Доля россиян, считающих себя средним классом, сократилась с 61% до 51%

Sberbank Investment Research опубликовал очередной обзор потребительской уверенности россиян – «Потребительский индекс Иванова».  Доля условных Ивановых, которые идентифицируют себя как средний класс, сократилась с 61% населения в III квартале 2014 года до 51% в III квартале 2016 года.

Sberbank Investment Research, аналитический департамент Sberbank CIB,о публиковал очередной обзор потребительской уверенности россиян – «Потребительский индекс Иванова». Фамилия Иванов считается самой распространенной в России, а условный Иванов в обзоре является типичным представителем российского среднего класса. Обзор основан на итогах опроса 2 300 граждан в возрасте 18–65 лет, проживающих в 164 городах России с населением более 100 тыс. человек. Индекс потребительской уверенности по итогам последнего опроса вырос – до минус 15% в III квартале 2016 года против минус 17% во II квартале 2016 года, что обусловлено ростом зарплат, ослаблением инфляционных ожиданий и опасений, связанных с курсом рубля, а также улучшением ситуации на рынке труда.

В отчете фиксируется положительная поквартальная динамика всех компонентов индекса за исключением оценки условий для совершения крупных покупок. Индекс национального благосостояния за 12 месяцев вырос с минус 30% во II квартале 2016 года до минус 25%. Эксперты объясняют, что это обусловлено продолжающимся замедлением инфляции, ослаблением опасений, связанных с курсом рубля, и улучшением ситуации с занятостью. Доля Ивановых, считающих экономику страны нестабильной, также сократилась – до 82% против 83% во II квартале 2016 года. Это показывает, что население стало чуть более уверенно оценивать экономические перспективы. Индекс, оценивающий условия для совершения крупных приобретений, уменьшился с минус 26% до минус 27%.

С начала года у 25% Ивановых заработная плата была повышена или индексирована на 6,3%, т. е. в среднем по выборке повышение составляет 1,6%. При увеличении заработной платы Ивановы предполагают тратить только 19% прибавки на продукты питания (по сравнению с текущими 38% дохода, которые тратятся на продукты питания), 16% – на одежду и товары для дома (против текущих 17%), а 12% – откладывать (сейчас доля сбережений составляет лишь 7%). Доля Ивановых, не имеющих сбережений, уменьшилась до 42% в III квартале 2016 года по сравнению с 43% в предыдущем квартале, а доля месячного заработка, отложенная в качестве сбережений, выросла с 6,7% до 7,4% в III квартале 2016 года. Вероятно, увеличение заработной платы и доходов населения положительно сказывается на уровне сбережений.

Доля Ивановых, чувствительных к уровню цен, уменьшилась с 77% во II квартале 2016 года до 76% (75% в 2015 году), но остается высокой. Доля тех, кто перешел на более дешевые товары, немного снизилась – до 68% против 69% в предыдущем квартале. Процент потребителей, которые посещают магазины только ради промоакций, снизился в III квартале до 44% по сравнению с историческим максимумом 47%, достигнутым во II квартале 2016 года.

В целом доля Ивановых, которые идентифицируют себя как средний класс, сократилась с 61% населения в III квартале 2014 года до 51% в III квартале 2016 года. Таким образом, с начала экономического спада 14 млн человек перешли из среднего в класс с меньшим достатком, так как затраты росли быстрее, чем зарплата.

Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: Статистика