Женевский салон высокого часового искусства знаменует собой старт года на часовом рынке. Здесь делятся итогами года, обсуждают тренды. Здесь собираются самые дорогие и продвинутые марки. Кому как не им знать будущее? Заглянем?
SIHH - не просто самая роскошная выставка в мире, это вообще свой, особый мир. Считается, что люксовый сегмент наиболее устойчив к кризисам. И хотя это утверждение оказалось отчасти дезавуировано в 2008-м, на рынке роскоши принято делать хорошее лицо при любой погоде. И в целом участники и организаторы SIHH были полны оптимизма.
По крайней мере у вторых на это были причины. Как бы там ни было, им удалось успешно решить возникшие проблемы. По себе знаю насколько непросто сохранить бюджеты мероприятий в ситуации экономической нестабильности, в том числе – сохранить состав участников выставки. Организаторы SIHH нашли элегантный выход из ситуации, сложившейся после ухода компании Ralf Lauren: вместо одного участника они привлекли на выставку сразу 9 новых. Слегка перестроив экспозицию, ужав бизнес-центр и еще некоторые не приносившие дохода зоны, они создали целый зал независимых марок. Здесь поместились H.Moser&Cie, Hautlence, Christoph Claret, Urwerk, MB&F, HYT, Laurent Ferrier, De Betune, Kari Voutilainen. По сути, они перенесли к себе все наиболее интересные бренды, ранее во время SIHH проводившие экспозиции в женевских отелях. А заодно кардинально изменили имидж SIHH как «выставки Richemont».
С точки зрения журналистов, новички внесли существенное разнообразие в привычный облик и ритм жизни выставки. Оценить же их реальное влияние на мероприятие в целом, равно и то, как появление нового зала скажется на будущем самих новоявленных участников, сложнее. Признаться, я ожидал увидеть в «независимом зале» гораздо большее столпотворение, чем оказалось на деле. Посетители там были, но не сказать, чтобы в слишком большом количестве. Участие в SIHH обошлось часовщикам в 200-250 тысяч франков, и конкуренты называют их появление в залах Palexpo «игрой ва-банк»: говорят, что такие расходы могут оказаться смертельными для небольших компаний, если им не удастся сгенерировать на выставке значимый объем продаж. Между тем, контракты предусматривают участие в SIHH на протяжении сразу нескольких лет. В этом году все «независимые» будут представлены и в Базеле (по старым договорам), но в перспективе должны полностью «переехать» в Женеву.
Из других изменений можно отметить слегка оживившееся оформление залов и новые диваны. А еще резкое сокращение рекламы выставки на улицах Женевы и отчасти поменявшийся состав посетителей. С каждым годом здесь все меньше китайцев – для них осенью в Гонконге проводится «выездной» вариант SIHH – Watches & Wonders. В этом году поменялись правила приглашения прессы (ее стало чуть меньше), зато организаторы облегчили доступ на выставку конечных покупателей. Многие бутики получили возможность пригласить на SIHH своих наиболее значимых клиентов. Чем и воспользовались.
С точки зрения представленных новинок всех участников можно разделить на две группы. Большинство сделало ставку на рост эксклюзивности. В условиях мирового кризиса круг потенциальных покупателей роскоши сжимается, из них вымываются условно «случайные люди». В результате компаниям проще продать меньшее количество изделий «ядру клиентов», чем найти новых. Другое дело что помимо мужских часов практически все пытаются расширить ассортимент в сторону женских моделей. По этому пути идут Audemars Piguet, Vacheron Constantin, Jaeger LeCoultre, Cartier и другие.
Вторая группа компаний включает, пожалуй, всего 3 марки: Baume&Mercier, IWC и Montblanc. Их стратегию можно описать «поиск ниши»: эти компании предложили гостям SIHH очень широкий модельный ряд, покрывающий разные стилевые и ценовые ниши. Наиболее ярким примером является IWC: рядом с огромным Big Pilot’s Heritage Watch размером 55 мм стояли миниатюрные Pilot’s Watch с диаметром всего 36 мм.
Кстати, разворот в сторону уменьшения размеров часов можно назвать одним из наиболее ярких трендов года. Скорее всего это связано с реакцией производителей на специфику спроса китайских покупателей. Но вот окажется ли эта реакция своевременной или запоздалой – вопрос.
Среди интересных нововведений нужно отметить все более активное применение новых технологий. Прежде всего - скрещивание механики и электроники. Piaget представила механизм, аналогичный Spring Drive от Seiko, Van Clief&Arpels – часы, циферблат которых светится благодаря встроенному пьезогенератору, еще один вариант «светящихся» без батарейки часов показала HYT, а Urwerk – механические часы со встроенным электронным модулем контроля точности и возможностью ее регулировки. Parmigiani анонсировала принципиально новый спуск, который за счет резкого снижения потерь на трение позволяет повысить автономность «механики» до рекордных 45 дней. А Officine Panerai – первые в мире часы, изготовленные с помощью технологии 3D печати.
Большинство рынков мира сегодня являются или проблемными, или стагнирующими, и несмотря на новинки высказывать оптимизм участникам было не просто. Спад потребления в Китае стал общепризнанным фактом, трудности испытывают арабские страны, продажи в Европе остаются устойчивыми только в туристических центрах. Приличное количество жалоб можно было услышать на США: за год до президентских выборов там традиционно растет неопределенность и падают продажи.
Загадывать, каким будет 2016-й, на выставке не брался никто. Даже представители того же концерна Richemont, у которого, по идее, прогнозирование должно быть поставлено на достаточно хорошем уровне, на все вопросы разводили руками. Слишком высока неопределенность в быстроменяющемся мире – особенно в таких странах. Как Россия, где курс национальной валюты только за время SIHH прыгал вверх-вниз 7%.
В этой ситуации результаты SIHH для российского рынка можно оценить как на удивление позитивные. После всех сложностей 2015-го многие, и я в том числе, оценивали вероятность заказов чего-либо российскими ритейлерами весьма скептически. На практике все оказалось иначе. Представители марок говорили, что итоговый объем заказов был на уровне, а иногда и выше планов (умолчим о том, как эти планы соотносятся, скажем, с позапрошлогодними продажами). Владельцы магазинов подтверждали эти слова. «Да. Не просто, но работать нужно» - примерно таким был лейтмотив их отзывов. И лично я после SIHH и общения с представителями российской торговли стал смотреть на жизнь более позитивно.
Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна
Теги: SIHH