Baselworld-2014
Довольно почмокивая, трясина кризиса все глубже засасывает бизнес. В этих условиях выставка в Базеле стала для часовых компаний прошла в попытках осознать происходящие перемены и найти новые точки опоры.
Довольно почмокивая, трясина кризиса все глубже засасывает бизнес. В этих условиях выставка в Базеле стала для часовых компаний прошла в попытках осознать происходящие перемены и найти новые точки опоры.
Довольно почмокивая, трясина кризиса все глубже засасывает бизнес. В этих условиях выставка в Базеле стала для часовых компаний прошла в попытках осознать происходящие перемены и найти новые точки опоры.
Опорный рынок
Вы знаете, как появляется трясина? Она возникает вовсе не на гнилом болоте, а на месте вполне безмятежного, застоявшегося озера, покрытого романтичными кувшинками. Однажды слой растущих водорослей и мха отделяется от ила и всплывает вверх, к кувшинкам, со временем аккумулирует в себе продукты гниения и падающий в воду мусор и превращается как бы во второе дно, отделенное от дна реального толстым слоем воды. Часовая отрасль тоже долгое время находилась в слишком безмятежном состоянии, и теперь рискует быть поглощенной трясиной рынка.
Создавая механизмы, способные отмерять кротчайшие мгновения, сами часовщики традиционно относились ко времени весьма спокойно. Считалось вполне нормальным отправить клиенту партию товара не завтра, а дней на десять позже, никто не переживал, если удавалось запустить новую модель не в текущем году, а в следующем. И вряд ли можно найти другую отрасль, которая в августе уходила бы на каникулы целиком, от директора крупнейшей компании до последней уборщицы - совсем недавно именно так происходило в швейцарском часпроме.
Залогом спокойствия был неспешно живущий окружающий мир. Десятилетиями внимание часовых компаний было сосредоточено на весьма стабильных и консервативных рынках США и Европы. Постоянство в работе с покупателями гарантировали законы статистики: розничная торговля состояла из тысяч независимых операторов, да и сами производители были представлены сотнями независимых фирм.
Но пять лет назад жизнь завертелась с невообразимой ранее скоростью. Мало того, что случился кризис, так еще и пальма первенства в спросе перешла к Азии в целом и Китаю в частности. Часовой мир попытался выкарабкаться из ямы, опираясь на новый рынок, но дно оказалось ненадежным: руководство КПК, взявшееся бороться с коррупцией, развернуло кампанию против потребления предметов роскоши. Итогом стал спад продаж в Китае, который у большинства компаний оценивается в 25-30%. Под удар попали те компании, которые были активны в Поднебесной больше всех. Как тут не вспомнить трясину, в которой любое резкое движение тянет человека вглубь?
В Базеле отрасль судорожно искала новую точку опоры. Должно же где-то что-то расти, быть устойчивым? Должно…
31-й номер
Экспорт в США постепенно увеличивается, но он не в состоянии заместить Китай. Старый Свет не внушает оптимизма совсем. На совещании часовых ассоциаций стран мира, которое прошло в дни Baselworld, представители большинства европейских стран открыто говорили о том, что внутреннего спроса у них практически нет: до 90% продаж формируют туристы. Откуда? Чаще всего называли Китай и Росси.. А во время неформального завтрака те же европейцы осторожно спрашивали: чем закончится история с Украиной, все более-менее благополучно разрешиться или бизнес в их странах исчезнет вместе с потоком «руссо туристо»? Вот вам и ответ на санкции против России: все в мире взаимосвязано, и безнаказанно нанести вред соседу невозможно.
Кстати, разговоров про Украину было неожиданно много, и вовсе не отвлеченных. Эта страна редко появлялась в ТОП-30 крупнейших потребителей часов, но в нынешних условиях важной оказалась и она. Во-первых, некоторые компании имели там вполне приличные продажи. Например, для владельца Epos Танди Чонге Украина была третьим по значимости рынком в мире. И не только для него: слабое внимание к небольшой стране со стороны концернов создавало хорошие возможности для небольших независимых фирм. Вторым поводом горевать по прежней Украине стало очевидное закрытие в ближайшем будущем этого незаменимого «логистического коридора» по беспошлинному ввозу товара в Россию. Перспектива санкций против россиян вдохновляет производителей еще меньше, чем нас с вами.
Полный охват
Большие концерны на мировые проблемы смотрят свысока, демонстрируют стабильность, спокойствие и наличие 100% успешной стратегии. Лично я им верю – во всяком случае в те моменты, когда не читаю очередное сообщение о назначении нового руководителя то одного, то другого бренда. А таких смен за последний год-два произошло множество. Последнее шумное событие, случившееся почти сразу после Baselworld – смена Жаном-Фредериком Дюфуром кресла генерального директора Zenith на аналогичный пост в Rolex. О степени стабильности в отрасли и доверия друг к дружке говорит тот факт, что подчиненные Дюфура, персонал Zenith, узнали об этом перемещении из информационного сообщения Rolex’а.
Разумеется, у больших фирм точек опоры больше. Но и «вес тела» серьезнее, а надеяться на то, что случайно удастся найти «кочку», акционерным компаниям не позволяет биржа. Поэтому они нацелены не столько на поиск брода, сколько на создание «переправ», тем более, что сил для этого вполне достаточно. Стратегия концернов заключается в получении контроля за ключевыми участками своих бизнес-процессов. На первом этапе они озаботились способностью производить товар, и сегодня Swatch Group, Richemont, LVMH обеспечивают себя большей частью компонентов. Следом началось развитие розничных сетей. Долю собственных бутиков в обороте Richemont мы приводили в одном из прошлых номеров журнала, а глава Swatch Group Ник Хайек в одном из интервью на Baselworld сказал, что к концу года группе будет принадлежать 1700 магазинов по всему миру.
Однако производители вряд ли смогут ограничиться только своими торговыми точками и отказаться от независимых ритейлеров. На первом этапе открытие бутиков происходило как мероприятие в сфере маркетинга и финансировалось из рекламного бюджета. При увеличении числа точек сверх некоторой цифры дотировать их убыточность станет невозможно, и розничная сеть, принадлежащая производителю, будет вынуждена работать по тем же законам, что и независимые операторы, так же бороться за рентабельность. К тому же увеличивающийся при объединении производства, оптового звена и розницы финансовый рычаг (левередж) работает в обоих направлениях: при росте оборотов позволяет резко нарастают прибыль, при падении – увеличить убытки.
Вполне логично, что концерны не остановились на пути к клиенту и этой весной сразу несколько аналитиков заговорили о переходе вертикальной интеграции на следующую стадию, которую назвали медиаинтеграцией. Ее цель, ни много ни мало, обеспечить контроль за сознанием покупателя. Все чаще производитель требует от СМИ не просто широкого информирования аудитории о своих товарах, а максимальной лояльности, едва ли не полного контроля над изданиями. Следующим шагом будут попытки создания собственных СМИ.
Продолжение статьи на читайте на сайте TimeSeller.ru 10 июня
Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна