В первом году XXI столетия компания SEIKO, с момента своего образования игравшая ведущую роль в развитии японской часовой промышленности, отпраздновала свою 120-ю годовщину. Достижения SEIKO отмечали каждую значительную фазу истории часового бизнеса Японии.
Предистория
Полагают, что первыми механическими часами в Японии были часы испанского миссионера Франсиско Ксавьера, который прибыл сюда в XVI веке с целью распространения христианства, а собственные мастерские по ремонту и изготовлению часов в Японии открылись вскоре после того, как часы превратились в предмет торговли между Европой и Страной восходящего солнца. В течение последующих трех веков, когда политика изоляции, проводимая правительством Японии, закрыла острова от остального мира, японские часовщики накопили немалый опыт, разрабатывая собственные конструкторские и оформительские идеи. Когда, наконец, «железный занавес» был снят, в страну хлынуло огромное количество европейских и американских часов.
Спрос на них еще более вырос благодаря официальному переходу Японии с лунного календаря на солнечный. Японская часовая промышленность переживала период становления: несколько компаний занимались производством небольшого числа настенных и карманных часов на первых часовых заводах в Токио, Осаке, Киото и Нагое. Однако в то время выпускаемые часы в Японии были по большей части копиями импортных.
Хаттори и «Сейкоша»
Хаттори, семь лет самостоятельно изучавший часовое дело, открыл в Токио магазин по продаже и ремонту настенных и карманных часов. Он закупал импортные часы у иностранных фирм в Иокогаме и, в отличие от большинства торговцев, не только перепродавал часы, но и производил их ремонт.
Хаттори намного раньше остальных понял перспективы развития часового производства в Японии. В мае 1892 г. он открыл собственный часовой завод, будучи убежден в том, что японские часы могут быть дешевле, а, значит, и популярней заграничных. Намереваясь изготавливать часы высокого качества, он назвал свой завод Seikosha («Сейкоша): в переводе с японского seiko означает «точный ». Поначалу на заводе использовались примитивные станки с ручным управлением, однако всего за два месяца полтора десятка рабочих сумели изготовить дюжину настенных часов. Настенные были выбраны потому, что, во-первых, они намного проще карманных часов в изготовлении, а во-вторых, как показал опыт других японских компаний, низкая себестоимость позволяла продавать их дешевле импортных.
Дела пошли на лад, и спустя год рабочие переехали в новый, более просторный заводской комплекс со станками, приводимыми в движение паровым двигателем. Поскольку примененная Хаттори система массового производства была намного эффективнее старых методов, всего лишь за шесть-семь лет Seikosha превратился в ведущий завод Японии по производству настенных часов. Его владелец обладал умением видеть перспективу, знал внутреннюю и международную рыночную ситуацию и ограничиваться только одним типом часов он не стал, хотя политика расширения номенклатуры продукции была чужда большинству часовых компаний Японии.
Хаттори совершил две поездки в США и Европу, где закупил большое количество станков, в том числе автоматических. Это не только повысило производительность, но также внесло значительный вклад в развитие стандартизации. Позднее заводы по производству карманных и настольных часов были расширены для установки высокопроизводительных станков собственного изготовления, которые сделались основой полностью интегрированного производства более широкого ассортимента часов.
Ни война, ни…
История SEIKO представляет собой отличный пример того, как при умелом руководстве даже стихийные бедствия, природные и социальные катаклизмы могут быть обращены на пользу делу. Экономика Японии в начале ХХ века претерпевала спад. Спрос на японские, главным образом настенные и настольные, часы резко повысился после окончания русско- японской войны 1904-1905 гг., однако затем под влиянием общего финансового кризиса долго держался на низком уровне.
На помощь пришла... Первая мировая война, неожиданно принеся японской промышленности подлинное процветание. Война явилась причиной нехватки потребительских товаров в западных странах, а также падения объемов и частых перебоев в поставках товаров на острова. Следствием стало резкое увеличение спроса на японскую продукцию, что повлекло стремительный рост объемов производства в отраслях легкой промышленности, продукция которых шла на экспорт. Вдруг приобрели популярность наручные часы: этим эпоха возвестила об окончательном переходе с семейных приборов измерения времени на индивидуальные.
В 1913 г. Seikosha изготовил первые наручные часы, получившие название Laurel. В целом доля карманных и наручных часов, составлявшая в 1916 г. только 12% от общего производства Seikosha, в 1922 году поднялась до 60%. Будильники Seikosha потеснили немецкие часы на китайском рынке, а в 1915 году компания получила заказы на изготовление 600 тысяч часов для Великобритании и 300 тысяч – для Франции. Но судьба нанесла новый удар – в сентябре 1923 года заводы были уничтожены Великим землетрясением в Канто. Началось восстановление. Были выстроены временные здания, и всего лишь через год компания Seikosha уже вновь выпускала часы нескольких видов.
Через пять лет завершилось начатое в 1928 году строительство новых заводских помещений, а в цехах появились самые современные станки. Именно в это время наручные часы компании получили название SEIKO (карманные выпускали под прежней маркой – SEIKOSHA). А в 1937 году, с целью повышения объема производства часов, была создана часовая компания Daini Seikosha («Вторая Seikosha»). Японо- китайская, а затем и Вторая мировая войны вынудили Seikosha и Daini Seikosha полностью переключиться на выпуск военной продукции.
Это не помешало продолжению работы: хронометры, которые были созданы в этот период по заказу военно- морского флота, оказались на поверку лучше швейцарских. Однако объем производства потребительских часов в Японии к концу войны фактически равнялся нулю. Тем не менее, опыт военных лет внес основной вклад в дальнейшее развитие SEIKO. В послевоенной экономической политике Японии, ориентированной на экспорт, особое внимание уделялось часовой промышленности. В 1948 г.
Министерство внешней торговли даже объявило конкурс на лучшие часы, который дал существенный толчок часовой промышленности с точки зрения повышения качества. Бум, сопровождающий специальные поставки для ведения еще одной войны – Корейской, начавшейся в 1954 году, также послужил дальнейшему оживлению японской экономики. По мере повышения спроса на часовом рынке восстановилась производительность труда, и стабилизировалось качество продукции. Собирая и тщательно анализируя информацию о часовых производителях Швейцарии и других стран, японцы готовились к следующему этапу своего развития.
Догнать и перегнать!
С середины 50-х усилия предыдущих лет, наконец, начали давать плоды. Японская часовая промышленность, перестав имитировать зарубежные товары, вновь переживала подъем. Для SEIKO основной задачей стала разработка наручных часов, обладающих точностью, соответствующей международным стандартам, и одновременно с этим способных конкурировать по цене со швейцарскими марками.
Так, в 1956 увидела свет первая японская модель с автоподзаводом – 11 Line Seiko Automatic. Правда, в Швейцарии автоматические часы появились на четверть века раньше. Но, как бы то ни было, SEIKO продолжила «гонку за лидером », выпустив в 1963-м водостойкие часы Sportmatic 5 с автоподзаводом и календарем «день-дата » в одном окне, которые не только послужили прототипом современных Seiko 5, но и фактически стали мировым стандартом. Однако самый сильный удар европейским часовщикам нанесли в 1960-м сверхточные наручные часы Grand Seiko, превзошедшие по ряду характеристик швейцарские хронометры. Закрепляя успех, с середины 60-х часы SEIKO – как механические, так и кварцевые – неоднократно завоевывали призовые места в конкурсах, проводимых астрономическими обсерваториями Швейцарии.
И как бы ни было тяжело европейским часовщикам смииться с поражением, им пришлось признать, что Япония превратилась в сильного конкурента. Еще одной победой SEIKO явилось избрание компании официальным хронометристом Токийской Олимпиады 1964 года. Это позволило компании заявить о себе на весь мир и обеспечило торговой марке широчайшую популярность.
От кварца – к автокварцу
Первые модели электронных часов: в 1957 году – часы с питанием от батарейки марки Hamilton, а еще через три года – камертонные часы Accutron компании Bulova. Компания SEIKO довольно рано убедилась в потенциале кварцевых часов и сосредоточилась на их разработке. Однако проектной группе понадобилось десять лет, чтобы создать первые в мире часы с использованием генерирующего кристалла кварца, Seiko Quartz Astron 35 SQ. Кварцевые резонаторы камертонного типа, двигатели открытого типа и механизм секундной стрелки с интервалом в 1 секунду, разработанные компанией SEIKO, впоследствии стали стандартом для аналоговых кварцевых часов. Большим вкладом в развитие аналоговых кварцевых механизмов стало огромное число изобретений, сделанных инженерами SEIKO.
С середины 70-х до середины 80-х объем продаж кварцевых часов рос, несмотря на жесткую конкуренцию. На американском рынке цифровые кварцевые часы начинали замещать механические часы с анкерным механизмом. Кроме того, аналоговые кварцевые механизмы стали самостоятельным товаром, который закупали компании, действовавшие в качестве сборщиков часов. В разгар радикальных перемен в мировой промышленности японские изготовители с их автоматизированными линиями, работающими круглосуточно, постепенно завоевывали на мировом рынке господствующее положение.
Став к середине 70-х лидером массового производства кварцевых часов, SEIKO приобрела статус мировой торговой марки, обойдя многие швейцарские бренды. После создания первых в мире кварцевых часов SEIKO обратилась к разработке системы автоматической генерации энергии для механизма, которая позволила бы отказаться от аккумуляторных батарей, как ранее отказались от использования заводной пружины.
В 1988 году появился первый в мире кварцевый механизм с автоматической генерацией Kinetic . Если кварц произвел революцию в точности, а цифровой кварц стал революцией в индикации данных, то модель Kinetic ознаменовала революцию в энергии. Для вывода на рынок технологии Kinetic был использован рекламный лозунг: «Когда- нибудь все часы будут такими ».
И действительно, через некоторое время подобную технологию предложили швейцарцы, назвав ее «автокварцем ». Но SEIKO доказала, что не собирается останавливаться на достигнутом, обеспечив точность кварцевых часов в пределах +5 сек в год, выпустив модели с вечным календарем и предложив технологию Kinetik Auto Relay. В запасе у компании – новые идеи измерения времени, связанные с развитием высоких технологий.
Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес" № 1-2002
Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна
Теги: стратегии компаний Seiko 1-2002