Как кризис отразился на вашей компании, что изменилось в ней за последние полгода?
Динамика – отрицательная, как и у всех, оборот падает. Но пока серьезных шагов мы не предпринимали. Конечно, закрыли часть точек продаж. Персонал в целом не сокращали, оптовое подразделение работает, как и раньше, офис розничной сети также не претерпел серьезных изменений.
Я знаю что у вас в этом году открылся сервис-центр, появилась новая марка…
Да, но эти проекты стартовали еще до кризиса и никак с ним не связаны. К сожалению, наш старый сервисный центр не удовлетворял растущие потребности по тем торговым маркам, которые мы представляем, по уровню качества работ и эффективности обслуживания. Поэтому мы решились на создание нового сервисного центра. Он находится под нашим непосредственным контролем, так нам проще отслеживать сроки и качество выполнения работ. Эффективность нашего сервиса, если оценивать ее по критериям затрат на ремонт и сроков перемещения часов, гораздо выше. Я думаю, наши клиенты, и розничные, и оптовые, скоро оценят это сами.
По поводу нашей новой марки — действительно, еще до кризиса мы заключили контракт на эксклюзивные поставки в Россию недорогих спортивных мужских часов Steinmeyer (Штайнмайер). И, как оказалось, не прогадали. Грянул кризис, и новая марка оказалась весьма востребованной у потребителей. В первую очередь из-за привлекательного дизайна. Спортивные часы подходят под все виды одежды современного мужчины, поэтому, наряду с классикой, такие часы можно купить одни на все случаи жизни. Вторая причина их популярности - демократичная цена. Часы Steinmeyer по карману большинству потребителей. Продажи изменились одинаково по всем маркам или есть различия? Ваши магазины дают скидки? Как вы думаете, каким будет рынок через год-два? Не слишком ли пессимистичный взгляд? Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес" № 4-2009
Конечно, все марки чувствуют себя по разному. Более известные бренды показывают более стабильные результаты. Например, несмотря на повышение цен, продажи у того же Romanson упали меньше, чем у новых брендов. Лидерами по продажам по прежнему остались Romanson и Jaсques Lemans. В то же время не могу сказать что новые бренды «встали». Тут работает другая тенденция — падение спроса на часы дорогого сегмента компенсируется более или менее стабильными продажами часов средней и недорогой стоимости. У нас такие бренды составляют значимую часть ассортимента (Betty Barclay, Danish Design, Elysee, Obaku и другие), что позволяет пока держать обороты в пределах допустимого.
Говорят, что наряду с проблемами кризис предоставляет много возможностей. Получилось ли их использовать?
Пока рано об этом говорить. Кризис еще не закончился, более того - пока продолжается погружение. Когда начнется движение вверх, тогда и можно будет говорить о возможностях. Может, кто-то что-то и будет использовать. Всплытие покажет.
То есть вы считаете, что рынок еще не достиг дна?
Да. Думаю, что после августа будет хуже. Тяжелее будет в рознице, но и оптовикам придется трудно.
А почему вы думаете, что будет хуже?
По общеэкономической ситуации в стране. Все данные по росту числа безработных и т.д. говорят скорее об ухудшении картины. Тяжелее всего, я думаю, придется сегменту люкс. Кризис уже ударил по топ-менеджменту многих крупных российских компаний, что выражается как в сокращении зарплат, так и в массовых увольнениях. На какое-то время им так или иначе придется отказаться от покупки вещей не первой необходимости, в разряд которых попадают и часы класса люкс.
Изменилось ли в связи с кризисом поведение покупателей?
Да, конечно. Сегодня покупатели отдают предпочтение более известным маркам в той или иной области, будь то продукты питания, бытовая техника, часы. Соответственно, какие-то марки будут умирать, уходить с рынка. Люди более вдумчиво относится ко всем покупкам, будут стараться купить универсальные часы — одни на все случаи жизни.
В чем проявляется это более вдумчивое отношение?
Человек стал тратить на покупку больше времени, тщательно изучать и товар, и цену. Раньше пришел – купил. Если покупка не понравилась – выбросил или поставил на полку, и сходил в магазин еще раз. Сейчас такого уже не происходит. Клиент ходит по магазинам, выбирает, сравнивает цену, торгуется. Поскольку везде идут распродажи, без скидки не покупают практически ничего.
Приходится, хоть и стараемся сделать их небольшими.
А есть ли у вас какие-то специальные программы для оптовиков?
В оптовом звене работают совсем другие факторы и иначе устроена экономика. Здесь мы не устраиваем специальных акций. Разве что внутренний курс валют держим на более низком уровне, чем он есть на самом деле. Таким образом, пусть и за счет снижения своей маржи, мы стараемся помочь клиентам.
Не могу сказать. Возможно, сократится число магазинов. Но не кардинально. Скорее произойдет небольшая «подчистка». Не будет такого, что в одном торговом центре работают 3-5 часовых отделов.
Мы не строим долгосрочных прогнозов. Заглядывать на год, тем более на два вперед сейчас бессмысленно. Никто сейчас не может дать по-настоящему достоверного долгосрочного прогноза, что будет происходить в экономике в целом. Ближайший прогноз должен кончаться сентябрем, максимум октябрем. Все остальные прогнозы – глупая болтовня. У кого запас жира больше – тот протянет дольше.
Такова тенденция, ситуация в экономике еще не стабилизировалась. Сейчас продажи выровнялись. Хотелось бы верить, что это «дно». Но уверенно говорить об этом рано. Когда станет понятно, что дальнейшего снижения не будет – начнем строить долгосрочные планы.
Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна