Александр Савельев: мы использовали не все возможности
— Как прошел ваш 2019-й год?
— В начале было довольно гладко, но потом постепенно до нас дошли тенденции центральных регионов. И когда мы подвели итоги этого года, выяснилось, что мы не добрали по своим основным магазинам 15% от прошлого года. Правда, у нас есть одна точка, которая вышла в плюс. Она торгует совсем дешевым ассортиментом, т.е. там ценовой диапазон – 3000-5000 рублей. В этом году мы открыли два новых отдела. Может быть из-за того, что они открыты в новых торговых комплексах, которые не полностью заполнены, отделы работают еще не в полную силу. Пока не можем сказать, что довольны открытием. В одной точке работа идет хорошо, а в другой пока не отбили свои затраты.
— С чем вы это связываете?
— Одну точку мы открыли в уже существующем торговом комплексе, который зарекомендовал себя и приносит устойчивую прибыль. В другой мы заключили договор еще на этапе строительства. Были затраты по ремонту, набору сотрудников, оборудованию. И когда в ТЦ не заняты еще 40% торговых площадей, надеяться на устойчивую прибыль не приходится. Надо подождать хотя бы год. Ждем, когда этот торговый комплекс «раскрутится».
— Вы говорили про тенденции центрального региона. Имеете в виду, что в целом продажи снизились?
— До нас мода доходит с опозданием. И падение продаж тоже дошло с небольшой задержкой. Если в начале лета мы считали, что нас минует чаша сия, все было нормально, но в конце лета почувствовали, что и у нас есть провал, который пытались компенсировать обучением. Учитывая, что нашей компании в этом году исполнилось 25 лет, мы провели достаточно хорошее обучение. Мы вообще постоянно «подтягиваем» персонал, проводим тренинги. Праздник в честь юбилея компании провели с поздравлениями и подарками для коллектива. Оказалось, что у нас есть люди, которые стоят за прилавком уже 22 года! Текучки у нас практически нет, почти никто не уходит. Были люди, с которыми после испытательного срока мы сами не продляли договор, но в основном ситуация с коллективом достаточно стабильная. Праздник был очень полезен для сплочения коллектива.
— 25 лет в бизнесе – приличный срок! Может быть, есть полезные советы для тех, кто хочет иметь столь же долгий бизнес? Что бы вы порекомендовали?
— Да, есть советы. Для того чтобы был долгий бизнес, надо работать честно и тогда он будет жить долго. У нас семейный бизнес. Я считаю, что мы с супругой друг друга дополняем, поэтому нам легче работать.
— Ключ к успеху – хороший партнер?
— Я думаю, да. Например, я вижу во всем только позитивное, а моя жена придерживается критического взгляда. Она меня постоянно осаживает, удерживает от необдуманных поступков, что создает баланс. Мы довольны!
— Какую работу над ошибками вы бы провели, если была бы такая возможность? От каких шагов можно было отказаться, чего не делать?
— Я бы, наверное, за эти 25 лет меньше бы работал, больше зарабатывал, потому что были ситуации, когда работа была сделана только для того, чтобы просто поработать. У нас были неудачные опыты, когда мы начинали работать в торговом комплексе, а через год понимали, что бизнес не «выезжает»: надо либо решать вопрос с арендой, либо заниматься чем-то другим. Были такие комплексы, которые не приносили прибыли. Хорошо, что не было больших убытков. И также я бы, наверное, воздержался от совместного бизнеса и совместных инвестиций с друзьями. Все совместные проекты когда-то заканчиваются, и приходится делать выбор, когда ты либо сохраняешь деньги, либо сохраняешь друга. Иногда приходилось жертвовать деньгами, чтобы сохранить дружеские отношения.
— Сегодня много говорят про кризис на рынке часов. Как вы считаете: что будет происходить? На какие сегодняшние тенденции вы бы обратили особое внимание?
— Это не первый кризис, который мы переживаем. У каждого выработалась своя стратегия, каждый поступит так же, как уже поступал. Будет какое-то небольшое перераспределение на рынке, останется тот, кто сильнее. Кто-то бросит этот бизнес, кто-то, наоборот, укрепится. Я не думаю, что будет тотальное закрытие.
— Какой ваш путь?
— Мы пока не планируем никаких таких резких движений. Мы еще не использовали все возможности по привлечению клиента. Я думаю, что наш путь – выживание и выдавливание конкурентов за ту черту, где этот бизнес перестанет быть им выгодным. Мы имеем достаточно разветвленную сеть, у нас профессиональный и сплоченный коллектив, который стараемся держать в постоянном тонусе, стимулировать. И еще есть над чем работать. Например, предоставление более качественного гарантированного сервисного покрытия. Может быть, даже с расширенной гарантией. Мы хотим улучшить обслуживание товаров, которые предлагаем клиентам. Есть бонусная система, есть расширенная гарантия. Имея за плечами авторизированный сервис, можно дать дополнительный год гарантии, можно предоставить пожизненную замену батарейки. Это приятные бонусы, которые помогают человеку сделать выбор.
— 25-летие наверняка стало поводом для каких-то маркетинговых акций…
— Да, мы давали рекламу на радиостанциях. В основном мы рассчитываем на активных людей, которые перемещаются по городу на машине, которые слушают радио. На радиостанциях провели акцию: «Нам 25 лет и вам 25 лет», и в день рождения покупателя мы давали скидку в 25% на любой товар.
— Вы работаете с соцсетями?
— Мне очень тяжело отслеживать Инстаграм, Вконтакте. Ломать в телефоне глаза – это уже не мое, есть ответственный человек. Пока отдача от этого нерегулярная. Временами все работает великолепно, временами – бах и какой-то провал. Если какой-то розыгрыш, бешеное количество лайков, а потом снова затишье. Многие партнеры сотрудничают с нами в плане маркетинга, предоставляют часы для розыгрышей. В этом году, я думаю, мы постараемся доработать этот нюанс, потому что социальные сети используем недостаточно. Думаю, что выделим для этого направления человека, самому заниматься этим не получается. Для меня телефон - средство для связи, а начинать день с Инстаграма – это не мое.
— Поделитесь планами на 2020-й год.
— Хотели привести в порядок сервисный центр. Он существует уже 12 лет. Хотим переделать его, чтобы клиент приходил и чувствовал комфорт. Необходимо расширить зону приемки, поставить кресла и кофейный автомат, поменять освещение, ресепшн, поставить красивые витрины. Возможно, докупить оборудование. Люди уже привыкли к определенному уровню удобства, и необходимо ему соответствовать. А в торговых комплексах кардинальных изменений не планируется. Поддержание на достойном уровне – это стандартная задача.
— Планируется ротация портфеля брендов?
— Это постоянная работа. Постоянно что-то добавляется, что-то убирается. Делаем распродажи. Перемещаем из одного комплекса в другой какие-то марки, отслеживаем оборачиваемость полки.
— Правильно ли понимаю, что главная задача – поддерживать текущий уровень?
— План такой: следить за ситуацией. Сейчас она меняется. Ни для кого не секрет, что на рынке есть игроки, которые занимаются демпингом, которые продают «серые» часы. Непонятно, будут ли с ними бороться официальные представители. Необходимо отслеживать цены, чтобы не служить примерочным пунктом. Если какой-то сайт дает гарантию лучшей цены, - мы даем такую же скидку. Да, мы ничего не заработаем, но и они ничего не заработают. Ситуация достаточно понятная для всех: нужно сделать демпинг бессмысленным. Если мы не будем с этим бороться, то останемся за бортом.