Андрей Трофимов, "Рустайм"

Ближайший прогноз должен кончаться сентябрем, максимум октябрем Андрей Трофимов, Кризис еще не закончился, более того - пока продолжается погружение. Когда начнется движение вверх, тогда и можно будет говорить о новых возможностях. Всплытие покажет.

Как кризис отразился на вашей компании, что изменилось в ней за последние полгода?
Динамика – отрицательная, как и у всех, оборот падает. Но пока серьезных шагов мы не предпринимали. Конечно, закрыли часть точек продаж. Персонал в целом не сокращали, оптовое подразделение работает, как и раньше, офис розничной сети также не претерпел серьезных изменений.


Я знаю что у вас в этом году открылся сервис-центр, появилась новая марка…
Да, но эти проекты стартовали еще до кризиса и никак с ним не связаны. К сожалению, наш старый сервисный центр не удовлетворял растущие потребности по тем торговым маркам, которые мы представляем, по уровню качества работ и эффективности обслуживания. Поэтому мы решились на создание нового сервисного центра. Он находится под нашим непосредственным контролем, так нам проще отслеживать сроки и качество выполнения работ. Эффективность нашего сервиса, если оценивать ее по критериям затрат на ремонт и сроков перемещения часов, гораздо выше. Я думаю, наши клиенты, и розничные, и оптовые, скоро оценят это сами.
 

По поводу нашей новой марки — действительно, еще до кризиса мы заключили контракт на эксклюзивные поставки в Россию недорогих спортивных мужских часов Steinmeyer (Штайнмайер). И, как оказалось, не прогадали. Грянул кризис, и новая марка оказалась весьма востребованной у потребителей. В первую очередь из-за привлекательного дизайна. Спортивные часы подходят под все виды одежды современного мужчины, поэтому, наряду с классикой, такие часы можно купить одни на все случаи жизни. Вторая причина их популярности - демократичная цена. Часы Steinmeyer по карману большинству потребителей.

 

Андрей Трофимов, компания


 

Продажи изменились одинаково по всем маркам или есть различия?
Конечно, все марки чувствуют себя по разному. Более известные бренды показывают более стабильные результаты. Например, несмотря на повышение цен, продажи у того же Romanson упали меньше, чем у новых брендов. Лидерами по продажам по прежнему остались Romanson и Jaсques Lemans. В то же время не могу сказать что новые бренды «встали». Тут работает другая тенденция — падение спроса на часы дорогого сегмента компенсируется более или менее стабильными продажами часов средней и недорогой стоимости. У нас такие бренды составляют значимую часть ассортимента (Betty Barclay, Danish Design, Elysee, Obaku и другие), что позволяет пока держать обороты в пределах допустимого.


Говорят, что наряду с проблемами кризис предоставляет много возможностей. Получилось ли их использовать?
Пока рано об этом говорить. Кризис еще не закончился, более того - пока продолжается погружение. Когда начнется движение вверх, тогда и можно будет говорить о возможностях. Может, кто-то что-то и будет использовать. Всплытие покажет.


То есть вы считаете, что рынок еще не достиг дна?
Да. Думаю, что после августа будет хуже. Тяжелее будет в рознице, но и оптовикам придется трудно.


А почему вы думаете, что будет хуже?
По общеэкономической ситуации в стране. Все данные по росту числа безработных и т.д. говорят скорее об ухудшении картины. Тяжелее всего, я думаю, придется сегменту люкс. Кризис уже ударил по топ-менеджменту многих крупных российских компаний, что выражается как в сокращении зарплат, так и в массовых увольнениях. На какое-то время им так или иначе придется отказаться от покупки вещей не первой необходимости, в разряд которых попадают и часы класса люкс.


Изменилось ли в связи с кризисом поведение покупателей?
Да, конечно. Сегодня покупатели отдают предпочтение более известным маркам в той или иной области, будь то продукты питания, бытовая техника, часы. Соответственно, какие-то марки будут умирать, уходить с рынка. Люди более вдумчиво относится ко всем покупкам, будут стараться купить универсальные часы — одни на все случаи жизни.


В чем проявляется это более вдумчивое отношение?
Человек стал тратить на покупку больше времени, тщательно изучать и товар, и цену. Раньше пришел – купил. Если покупка не понравилась – выбросил или поставил на полку, и сходил в магазин еще раз. Сейчас такого уже не происходит. Клиент ходит по магазинам, выбирает, сравнивает цену, торгуется. Поскольку везде идут распродажи, без скидки не покупают практически ничего.
 

Ваши магазины дают скидки?
Приходится, хоть и стараемся сделать их  небольшими.


А есть ли у вас какие-то специальные программы для оптовиков?
В оптовом звене работают совсем другие факторы и иначе устроена экономика. Здесь мы не устраиваем специальных акций. Разве что внутренний курс валют держим на более низком уровне, чем он есть на самом деле. Таким образом, пусть и за счет снижения своей маржи, мы стараемся помочь клиентам.
 

Как вы думаете, каким будет рынок через год-два?
Не могу сказать. Возможно, сократится число магазинов. Но не кардинально. Скорее произойдет небольшая «подчистка». Не будет такого, что в одном торговом центре работают 3-5 часовых отделов.
Мы не строим долгосрочных прогнозов. Заглядывать на год, тем более на два вперед сейчас бессмысленно. Никто сейчас не может дать по-настоящему достоверного долгосрочного прогноза, что будет происходить в экономике в целом. Ближайший прогноз должен кончаться сентябрем, максимум октябрем. Все остальные прогнозы – глупая болтовня. У кого запас жира больше – тот протянет дольше.
 

Не слишком ли пессимистичный взгляд?
Такова тенденция, ситуация в экономике еще не стабилизировалась. Сейчас продажи выровнялись. Хотелось бы верить, что это «дно». Но уверенно говорить об этом рано. Когда станет понятно, что дальнейшего снижения не будет – начнем строить долгосрочные планы.

Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес" № 4-2009

 

Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: интервью Рустайм 4-2009