеется, не все проекты оказались успешными и не все удалось завершить за неполные два года работы. Например, у нас не получилось решить проблему внесения приборов, используемых при тестировании часов, в государственный реестр средств измерений, не закончена работа по включению часов в список технически сложных товаров, сложной и заорганизованной остается процедура таможенного оформления часов. Над этими проблемами, а также над вопросами продвижения часов как товара, Ассоциации предстоит работать в будущем.
Как и все на свете, деятельность Ассоциации требует усилий и определенных финансовых затрат. Описанная выше работа финансировалась сегодняшними членами Ассоциации, но была нацелена на получение коммерческой выгоды всеми участниками рынка, в том числе и не входящимив нее. Приятно, что ряды объединения постепенно расширяются – в прошлом году в Ассоциации появились три новых члена. Мы приглашаем в объединение все без исключения часовые компании, работающие на российском рынке. Присоединением к Ассоциации компания проявляет свою зрелось и помогает формированию среды, комфортной для бизнеса. С каждым новым членом возрастает эффективность объединения, т.к. растут ее финансовые возможности, связи, контакты в органах власти, интеллектуальный потенциал. А значит, мы сможем добиться еще большего!
По всем вопросам обращайтесь:
Телефон: 8 (495) 645-55-79
E-mail: wmma@mywatch.ru
Автор: Вячеслав Медведев
При перепечатке активная ссылка обязательна
Теги: Ассоциация часовщиков