Антон Ноздрин, «Оптим»

<p><span style="color: rgb(128, 128, 128);"><strong><span style="font-family: Verdana;">Итоги 2014-го глазами компаний</span></strong></span></p>

«Сейчас нужна спокойная, консервативная стратегия, заключающаяся в сохранении того, что есть.»

На ушедший год мы не строили каких-либо сверхпланов и ожиданий, поскольку понимали, как все будет происходить. Все было ясно еще в начале года. Заметные изменения в экономике начались примерно в марте. Главной задачей было трезво оценивать перспективы и спокойно выйти на качественно другой уровень бизнеса. В условиях быстрых изменений нужно подстраиваться и выстраивать процессы таким образом, чтобы ваш бизнес был максимально гибким. В какой то момент все наше государство перешло на ручное управление, и все компании тоже перешли на ручное управление. Осенью, когда начал резко девальвироваться рубль, пересматривать решения приходилось ежедневно. В ситуациях, когда происходят резкие экономические изменения, трудно что-то запланировать и приходится подстраиваться под текущую ситуацию. Если вы полагаете, даже ошибочно, что находитесь в относительной стабильности, то любые изменения, позитивные или негативные, можно просчитать. Но попытка оценить сегодня, например, бюджет на июль 2015 года – это гадание на кофейной гуще.

Тем не менее, 2014 год был довольно успешным для нашей компании. Гораздо успешнее, чем мы предполагали. Мы перевыполнили свои планы и даже реализовали несколько новых интересных проектов.

Разумеется, прошедший года запомнится кризисом и олимпиадой. Экономические проблемы, которые были уже неизбежными, усугубились санкциями, которых никто не ожидал, принимая серьезные геополитические решения. На нашей памяти уже были кризис 1998, 2008, - теперь еще и кризис 2014. Но этот кризис другой, он усложнен внешними факторами. До этого мы выплывали, так как не были закрыты от инвестиций, кредитования и выхода на международные рынки. В 2008 году объемы приходящих в страну денег были увеличены. Например, Morgan Stanley тогда купила торговый центр «Галерея» в Санкт Петербурге больше, чем за миллиард, были запущены большие инвестиционные проекты, построены заводы в Калужской области. То есть мы не были оторваны от остального мира. Сейчас же нас отрезали от денег, а любой экономике нужны деньги. Иначе падает и производство, и потребление.

Сейчас мир глобален, все страны и рынки связан между собой. Наша компания тоже работает не только в России. Например, на Украине. Скорее всего, там будет дефолт, но торговля все равно идет. Помогает то, что на Украине договора аренды чаще всего заключены в местной валюте, в отличие от нас ставки в евро и долларах являются аномалией. Поэтому все проще: расходная у магазинов часть состоит из зарплаты, налогов и аренды, все они номинированы в гривне, и несмотря ни на что бизнес продолжает существовать. В Прибалтике ситуация уже по чуть-чуть ухудшается. Имеется прирост в текущих точках, но небольшой, 5-7% в евро. В этом году у них скорее всего будет спад, так как исчезнет большое количества покупателей из Белоруссии и России. Так что на них наш кризис тоже отразится.

В России же в ближайшее время, несмотря на обещания президента, ситуация в малом и среднем бизнесе скорее всего будет ухудшаться. Кто-то должен расплачиваться за все. Понятно, что это будут не госкорпорации и не компании олигархов. В первую очередь платить придется малому и среднему бизнесу. Нужно просто спокойно подождать пару лет, посмотреть, что происходит. До конца этого года не стоит открывать для себя каких-то новых горизонтов. Задача – спокойно выстоять, на чем стоишь, не рваться никуда. Возможно, потребуется сократить неэффективные расходы, оптимизировать процессы, закрыть сложные не приносящие прибыль точки, затормозить планы по расширению, открытию новых магазинов. Степень риска при запуске чего-то нового всегда выше, нежели в работе действующих проектов. Принятие рискованных решений в нестабильной ситуации является неэффективным. Одно дело, когда вы рискуете куском своего жира, а другое дело - жизнью своих детей. Необходимо ясно оценивать, рискуете ли вы последним или избытком. Рисковать в сложившейся ситуации – все равно, что пойти и отдать деньги в казино.

Сейчас нужна спокойная, консервативная стратегия, заключающаяся в сохранении того, что есть. Не должно быть никакого фатализма, что все умрут. Да, ситуация плохая, но нужно двигаться вперед спокойно и поступательно, все оптимизировать, осмотреться, понять, где ты оказался. Страна, в который мы сейчас находимся - это не та страна, в которой мы жили до 2014-го. Изменилась экономическая, политическая и социальная ситуация. Все поменялось. И прежде, чем снова куда-то двигаться, нужно оценить произошедшие изменения.

Что будем делать мы? В рознице, скорее всего, закроем несколько магазинов. Какие и сколько - зависит от результатов переговоров по аренде. До нового года речь шла о закрытии 15-ти магазинов из 50-ти, сейчас – всего об одном. Если месяц назад понимания со стороны арендодателей не было, сейчас оно появилось. Что будет дальше никто не знает.

С точки зрения ассортимента, у нас сформирован хороший портфель, дающий прекрасные результаты. Практически по всем маркам, которые есть у нас в рознице, мы работаем на порядок эффективнее, чем в среднем по российской рознице. Весь лучший опыт переносим в дистрибьюцию, стараемся максимально помочь нашим клиентам. Наверное, поэтому, дистрибьюторская часть нашего бизнеса растет.

Очень важно понимать, что сегодня нужно работать с высокооборачиваемыми марками, а не пытаться вылазить на отсрочках. Должен ли магазин рассчитаться с поставщиком через месяц или через три – это не принципиально, так как продать коллекцию за это время все равно невозможно. Нужно брать правильные марки, те, что продаются. Если продукция реализуется 2 года, то неважно, какая там маржинальность, 50% или 55%, вы все равно будете в убытке. Если же данная коллекция обернется 2-3 раза в год, то для рентабельной работы может хватить скидки и в 30%.

Безусловно, важно следить за розничными ценами. Детально изучать, какие часы покупателю интересны и какие он может себе позволить. Сейчас не время пытаться формировать рынок – нужно идти за спросом.

Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: Оптим