SIHH 2107: вопросы без ответов

Пресс-релиз женевского Салона высокого часового искусства не просто рассказал о нововведениях, которые ждут нас на выставке 2017 года: он поднял множество вопросов, ответов на которые не видно.

Пресс-релиз женевского Салона высокого часового искусства не просто рассказал о нововведениях, которые ждут нас на выставке 2017 года: он поднял множество вопросов, ответов на которые не видно.

Организаторы женевского салона высокого часового искусства (SIHH) распространили пресс-релиз о предстоящих изменениях. В 2017 году на выставку приходят 2 бренда группы Kering: Girard Perragaux и Ulysse Nardin, а также сразу 5 «малых» марок: Grönefeld, МСТ, Ressence, Romain Jerome и Speak Marin. Более того, впервые в истории в один из дней выставка будет доступна всем желающим. Пресс-релиз уместился всего на одной страничке, но описывает более чем значимые изменения и оставляет много вопросов о будущем отдельных марок, крупнейших часовых выставок, и даже рынка в целом.

Girard Perragaux вместе со своим «младшим братом» JeanRechard были одними из основных участников SIHH до смерти Макалузо, и ушли в Базель не по своей воле, а после перехода к группе Kering. С этой точки зрения «возвращение блудного сына» выглядит понятным.

С другой стороны, в релизе упомянуты только 2 марки группы, и ничего не сказано про JeanRechard и Gucci. Что будет с ними? Останутся ли они в Базеле или «переедут» позже? В последние годы создалось ощущение, что к этим часам руководство Kering изрядно охладело. Решили махнуть на них рукой совсем, законсервировать? В наше интересное время возможно все…

Услышав новость о переходе двух люксовых марок, большинство часовщиков задаются вопросом «что же будет в Базеле?» По идее, организаторы Baselworld должны были костьми лечь, но не допустить ухода Kering. Потому что адекватно занять две дырки в зале 1.0 отнюдь не просто: мало найти желающих заплатить приличные суммы при плохой конъюнктуре рынка, нужно еще и сохранить при этом общий антураж мероприятия. Кто придет на место «перебежчиков»? Seiko, активно развивающаяся в люксовом направлении? Для самой выставки это было бы неплохо. Но всего 3 года назад японский концерн вложился в создание нового стенда, и переезд потребует серьезных затрат. Будут ли японцы готовы их нести, и как они отнесутся к руководству выставки, переставляющему их с места на место? К тому же стенд на втором этаже ощутимо комфортнее. Или найдутся другие амбициозные кандидаты, например, Eterna? У компании нет особых коммерческих успехов, но китайские владельцы располагают средствами. Правда, после перестройки Baselworld ходили слухи, что Movado и Eterna были «выселены» из основного зала потому, что у компаний нешвейцарские владельцы, и поговаривали, что следующий кандидат на отселение из Hall 1.0 – Corum. В таком случае освободятся оба дальних угла зала, где на протяжении более 10 лет стояли Seiko и Citizen. Все возвращается на круги своя?.. Плюс явно пустеет палаточный «дворец» Basel Palace: в 2017-м оттуда в Женеву съедут почти все наиболее интересные арендаторы. Наверное, что-то можно было придумать и для них.

Есть вопросы и к Kering. Всего 3 года назад произошла реконструкция выставки в Базеле, и участники потратили немалые средства на создание новых стендов. При переезде в Женеву эти инвестиции окажутся выброшенными. Да и контракт с организаторами Baselworld наверняка долгосрочный, со взаимными штрафными санкциями, и переезд означает серьезные финансовые потери. Что сподвигло Kering закрыть на них глаза? Слово «престиж»? Вряд ли. Какие условия предложил группе SIHH? Или переговоры вела не выставка, а ее формальный организатор - патронируемый Richemont Фонд высокого часового искусства (FHH)? Вспоминаются истории взаимоотношений Фонда с Rolex и Swatch Group. По слухам, первый принципиально отказался вступать в эту организацию, а на предложение принять Breguet еще старший Хайек ответил, что с радостью присоединится к Фонду, но только всей группой, вместе с Tissot и Swatch.

Но самое интересное в этой истории - мотивы организаторов SIHH. Скорее всего, приход новичков связан с финансовыми вопросами. Сейчас с трудностями столкнулись даже самые именитые бренды. По словам некоторых из завсегдатаев SIHH, сумма в 3 миллиона франков за участие в выставке – далеко не предел, и многие компании были бы не прочь сократить расходы, пусть за счет уменьшения площади стендов. Скорее всего, кому-то из них действительно предстоит потесниться: выставочный комплекс Palexpo не так велик, и SIHH занимает его практически полностью. А помимо двух «больших» имен, на женевский салон придут еще и 5 «малых» брендов, им тоже нужно место.

В этом году на выставке уже появилось 9 новичков, которые разместились в специально отведенной зоне. Организаторы назвали ее Carré des Horlogers (площадь часовщиков), а некоторые гости – «загоном для молодняка». Суммарно организаторы получили с этих компаний около 2 млн франков, это примерно соответствует бюджету средненького стенда SIHH. Пусть пятеро новобранцев принесут еще миллион, итого три. С 2017-го в один из дней выставка будет открыта всем желающим, говорят, цена билета составит около 70-80 франков. Предположим, это принесет еще миллион. Итого – плюс четыре миллиона. Четыре миллиона плюсов, прекрасно!

А дальше начинаются многочисленные минусы, вопросы и проблемы. SIHH – выставка самых дорогих товаров в мире. Как в замечательный общедоступный день будет обеспечиваться безопасность? Салон отличался бесплатной кухней для всех гостей и вообще форматом «коммунизм для избранных». Что будет с питанием теперь, гостей поделят на «чистых» и «нечистых», одев разноцветные браслеты, как в турецком отеле? Кстати, ради чего эти «нечистые» пойдут на выставку, ведь в силу специфики формата SIHH все стенды выглядят примерно одинаково, а самые интересные экспонаты доступны только на специальных презентациях, и обычный зевака, купивший билет за 80 франков, их не увидит?

Появление девяти участников в этом году уже поменяло привычный формат выставки. Как минимум, журналистам было сложно охватить равным вниманием всех экспонентов. Уже сейчас между участниками существует разделение на пассажиров первого и второго класса. Пока оно сглажено одинаковым цветом стен, но с расширением числа экспонентов приобретет открытый характер.

Скорее всего, организаторы SIHH прекрасно понимают эти проблемы. Понимают они и то, что сломать выстроенный годами эксклюзивный характер SIHH легко, а вот вернуть его обратно будет сложно. И я не верю, что они пошли на подобную перестройку только ради 4-х миллионов франков. В конце концов, для группы Richemont это не самые большие деньги. Есть ценности, которые намного дороже. Например, престиж, статус брендов. До сих пор группа старалась всеми силами обособиться от остальных, откуда вдруг появилась такая страсть к единению и демократии?

Подобные решения относятся к стратегическим и принимаются с расчетом на долгосрочную перспективу. Это значит, что владельцы Richemont и организаторы SIHH видят впереди нечто такое, чего не видит простая публика. Какую-то новую реальность, которая перечеркивает все сегодняшние ценности и приоритеты. Какую – вот главный вопрос, который пресс-релиз SIHH оставил без ответа.

Автор: Вячеслав Медведев
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: SIHH Baselworld