SIHH-2017: Оптимистичность + осторожность

Большинство презентаций на женевском салоне высокого часового искусства начинались словами «в наше трудное время мы сохраняем оптимизм…». Что не помешало компаниям представить множество интересных моделей.

Подъезжая ко входу на выставку SIHH, водителю такси пришлось вспомнить упражнение «елочка», лавируя между бетонными блоками, призванными исключить возможности терактов на подобие Ниццы. А прямо у дверей павильона сотрудники охраны с неизменно-вежливой улыбкой просили показать содержимое сумок и даже снимать пиджаки. Однако эти меры нисколько не повлияли на общее гостеприимное настроение на выставке, а со второго дня личный досмотр превратился в формальность. Охрана как бы спрашивала: вы ведь не террорист, правда? Примерно так, - в ситуации то ли оптимистичной осторожности, то ли осторожного оптимизма, ожидании чего-то непонятного и опасного, и прошла женевская часовая выставка. 

Сезон исканий

Этот осторожно- позитивный настрой еще накануне SIHH задал отчет Richemont: продажи концерна в последнем квартале 2016 года выросли на 6%. Правда, выручка часовых домов при этом упала на 2%. В итоге большинство презентаций начинались словами «в наше трудное время мы сохраняем оптимизм…».

Экономический кризис больно ударил по часовой отрасли. Падают продажи. сокращаются ресурсы, которыми располагают компании, но они не перестают искать пути для дальнейшего развития. При этом, судя по выставке, стратегии у всех разные – даже внутри Richemont. Например, Roger Dubuis сконцентрировался всего на одной модели из своей коллекции – Excalibur, а Baume&Mercier намерен привлечь новых покупателей выпуском спортивных моделей. Кстати, очень доступных: нижняя граница цен лежит около 800 франков. Более доступные модели предложили Montblanc, IWC и даже Parmigiani. А Greubel Forcey решил не размениваться на мелочи и просит за свой репетир 1 450 000 франков. Если поделить на количество деталей механизма – 935 – получится около 1500 франков за деталь, включая камни и винтики.

Шоком в приятном смысле стали модели от Van Clief&Arpels: наручные часы с машущей крыльями бабочкой и автоматон на тему Дюймовочки: пруд с колышащейся водой и раскрывающейся лилией. Изделий подобной сложности от ювелирной марки не ожидал никто.

Ищет себя и выставка. В этом году количество участников выросло до 30 – а ведь еще пару лет назад их было всего 14. Основной прирост пришелся на небольшие люксовые бренды. В своих последних интервью владелец Richemont Иоханн Руперт заявлял о намерении поддерживать развитие талантливых мастеров, и SIHH отчасти уже работает в рамках этой стратегии. Еще год назад здесь появилась «площадь часовщиков», собравшая ряд независимых производителей. В этом году свои стенды на «площади» открыли Grönefeld, MCT–Manufacture Contemporaine du Temps, Ressence, Romain Jerome и Speake-Marin.

Вторым важнейшим изменением стал день публичного доступа. Раньше попасть на SIHH можно было только по приглашению брендов-участников. В этом году в пятницу выставка была открыта для всех, кто готов заплатить 70 франков. Согласно официальному пресс-релизу, таковых набралось 2500 человек. Общий бюджет салона оценивается в цифру более 20 миллионов франков, и сбор от билетов покрывает лишь 1% расходов. Т.е. с коммерческой стороны введение дополнительного дня – дело убыточное. Однако сегодня марки-участники занимаются не только производством, но и розничной продажей своих часов. У большинства из них доля оптовых продаж независимым магазинам падает, а выручка собственных бутиков и интернет-магазинов - растет. Поэтому возможность показать покупателям новинки означает дополнительные продажи через брендовые точки.

Инновации

Собираясь на выставку, многие говорили, что сложная рыночная ситуация приведет к отсутствию новинок. К счастью, эти прогнозы не оправдались. На SIHH было много не просто нового, а инновационного. Например, Panerai представила модель с гарантийным сроком в 50 лет: достичь такого удалось благодаря применению сверхсовременных технологий и материалов. Платина и мосты сделаны из композита на основе танталовой керамики, корпус -  из сплава никеля, меди, алюминия и титана.

Новые материалы вообще стали главной темой выставки. Использование графена позволило Richard Mille создать хронограф, механизм которого весит всего 7 грамм. У Roger Dubuis корпус Excalibur Quatuor сделан из сплава кобальта и хрома, а платина, мосты и даже каретка турбийона в модели Spider – из многослойного карбона. Для изготовления баланса, спуска, центрального моста в концептуальной Innovision 2 компания Ulysse Nardin выбрала кремний, для трехмерной минутной стрелки -  стекло, а вот колесную передачу здесь сделали из золота. Audemars Piguet предложила новый способ обработки золота, при котором корпуса сияют, как будто покрытые бриллиантами. Parmigiani представила первые в мире часы с циферблатом из белого метеорита, а мастера из H.Moser&Cie в очередной раз подтвердили свой статус главных специалистов по вирусному маркетингу, предъявив публике часы в корпусе из швейцарского сыра. Не отстали от участников SIHH и мастера из Franck Muller (во время выставки эта компания отпраздновала свое 25-летие): модель Vanguard получила полностью сапфировый корпус.

Практически на каждом стенде были модели, в которых обыгрывалась тема Земли и астрономии. Vacheron Constantin показал Celestia Astronomical, собравшую 23 усложнения, включая время восхода-захода Солнца, уравнение времени и т.д. Другой премьерой марки стал набор Métiers d'Art Copernic sphères célestes, на циферблате которых Земля обращается вокруг Солнца. Girard-Perregaux снабдил свой трехосевой турбийон Planétarium Tri-Axial земным шаром с индикацией времени суток и высокоточным указателем фазы Луны. Jaerger LeCoultre отметил год геофизики выпуском сразу нескольких моделей, самой яркой среди которых стала Geophisic Tourbillon, каретка которого может «путешествовать» по циферблату. Луна стала важнейшей составляющей моделей от A.Lange&Sohne.

Новые технологии и возрастающее мастерство часовщиков позволяют добавлять механизмам новые функции и улучшать характеристики. Почти нормой стал запас хода в 72 часа, все чаще встречаются 7-дневники.

Часть новинок SIHH-20917 мы уже показали на нашей странице в facebook, об остальных будем рассказывать в ближайшее время. И уже через 3 недели в магазинах появится номер журнала «Мои часы» с подробным анализом главных трендов салона.

Будущее

Выставка дала представление об основных направлениях развития часового дела, особенно в люксовом сегменте, но крайне мало сказала о будущем устройстве рынка. Несмотря на увеличение числа участников и появление «публичного дня», организаторы по большей части сохранили прежний набор сервисов и формат, сложившийся десятилетия назад.

Однако очевидно, что ситуация будет меняться. Ключевой участник SIHH - Richemont - осенью объявил о значительных изменениях в руководстве, структуре концерна и его стратегии. Перемены обещают стать настолько значительными, что многие марки приобретут совершенно другое лицо. Соответственно, перестройка коснется и SIHH. Организаторы уже заявляют о желании увеличить число марок и поменять концепцию мероприятия. Скорее всего, желающие прийти в павильон Palexpo найдутся: традиционные «отельные» презентации в этом году стали менее эффективны из-за того, что у посетителей SIHH просто не было времени выйти за пределы комплекса.

Однако про конкретные планы будет известно, скорее всего, в апреле, после подведения итогов финансового года. Какими они будут – в этом и заключается главная интрига.

Автор: Вячеслав Медведев
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: SIHH SIHH-2017