«Время – это страсть» - так звучит слоган Sector Group. Изречение вполне в духе темпераментных итальянцев, которые в едином порыве смогли завоевать немалую (14%) долю внутреннего рынка и распространить свое влияние на другие 56 стран мира. Оборот компании стремительно растет: с 75 млн евро в 2002-м он увеличился до 95 млн в 2003-м. Прогнозы на нынешний год не менее оптимистичны: 115 млн евро. Сколько из этих миллионов дает наша страна и как обстоят дела у итальянцев в России, мы и попытались выяснить.
Made in Italy
Созданная в 1973 году Sector Group стала стремительно завоевывать внутренний рынок лишь в 80-е годы XX столетия. Новый этап развития начался в связи с процессом концентрации капиталов, который сегодня наблюдается на часовом рынке. Судите сами: только за последнее десятилетие произошло порядка 20 слияний и поглощений. Возникающие в результате этого процесса «акулы » генерируют порядка 50% прибыли рынка. Теперь и Sector Group имеет все шансы войти в число крупнейших: сделка с инвестиционной компания Opera, которая уже владеет такими итальянскими компаниями, как Cantieri Itama, AG Ferrari и Bruno Magli, свершилась. Часовой группе сделка принесла 103 млн евро и открыла заманчивые перспективы для развития. В результате поглощения был основан новый холдинг Quadrante, собравший все итальянские и зарубежные марки Sector Group.
Теперь Opera владеет 77% Quadrante, а совладельцами являются компания Tetragon Partners с долей в 15%, Flipa — 5%. 3% акций сосредоточено в руках Энрико Чекатто, возглавляющего Sector Group. Приход новых владельцев полностью изменил философию Sector Group, выдвинув на первый план концепцию, которая рассматривает часы как аксессуар. «Долой минимализм 1999–2000 годов! Да здравствуют гламурные яркие часы! » — провозгласили итальянцы и принялись охотиться за контрактами с крупнейшими и знаменитейшими итальянскими модными брэндами. Первая же сделка с Roberto Cavalli стала удачной и подтвердила верность избранного курса. Успех вылился в ощутимый рост финансовых показателей (см. диаграмму) и дал возможность итальянцам обратить взоры на такую далекую и непонятную азиатско -европейскую Россию.
Умом Россию не понять, зато здесь можно торговать
Рынок России, как, впрочем, и ближневосточный, казался итальянцам очень привлекательным. Вполне закономерно, что Sector Group возжелала вкусить кусок этого «сладкого пирога ». По словам Жоржа Кини, генерального директора компании «Время и технологии », эксклюзивного дистрибьютора марок группы в России, первые попытки внедриться на российский рынок Sector Group предприняла в 1999 году, но тогда это не было столь агрессивно и масштабно. «А в 2002 году, когда концерн Sector Group был перекуплен Opera, было принято решение о поиске нового дистрибьютора, который смог бы достойно продвигать брэнды и проводить ту политику, которую Sector считает разумной », — вспоминает Жорж Кини.
Смена стратегии и дистрибьютора позитивно отразилась на продажах. Российский пирог оказался действительно сладок. Так, рост оборота Sector Group, по информации компании, только в 2002–2003 составил 110%, а к 2005-му итальянцы ожидают и вовсе скачок до 130%. Развивающийся и молодой российский рынок, как и всякий другой, имеет свои особенности. Например, некоторые молодые марки группы хорошо продаются в Турции и Греции, а в других странах их перспективы не так очевидны. И вообще продажи Sector Group в России разительно отличаются от мировых: пока мы сильно отстаем по количеству точек продаж (point of sales), в которых представлены брэнды группы.
В мире по этому показателю лидирует Sector (4000), следом идут Roberto Cavalli и Just Cavalli (2000), затем Benetton, Philip Watch (преимущественно на итальянском рынке), Sysley, Moschino Hours & Minutes, Valentino Timeless. В России же группа имеет всего порядка 180 точек продаж: это мизер в сравнении с мировыми показателями Sector. Но динамика развития рынка поражает — за два года количество точек увеличилось почти вчетверо! «По российским меркам, уже сегодня сеть распространения обширна: во всех крупнейших городах можно увидеть тор торговые точки категорий A и B, в которых представлены брэнды, производимые Sector Group», — констатирует Жорж Кини. Сами итальянцы считают, что это только начало, марки только выходят на рынок, и требуется время, чтобы «все устоялось ». По их прогнозам, количество точек продаж в России дойдет до 400 к 2005 году.
Под зонтиком
Долгосрочная маркетинговая политика группы заключается в диверсификации портфеля марок. Как заявляет CEO компании Энрико Чеккато, «развивая лицензионное направление, мы пытаемся собрать под зонтиком Sector Group самые модные часовые брэнды, привлечь наиболее престижных и известных дизайнеров ». И, надо признать, что Sector Group это удается. Портфель группы состоит из 12 различных брэндов, объединенных единой философией компании.
«Любимым ребенком », по признанию руководства группы, является Sector (спортивная марка выпускается с 1981 года), Philip Watch (классическая линия), фэшн-направление представлено такими известными лицензионными марками, как Roberto Cavalli Timewear, молодежной коллекции Just Cavalli Time, Moschino Hours & Minutes, Valentino Timeless и т.д. Причем поиск новичков постоянно продолжается, обязанность находить самые невероятные и креативные решения в мире моды возложена на арт-директора группы. Из новичков под зонтом Sector Group не так давно появились Benetton (2002) и Sysley (2003) — брэнды, соответствующие популярным маркам одежды.
Популярности итальянских часовых fashion-марок в России очень способствует сложившийся имидж товаров с маркировкой «Made in Italy». Италия — всемирная мастерская промышленного дизайна, колыбель многих модных тенденций. Итальянская мода для нас, россиян, стала синонимом Дизайна и Стиля. Старшее поколение не забыло, как давилось в очередях за итальянскими сапогами, а молодые без запинки назовут любой из упомянутых брэндов — Moschino, Roberto Cavalli и Valentino — и объяснят, чем они отличаются друг от друга. «Эти брэнды, несомненно, очень интересны российскому рынку, я могу утверждать это, основываясь на данных, которые собрал за два года работы с ними », — считает Жорж Кини.
Почему при этом в России не представлены марки Philip Watch, Invicta, MoDe, Chronostar и другие? Причина, по мнению Кини, заключается в том, что подбор той или иной марки для российского рынка — достаточно сложный процесс. «Выбирая брэнд, мы стараемся учесть множество аспектов, — поясняет Кини. — Нельзя говорить, что при формировании портфеля мы полагаемся только на интуицию, мы основываемся на глубоком анализе потребительских ниш, которые существуют в стране, на прогнозах, насколько марка будет востребована. В общем, учитывается масса нюансов, от которых зависит успех брэнда на российском рынке.
Но, главное, компания должна получать удовольствие от того, что она работает с этим брэндом ». Сами итальянцы также очень четко отслеживают, когда и какой марке пора выходить на новые рынки. Так, например, секторовцы не спешат выводить в Россию весь арсенал fashion-брэндов, но уверены, что рано или поздно это произойдет. Просто для Philip Watсh, брэнда с 50-летней историей и сложившейся в Италии репутацией, нужно время. А молодые Benetton и Sysley, по признанию представительницы Sector Group Габриеллы Ланфранчи, медленно, но движутся в Россию.
Растем!
Как видно из диаграммы, лидером продаж является марка Roberto Cavalli Timewear и Just Cavalli, занимающие 40% совокупного объема. Следом с 25% долей идет Sector, затем Moschino Hours & Minutes с 20%, Valentino Timeless — 13% и 2% — это Pirelli. Динамика продаж у нас серьезно отличается от мировых показателей: так, фэшн?марки из портфеля Sector Group растут в России в среднем на 20–30% в год, в то время как в Европе этот показатель на порядок ниже. На вопрос, почему тот или иной брэнд «хорошо пошел » в России, ответить не так просто.
«Поймите, нельзя говорить об успехе всего брэнда или о его провале. Можно говорить об успехе отдельны коллекций и даже отдельных моделей, — уверен Кини. — Среди марок Sector Group, представленных в России, встречались как бестселлеры, так и откровенные аутсайдеры, но взлеты и падения испытывает любой рынок, зависящий от потребительского интереса: не важно, часы ли это, автомобили или ювелирные изделия ». По словам Кини, бестселлерами в коллекции Roberto Cavalli Timewear стали серии Curvi и Convertable. Среди спортивных часов Sector хорошие показатели по продажам дали часы 850?й и 700?й серий. Valentino Timeless, в силу своей узкой сегментированности, занимает 13 % рынка в российском портфеле Sector Group.
Однако это факт можно легко объяснить. «Valentino — узкосегментированный брэнд, попытка приблизить обладателя данных часов к той роскоши, олицетворением которой является имя Valentino. Не каждая женщина может купить себе вечернее платье haute couture, но зато часы — вполне реальная покупка. У этой изысканной марки большие перспективы », — уверен Кини. Уникальное торговое предложение Sector Group как часового производителя заключается в сочетании непревзойденного итальянского дизайна и швейцарских технологий. Впрочем, у каждого брэнда — свои фишечки, которые и делают его интересным. Sector — это качество материалов экстракласса: полированная сталь, швейцарские механизмы, в том числе собственного производства.
Roberto Cavalli Timewear — редкие материалы, которые использует именитый итальянец: рыбья чешуя, кожа змеи. И, конечно, дизайн от самого мэтра — все корпуса, ремешки часовой коллекции он утверждает лично. Moschino Hours & Minutes изготавливает каждую модель под строгим присмотром дизайнеров модного дома. PZero (Pirelli) отличаются дизайном от Bvlgari и лучшими швейцарскими механизмами. Pirelli позиционируются как часы для бизнесмена, который умеет работать и отдыхать дорого и со вкусом. Ему недостаточно обычных спортивных часов, ему нужно самовыражение.
Разность подходов
Несмотря на очевидный успех итальянской группы в России, крупнейшему владельцу лицензий на выпуск часов в нашей стране порой приходится непросто. «Невероятно, — недоумевает Габриелла Ланфранчи. — Но до сих пор мы чувствуем некоторое предубеждение россиян перед модными часами. Состоятельный русский покупатель предпочитает вкладывать деньги в товары высшего сегмента «люкс», то, что мы условно называем «золото-бриллианты ». Мы пытаемся корректировать наши коллекции под Россию, и в осеннее-зимних коллекциях Valentino Watches, Roberto Cavalli Watches и PZero Watches уже появятся модели с золотым корпусом и бриллиантами ».
Некоторые «подводные камни » попадаются и на уровне розницы. «Достаточно сложно изменить менталитет российских часовщиков — владельцев магазинов и розничных сетей, — сетует г-н Кини. — Сегодня, к сожалению, сформировался неверный стереотип о том, каким должен быть часовой магазин. Принято считать, что если это магазин дорогих часов, то в нем должны присутствовать исключительно швейцарские часы. Хотя, если взглянуть на европейские точки продаж, то на одной полке можно увидеть как дорогую «Швейцарию », так и французские, итальянские часы. Я убежден, что подходить к формированию ассортимента магазина нужно не на основании страны происхождения часов. Плясать надо от спроса, от того, насколько эти часы востребованы ».
Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес" № 3-2004
Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна
Теги: Roberto Cavalli Just Cavalli Sector Moschino Philip Watch Valentino 3-2004 Benetton Sysley