Александр Коновалов, «Консул», Москва

«Сегодняшняя ситуация выгодно отличается от 1998-го, когда все случилось в один день, и от 2008-го, когда в течение полугода продажи падали на 10% в месяц. Сейчас такого нет.»

При подготовке статьи о ситуации на рынке для октябрьского номера журнала «Часовой бизнес» редакция опросила руководителей компаний в разных городах страны. Мы просили предпринимателей сравнить прошлые кризисы с сегодняшней ситуацией, рассказать про динамику и особенности спроса, их планах, оценках и взглядах на будущее. Предлагаем вам краткие выдержки из бесед. 

В целом наша компания пока не чувствует особого падения. В сентябре продажи были не очень хорошими, в августе были нормальными.

Сегодняшняя ситуация выгодно отличается от 1998-го, когда все случилось в один день, и от 2008-го, когда в течение полугода продажи падали на 10% в месяц. Сейчас такого нет. Да, ощущается определенная депрессия, но оборот сохраняется примерно на прошлогоднем уровне. Он чуть-чуть вырос в рублях, но упал в валюте.

По часам продажи в этом году выросли, по ювелирным изделиям - упали. Ювелирный рынок в целом чувствует себя хуже часового.

Шаги, которые предпринимаю компании, определяются не столько реальной ситуацией на рынке, сколько представлением бизнеса о том, что будет происходить дальше. Кстати, 1998-й был простым с той точки зрения, что было понятно, что нужно делать: уходить в деньги, покупать валюту и сидеть. В 2008-м такого понимания не было, была велика неопределенность. Например, не было очевидно, что валюта – лучший выход. В 2008-м мы массово закрывали магазины. Были случаи, когда арендодатели предлагали оставить магазин, снизив аренду до уровня оплаты только коммунальных расходов. Но все равно закрывали, потому что продажи упали настолько, что выручка не покрывала коммуналку и зарплату.

Сейчас идет медленное ухудшение. Нельзя сказать, что ситуация хорошая или супер плохая: она нудная. Спрос потихоньку снижается, все что-то делают, предпринимают какие-то шаги, но понятно, что рынок в целом от этого не вырастет. И когда твои усилия приводят максимум к сохранению старого результата, это вызывает раздражение.

Что делать – непонятно. Мы имеем ту самую ситуацию, когда лягушку потихоньку варят. Производители в связи с возросшими затратами хотят увеличить свою маржу за счет маржи магазинов. В свою очередь, розница тоже хочет иметь хорошую маржу, потому что ей приходится давать скидки покупателям. В итоге кто-то закроется, остальные будут жить. Посмотрите на туристический рынок: там выжившие компании говорят, что после череды банкротств им стало легче работать.

Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: Кризис