Александр Симоненко: мы открылись

— Расскажите, что сейчас происходит с вашими магазинами?

— Наши магазины были закрыты с 28-го марта и до вчерашнего дня. Вчера мы открылись. Местное правительство выпустило новое постановление, где значительно расширило список организаций, которые могут осуществлять свою деятельность, увеличили перечень товаров первой необходимости, включили туда одежду и обувь, канцелярские товары.  Получилось, правда, не совсем логично. Например, разрешили работать торговым центрам, но когда мы открыли свои магазины в ТЦ, то уже в 11:00 нам пришло распоряжение от Роспотребнадзора, что отделы, торгующие товарами не первой необходимости, в частности ювелирные магазины, работать не могут. Наш отдельно стоящий магазин «Т.Т.МАГАЗИН», где помимо часов представлены, в том числе одежда, обувь и аксессуары, выходит формально может работать. И в понедельник мы открылись. Есть ощущение, что это некая правовая коллизия и со временем что-то исправят относительно часов и ювелирных изделий. В общем, в торговых центрах мы не работаем, а наш отдельный магазин работает. Проверки пока еще никакой не приходило, и как они интерпретируют наш ассортимент, мы пока не знаем.

— Идут ли покупатели?

— Покупателей часов еще не было, а вот продажи одежды — на уровне докризисного периода, регулярная выручка в пределах обычного. Сейчас начало сезона, одежда — товар действительно необходимый. Все закономерно. Сколько этот спрос продлится — загадывать не будем, вероятно, это был отложенный спрос.

— Какие у вас планы на ближайшее будущее?

— Мы находимся в выжидательной позиции. Опять же, те поблажки, которое ввело местное правительство, на следующей неделе могут быть пересмотрены и отменены или, наоборот, расширены. Мы ожидали, что вслед за московским ужесточением мер, последует то же самое у нас, но, как видите, вышло наоборот. Надолго ли?

— Идет ли торговля каким-либо альтернативным образом? Онлайн, например?

— У нас на момент случившейся эпидемии не была отлажена система онлайн торговли, сейчас она у нас существует в некоем ущербном виде, пункт выдачи. Так что пока — никак.

— Как вы оцениваете работу с марками в этом году?

— Знаете, у нас рынок специфический. Значительная часть наших покупателей — китайские туристы. Этот год начался у нас сразу плохо, так как эпидемия началась в Китае в декабре, и в конце января у нас уже пункт границу закрыли. Китайские туристы к нам перестали приезжать. Ощутимое падение у нас началось еще с начала года. Продажи просто рухнули, особенно по дорогому сегменту. А сегодняшняя ситуация обрезала уже и наших покупателей.

— Очень тяжелый период. Как вы думаете, что можно сейчас предпринять, чтобы оставаться на плаву?

— Неизвестно, когда это все закончится. Была надежда, что в нашем регионе пораньше. Хотя, опять-таки, мы привязаны к китайским туристам. Есть опасения, что Китай нескоро откроется, чтобы избежать повторного распространения эпидемии, теперь уже исходящей с нашей стороны. Все пока очень сослагательно, предугадать развитие событий трудно. Пока мы просто ждем. Все силы у нас сейчас направлены на выполнение своих обязательств перед коллективом, у нас почти 200 сотрудников. Это сейчас главная финансовая нагрузка, на остальное нет денег. В то же время, не проводим и пока не планируем сокращений. Пока поддерживающих мер от государства относительно нашего сегмента абсолютно никаких нет. Предварительно согласовали с банком реструктуризацию наших кредитных обязательств. Договариваемся с поставщиками об отсрочке платежей.

— А как с арендой?

— Вот вопросом аренды мы сейчас занимаемся. Арендодатели вышли на позицию начала торгов. Есть такие арендодатели, которые сразу адекватно отреагировали, убрали на время прекращения работы арендную плату, за исключением коммунальных платежей. Но это единичные случаи. Остальные пока не сделали со своей стороны никаких поблажек. Формально, за апрель предъявлена арендная плата в полном размере. Пока мы отправили встречные письма, с просьбой снижения и отсрочки. Думаю, это первые шаги для начала переговоров. Будем тянуть до последнего. Большая часть арендных платежей до 20-25-го апреля. К этому времени, надеюсь, ситуация прояснится, и у нас будут более сильнее позиции для переговоров. Многие точки в последнее время и так работали с минимальной рентабельностью. Если арендодатели будут стоять на своем, то будем думать, стоит ли вообще с ними сотрудничать, может, лучше переехать в другое место. Хотя издержки по закрытию/открытию большие… Нужно будет думать. По большому счету, ждем прояснения ситуации.

  — Расскажите о работе с китайцами. Какие у них предпочтения, какая реклама с ними лучше работает?

—  Это очень брендоориентированные покупатели. Приобретают часы, исходя из уже сформировавшихся предпочтений, и точно знают, что им нужно. На их выбор мы практически не влияем. Запрос идет от них, а мы уже подстраиваемся.

— Можете назвать топ-3 брендов, которые в приоритете у китайских покупателей?

— Тройка лидеров: Tissot, Omega и Longines. Между этими тремя марками и происходит основное перемещение спроса.

— Бренды довольно популярные, ничего необычного…

—Да-да, ничего особенно необычного. Бывают времена, когда в лидеры выбивается Omega, стабильно лидирует Tissot, а в последнее время, начиная с 2013 года, по восходящей идет Longines.

— Каковы ваши прогнозы на ближайшее время работы?

— Мы заходим в работу с нормальными остатками. Наверное, начнется ожидаемая война скидок. Многое зависит от брендов, как они себя поведут. Трудно спрогнозировать их позицию. Одно дело, что декларировать, другое дело — реальная политика, финансовые показатели. Прогнозировать сложно. Пока никакой стратегии мы не выработали.

— Давайте поговорим о скидках…

— Все основные марки, которыми мы зарабатываем, имеют более-менее отрегулированную позицию по вопросам скидок. Если и было давление скидками со стороны онлайн-ритейла, то не такое сильное, и нам удалось его как-то компенсировать. Что случится сейчас, трудно сказать. Мы сами изначально не были ориентированы на интернет-торговлю. Все-таки это очень затратно — попытаться стать заметным игроком онлайн-ритейла. У нас недостаточно ресурсов.

— Многие рассматривают онлайн-продажи как дополнительную функцию.

— Да-да, как дополнительный сервис, конечно, этот очень важно. Мы, несомненно, планируем двигаться в этом направлении. Нас, к сожалению, немного подвели наши IT-специалисты. Онлайн было бы сейчас подспорьем. И все же, повторюсь, рассматриваю это как сопутствующий фактор, позволяющей немного компенсировать падение продаж в магазинах. Основная часть нашего рекламного бюджета и так давно в сети.

— Что вы думаете о чате часовщиков в WhatsApp?

— Я там еще не состою, там есть наш менеджер. Знаете, я по натуре интроверт, и быть активным участником чатов не по мне. Есть практика родительских чатов, ТСЖ, где в процессе споров люди уходят так далеко от темы, что ее уже не видно.

— В чате очень жестко занимаются модерацией, поэтому все сообщения там по делу. Документы, примеры писем-обращений к арендодателям, новости и актуальная информация часового бизнеса. Никаких котиков, глупых мемов или gif-открыток.

— Если модерации отводится существенно внимание, тогда буду рад вступить. Подключите и меня, пожалуйста.