Александр Макаров

<font color="#808080" face="Verdana">Полет Мактайма</font> Александр МакаровДиректор часового завода «Мактайм» Александр Макаров комментирует покупку оборудования и технологий по производству хронографа 3133.

Два года назад Александр Макаров, директор часового завода «Мактайм», в своем интервью «ЧБ» рассказал о приобретении этой частной фирмой одного из некогда мощнейших часовых предприятий страны. И вот зимой 2005-го пришла очередная новость:  «Мактайм» выкупил у 1-го МЧ3 «Полет» оборудование и технологии по производству хронографа 3133.

— Компания «Мактайм» известна прежде всего как производитель золотых часов. Зачем вы купили производство хронографа 3133?

— До покупки 3133 у нас сформировалась определенная линейка механизмов: миниатюрный 1509, универсальные 2009 и 2014. Теперь мы имеем полную линию механизмов, включая флагман — хронограф. Кстати, это не один механизм, а целое семейство модификаций с различны ми индикаторами и дополнительными функциями. 3133 — один из наиболее интересных и перспективных механизмов, который, уверен, будет востребован мировым рынком еще многие годы. Он и сейчас пользуется хорошим спросом, а при определенных финансовых вложениях даст высокий уровень продаж. Особенно если принять во внимание планы Swatch Group прекратить поставку механизмов сторонним производителям часов. Думаю, что прежде всего это коснется сложных калибров, таких как ЕТА 7750. Так что у 3133 очень хорошие перспективы.

— Вы купили только оборудование или и марку «Полет»?

— Было предложение о покупке брэн да, но цена показалась нам слишком высокой. Так что брэнд по-прежнему принадлежит 1_му МЧЗ.

— Когда появятся первые хронографы, произведенные «Мактаймом»?

— А они уже есть, первые партии проходят тестирование в КИСе. В феврале должно быть выпущено более трех тысяч механизмов. Мы постараемся не останавливать производство, для этого есть все условия. Вместе с оборудованием нам передан значительный объем так называемой «незавершенки» — то есть компонентов механизмов. Мы не просто забираем оборудование — фактически вместе с каждым станком к нам приходит специалист, который на нем работал: к нам перешли около 180 бывших работников «Полета». Сейчас часть производства все еще работает на территории 1-го МЧЗ, а часть производств уже смонтирована на Пензенском часовом заводе. На этой площадке уже выпущены первые пробные партии деталей. Другая часть оборудования будет перевезена на «Мактайм», под него мы готовим один из цехов. Полностью закончить размещение производства планируем в мае.

Мактайм

— Сколько будет стоить калибр 3133 в вашем исполнении?

— По нашим расчетам, цена не изменится и составит около $50. Как партнеры мы стремимся быть предсказуемыми и не планируем на механизме добиваться получения сверхприбыли. На первом этапе задача достаточно проста: продавая механизм, компенсировать все свои затраты по производству плюс получить небольшую прибыль. Все, больше ничего. Если захотим заработать больше денег — будем делать собственные корпуса и продавать часы.

— Как вы думаете, изменится ли спрос на механизмы с изменением имени производителя, ведь марка «Полет» обладает определенной известностью на Западе?

— Не знаю. Точно могу сказать одно: все зарубежные компании, которые получали механизмы с «Полета», подтвердили, что продолжат закупать их у нас. На мой взгляд, вопрос не в том, кому продать, а в том, как скоро мы сможем довести механизм до тех характеристик, которые были…

— …на «Полете»?

— Нет, до тех, которые были на этом предприятии в советские времена. К сожалению, люди, которые сегодня производят сборку механизма на «Полете», — это не сборщики, а декатажники, то есть мастера, которые не столько собирают, сколько подгоняют детали друг к другу, регулируют часы. Это ненормально. Хронограф — сложная вещь, на поток ее не поставишь. Но в конце 1980-х подгонки все-таки было гораздо меньше. Конечно, трудно сказать, когда нам удастся реализовать все планы. Сейчас у нас одновременно идут несколько процессов: демонтируем, перевозим и монтируем оборудование, налаживаем его и вместе с тем продолжаем выпускать детали и собирать готовые механизмы… О нормальном производстве можно будет говорить в лучшем случае через полгода.

— У вас уже был опыт покупки чужого производства. Насколько удалось реализовать планы по подъему «Зари», о которых вы говорили полтора года назад?

— Примерно на 60%. Результат невысок, но нас пока устраивает. Первоначально в Пензе было сделано много ошибок. Но это были рабочие, тактические ошибки, а стратегически все было сделано правильно. Денег вложили много, но не совсем ту да: вкладывать их нужно было вполное обновление модельного ряда, менять его на 100%. Когда покупали завод, мы знали, что ситуация на рынке достаточно тяжелая, но надеялись, что спрос на старый модельный ряд сохранится. А он резко упал. Обновление ассортимента — одна из наших основных задач.

Мактайм

На сегодняшний день претензий к механизму практически нет. Там, где «Заря» представлена, она продается очень неплохо, и рекламаций по ней, по сравнению с тем, что было раньше, практически нет. Увеличить объем продаж мешает архаичное внешнее оформление. Конечно, проблему замены моделей можно решить, закупая внешнее оформление за рубежом, но мы решили делать часы сами. Поэтому сейчас переоснащаем производство корпусов. Уже запущено новое итальянское оборудование по литью из латуни. Так что в ближайшее время ждите на рынке новые оригинальные модели «Зари».

— В прошлом году «Заря» провела серьезную работу по увеличению прямых контактов с розничными магазина ми. Каковы ее результаты?

— Более чем положительные: во многих российских городах «Заря» стала одной из наиболее распространенных в рознице марок, повысился охват торговли, расширился ассортимент магазинов, улучшилась выкладка товара — все это дало прирост продаж. Мы просто вынуждены идти в розницу, так как ставка на работу с московскими дистрибьюторами не оправдывает себя. Причина в том, что крупный московский оптовик, по сути, оптовиком уже не является. Каждая такая компания имеет одну или не сколько своих марок, и она прежде всего заинтересована в их продвижении. Эти компании никогда не будут продвигать «Зарю». У нас остается два пути: либо идти в региональный опт, который ориентирован не на одну-две, а на широкий спектр марок, либо двигаться дальше, в розницу, как бы тяжело это ни было. Конечно, чем больше клиентов, тем тяжелее работать. И в Пензе жалуются, что трудно обслуживать большое число магазинов. Я с ними спорю: да, вы выпускаете втрое больше часов, чем «Мактайм», но у нас число работников, которые занимаются продажами, в пять раз меньшее. Мы работаем с полутора тысячами магазинов  ничего, справляемся. Так что в Пензе будем перестраивать сбыт.

— Несмотря на значительные пере мены на «Заре», владельцы и персонал магазинов не торопятся менять свое отношение к марке...

— Это зависит не от пропаганды, а от того, сколько магазин зарабатывает на марке и сколько проблем с ней имеет. Отношение изменилось бы быстрее, если розница зарабатывала бы на наших часах не 50 рублей, а 500, и не имела проблем с возвратами. Но возвраты уже уменьшаются, поскольку мы работаем над повышением качества. А что касается повышения рентабельности работы магазинов с маркой — здесь пока не сделано практически ничего. За наценку в 200 рублей никто не будет продвигать «Зарю». Нужно дать рознице возможность зарабатывать значительно больше, например, меняя подход к ценообразованию, скидкам.

Сегодня максимальная скидка дается крупным оптовикам, но статистика показывает, что оборачиваемость средств выше, если работать напрямую с магазинами. Так может лучше дать эти скидки магазинам, увеличить их маржу и тем самым стимулировать их работу с маркой? Это против принятых правил, но с точки зрения эффективности использования денежных средств так будет логичнее. Мы считаем, что чем больше торговля заработает на наших часах, тем лучше  она будет более заинтересована в работе с нами. Может магазин иметь наценку 100% — хорошо, может 300% — еще лучше. Успех «Мактайма» на рынке золотых часов во многом обусловлен таким подходом. Эту тактику мы будем использовать и на «Заре». Конечно, нужна рекламная кампания, нормальный промоушен, обновление имени. Но сейчас позволить себе потратить на рекламу миллион долларов мы не можем, а меньше — нет смысла. Ведь в маркетинге самое страшное — недовложить: недовложив, ты теряешь все потраченное.

Мактайм

— Вы не боитесь, что планы по калибру 3133 тоже сбудутся на 60%?

— Здесь другая ситуация. Действительно, решение о покупке «Зари» можно назвать несколько авантюристичным. Сложно было оценить состояние предприятия и условия, в которых предстояло работать, не было четкой информации о том, как будет развиваться ситуация на рынке «железных» часов. Сегодня остаются некоторые трудности, но они есть всегда и у всех. В целом мы не жалеем о покупке. Нам удалось преобразовать завод в некую структуру, которая в состоянии идти вперед. Думаю, что уже в нынешнем году мы совершим серьезный прорыв. Уже сейчас «Заря» — одно из не многих предприятий Пензенской области, которое не только платит налоги, но и погашает возникшую когда-то задолженность. К тому же далеко не все проблемы «Зари» имеют внутренние причины. Существуют объективные сложности на рынке недорогих часов, которые испытывают все заводы. С 3133 ситуация иная: здесь мы всего лишь покупаем оборудование и переводим людей. В качестве конечного продукта рассматриваем именно механизм, на который есть устойчивый спрос на мировом рынке. Я уверен, что он будет хорошо продаваться. Помимо производства и продаж механизма мы будем выпускать свои часы на его базе. Золотые часы мы уже делаем, будем пробовать выпускать обычные. Оборудование для производства высококачественных стальных корпусов у нас есть.

— Говоря о рынке недорогих часов, как вы думаете, что будет происходить на нем в ближайшее время?

— Общая ситуация в этом сегменте рынка очень сложная. Многие производители уходят из этой ниши, кто-то пробует переместиться в сегмент более дорогих часов. Но, на мой взгляд, там сейчас и так уже тес но. Делать какой-либо прогноз по рынку в целом я не готов. А вот куда двигаться «Заре» — мы знаем. Вместе с Пензой мы запланировали продавать около 70 тысяч часов и механизмов в месяц. Пока эти показатели значительно хуже. Но мы анализируем ошибки, работаем над их исправлением и рассчитываем достичь указанный уровень к концу нынешнего года.

— В чем, по вашему мнению, причины спада в отечественном часовом производстве?

— В том же, в чем и в других отраслях — в машино-станко-приборостроении… Это результат экономической политики в стране. Если во всем мире защищают собственного товаропроизводителя, то у нас преференции предоставляются иностранцам. Вот говорят, что к концу 2005 года Россию примут в ВТО. Я не знаю, для кого это благо — возможно, для ограниченного круга людей, для сырьевиков. Нам как производителям часов и механизмов вступление нашей страны в ВТО ничего не даст. Посмотрите, инвестиции сокращаются да же в таких, казалось бы, рентабельных отраслях, как нефтяная промышленность, энергетика.

— Тем не менее вы не только создали собственное успешно работающее предприятие, но и купили два завода. Если еще что-то предложат, купите?

— А уже было предложение, мы отказались. Часто делать столь крупные покупки тяжело. Тем более что обычно продают не работающий бизнес, а набор проблем. Сейчас самое главное — вывести производство «Зари» и 3133-го хотя бы на такой уровень, на котором работает золотое производство «Мактайма». А по большому счету нужно не скупать старое производство, а перевооружаться и готовиться к тому, что страна вступит в ВТО. 

Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес" № 2-2005
 

Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна