Александр Суворин, «Стиль-Тайм»

Понятно что делать. Сложнее с тем, как это реализовать. Александр СуворинОстрая фаза мирового экономического кризиса длится уже 9 месяцев - срок достаточный, чтобы попробовать проанализировать первые итоги. Редакция «Часового бизнеса» опросила руководителей ряда часовых компаний о влиянии кризис на их работу и о взглядах на будущее часового рынка. Полный текст статьи выйдет в ближайшем номере «Часового бизнеса». А пока предлагаем посетителям TimeSeller.ru познакомиться с отдельными интервью

Острая фаза мирового экономического кризиса длится уже 9 месяцев - срок достаточный, чтобы попробовать проанализировать первые итоги. Редакция «Часового бизнеса» опросила руководителей ряда часовых компаний о влиянии кризиса на их работу и о взглядах на будущее часового рынка. Полный текст статьи выйдет в ближайшем номере «Часового бизнеса». А пока предлагаем посетителям TimeSeller.ru познакомиться с отдельными интервью. 

Александр Суворин, "Стиль Тайм"

Как ваша компания пережила кризис?

Пережила? Это звучит оптимистично! Дай Бог, чтобы мы его пережили…

В позапрошлом-прошлом году мы создали  достаточно мощную структуру, нацеленную на интенсивное развитие компании. У нас в штате появились маркетологи, дизайнеры, рекламщики, до социологов, к счастью, не дошло… К сожалению, от всего этого пришлось отказаться. Но  самое главное - нам удалось в последнее время это создать команду профессионалов, которые болеют за общее дело. Ну и, конечно, материальный запас прочности.

 

Александр Суворов, компания

Что касается структуры продаж, думаю  что у всех картина одинаковая: народ стал горазда аккуратнее, гораздо  тщательнее подходить к заказам. Соответственно, работать с клиентами  стало намного сложнее. Потому что  их возможности оплаты сильно отличаются от прежних. Владельцы магазинов иногда хотят оплатить, но не могут, иногда могут, но не очень хотят. Плюс для многих из них стали недоступными кредитные ресурсы. Поэтому ситуация стала гораздо жестче. И мы стали ответственнее подходить к заказу товара, и более осторожно относимся к кредитной политике в работе с клиентами.
 

А в целом – на сегодняшний день ситуации «война и плен», слава Богу, нет. Понятно что делать. Сложнее  с тем, как это реализовать. Потому что за год ситуация поменялась очень  резко. Люди пытаются работать с клиентами по-другому, но не всегда получается.

А что нужно делать?

Как что? Работать с магазинами, с клиентами, с товаром. Тщательно работать, не как раньше. Ведь как было: оптовик отгрузил что-то клиенту, звонит – давай денег. Продалось ли у магазина чего, что и как продалось, какой товар нужен – эти вопросы дистрибьютора интересовали не очень сильно. Сейчас менеджер оптовой фирмы должен понимать все проблемы и условия работы магазинов. Он должен знать, что  продается в конкретном магазине конкретного города, находить варианты для отзыва или замены товара, и т.п. Раньше на такие вещи закрывали глаза.

В рознице произошло определенное изменение спроса. В нашей сети не было ни дорогого, ни сильно дешевого товара, поэтому у нас изменения не столь велики. Средняя цена продажи чуть-чуть снизилась. Но мы ни на что не повышали цены, стараемся держать их на прежнем уровне. Если поднимаем номинальные цены, то компенсируем это какими-то маркетинговыми акциями. С ноября закрыли 6 магазинов, открыли 2. Рознице в кризис проще, там понятнее что нужно делать. Дисконт 20% дает результат в виде гарантированного увеличения продаж. А в опте делай скидку, не делай – неизвестно чем все закончится.

По  городам у нас явных провалов нет. Возможно, потому что все магазины сосредоточены в центральном  регионе. В этих городах не было особенно бурного роста, как в крупных  промышленных центрах, но и сильного падения пока не наблюдается.

Многие  аналитики говорят, что этот кризис изменит поведение людей, приведет к структурным переменам в потреблении. Ощущаете ли вы какие-то серьезные изменения в поведении покупателей?

Думаю, что психология человека не может  изменится так быстро. Сейчас мы видим, что из-за недоступности кредитов люди стали жить по средствам. Думаю, что это надолго. Уже не будет попыток пустить пыль в глаза, будет больше практицизма в их поведении и покупках. Всякие французы-немцы внимательно считают каждый цент. Мы тоже до этого быстро дойдем.

Есть ли в кризисе что-то положительное?

В прошлом году мы полностью освоили  производство в России настенных  часов и договорились о поставках  с несколькими крупными сетями. Работая  только с импортным товаром невозможно было обеспечить поддержание матрицы  товара. Правда, в итоге с сетями получилось не все так гладко, как хотелось: они хорошо продают товар, но плохо платят. С некоторыми мы сейчас даже судимся. Но собственное производство – очень серьезный козырь, и кризис подстегнул нас к развитию этого направления.

Как вы думаете, мы уже  достигли нижней точки  спроса?

Думаю, чт да, май-июнь-июль – это и есть нижняя точка. В эти месяцы общее  падение спроса наложилось на отрицательную  сезонную динамику. Что будет дальше? С одной стороны, большие компании и банки продолжают сокращать персонал. И осенью уволенным будет точно не до часов. С другой стороны, в сентябре все равно будет определенный сезонный подъем, количество людей в магазинах вырастет. И я думаю, что отрицательная общеэкономическая динамика окажется сглажена сезонным фактором. Скорее всего, нужно готовиться к тому, что уровень продаж мая-июля – это и есть наш новый нормальный уровень продаж. Традиционного осеннего подъема не будет – будет просто ровная торговля, да и новогодний всплеск окажется тоже совсем небольшим.

А каким будет рынок  через год-два?

Как говорит один наш общий знакомый, живые позавидуют мертвым (смеется). Если все будет развиваться такими темпами, то количество часовых магазинов  сильно уменьшится. Некоторые, возможно, станут придатками подарочных, ювелирных магазинов. А чисто часовых станет меньше. Хотя их и сейчас немного – в некоторых областных городах всего по 3-5 часовых отделов.

А на рынке подарков, ювелирном рынке  дела идут лучше, чем  в часах?

Нет. У ювелиров спад еще более сильный. Но потенциально количество покупателей подарков намного больше, чем покупателей часов. И вряд ли часовая компания сможет поглотить сувенирную – скорее будет наоборот. Я знаю, что некоторые ритейлеры уже переводят свои точки в разряд подарков и предметов интерьера, где часы становятся одним из товаров. Хотя возможно, что хорошо там, где нас нет.

Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес" № 4-2009

Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна