SIHH-2016: ставка на технологии

Женевский салон высокого часового искусства знаменует собой старт года на часовом рынке. Здесь делятся итогами года, обсуждают тренды. Здесь собираются самые дорогие и продвинутые марки. Кому как не им знать будущее? Заглянем?

Женевский салон высокого часового искусства знаменует собой старт года на часовом рынке. Здесь делятся итогами года, обсуждают тренды. Здесь собираются самые дорогие и продвинутые марки. Кому как не им знать будущее? Заглянем?

 

SIHH - не просто самая роскошная выставка в мире, это вообще свой, особый мир. Считается, что люксовый сегмент наиболее устойчив к кризисам. И хотя это утверждение оказалось отчасти дезавуировано в 2008-м, на рынке роскоши принято делать хорошее лицо при любой погоде. И в целом участники и организаторы SIHH были полны оптимизма.

По крайней мере у вторых на это были причины. Как бы там ни было, им удалось успешно решить возникшие проблемы. По себе знаю насколько непросто сохранить бюджеты мероприятий в ситуации экономической нестабильности, в том числе – сохранить состав участников выставки. Организаторы SIHH нашли элегантный выход из ситуации, сложившейся после ухода компании Ralf Lauren: вместо одного участника они привлекли на выставку сразу 9 новых. Слегка перестроив экспозицию, ужав бизнес-центр и еще некоторые не приносившие дохода зоны, они создали целый зал независимых марок. Здесь поместились H.Moser&Cie, Hautlence, Christoph Claret, Urwerk, MB&F, HYT, Laurent Ferrier, De Betune, Kari Voutilainen. По сути, они перенесли к себе все наиболее интересные бренды, ранее во время SIHH проводившие экспозиции в женевских отелях. А заодно кардинально изменили имидж SIHH как «выставки Richemont».

 

С точки зрения журналистов, новички внесли существенное разнообразие в привычный облик и ритм жизни выставки. Оценить же их реальное влияние на мероприятие в целом, равно и то, как появление нового зала скажется на будущем самих новоявленных участников, сложнее. Признаться, я ожидал увидеть в «независимом зале» гораздо большее столпотворение, чем оказалось на деле. Посетители там были, но не сказать, чтобы в слишком большом количестве. Участие в SIHH обошлось часовщикам в 200-250 тысяч франков, и конкуренты называют их появление в залах Palexpo «игрой ва-банк»: говорят, что такие расходы могут оказаться смертельными для небольших компаний, если им не удастся сгенерировать на выставке значимый объем продаж. Между тем, контракты предусматривают участие в SIHH на протяжении сразу нескольких лет. В этом году все «независимые» будут представлены и в Базеле (по старым договорам), но в перспективе должны полностью «переехать» в Женеву.

Из других изменений можно отметить слегка оживившееся оформление залов и новые диваны. А еще резкое сокращение рекламы выставки на улицах Женевы и отчасти поменявшийся состав посетителей. С каждым годом здесь все меньше китайцев – для них осенью в Гонконге проводится «выездной» вариант SIHH – Watches & Wonders. В этом году поменялись правила приглашения прессы (ее стало чуть меньше), зато организаторы облегчили доступ на выставку конечных покупателей. Многие бутики получили возможность пригласить на SIHH своих наиболее значимых клиентов. Чем и воспользовались.

С точки зрения представленных новинок всех участников можно разделить на две группы. Большинство сделало ставку на рост эксклюзивности. В условиях мирового кризиса круг потенциальных покупателей роскоши сжимается, из них вымываются условно «случайные люди». В результате компаниям проще продать меньшее количество изделий «ядру клиентов», чем найти новых. Другое дело что помимо мужских часов практически все пытаются расширить ассортимент в сторону женских моделей. По этому пути идут Audemars Piguet, Vacheron Constantin, Jaeger LeCoultre, Cartier и другие.

Вторая группа компаний включает, пожалуй, всего 3 марки: Baume&Mercier, IWC и Montblanc. Их стратегию можно описать «поиск ниши»: эти компании предложили гостям SIHH очень широкий модельный ряд, покрывающий разные стилевые и ценовые ниши. Наиболее ярким примером является IWC: рядом с огромным Big Pilot’s Heritage Watch размером 55 мм стояли миниатюрные Pilot’s Watch с диаметром всего 36 мм.

Кстати, разворот в сторону уменьшения размеров часов можно назвать одним из наиболее ярких трендов года. Скорее всего это связано с реакцией производителей на специфику спроса китайских покупателей. Но вот окажется ли эта реакция своевременной или запоздалой – вопрос.

Среди интересных нововведений нужно отметить все более активное применение новых технологий. Прежде всего - скрещивание механики и электроники. Piaget представила механизм, аналогичный Spring Drive от Seiko, Van Clief&Arpels – часы, циферблат которых светится благодаря встроенному пьезогенератору, еще один вариант «светящихся» без батарейки часов показала HYT, а Urwerk – механические часы со встроенным электронным модулем контроля точности и возможностью ее регулировки. Parmigiani анонсировала принципиально новый спуск, который за счет резкого снижения потерь на трение позволяет повысить автономность «механики» до рекордных 45 дней. А Officine Panerai – первые в мире часы, изготовленные с помощью технологии 3D печати.

 

Большинство рынков мира сегодня являются или проблемными, или стагнирующими, и несмотря на новинки высказывать оптимизм участникам было не просто. Спад потребления в Китае стал общепризнанным фактом, трудности испытывают арабские страны, продажи в Европе остаются устойчивыми только в туристических центрах. Приличное количество жалоб можно было услышать на США: за год до президентских выборов там традиционно растет неопределенность и падают продажи.

Загадывать, каким будет 2016-й, на выставке не брался никто. Даже представители того же концерна Richemont, у которого, по идее, прогнозирование должно быть поставлено на достаточно хорошем уровне, на все вопросы разводили руками. Слишком высока неопределенность в быстроменяющемся мире – особенно в таких странах. Как Россия, где курс национальной валюты только за время SIHH прыгал вверх-вниз 7%.

В этой ситуации результаты SIHH для российского рынка можно оценить как на удивление позитивные. После всех сложностей 2015-го многие, и я в том числе, оценивали вероятность заказов чего-либо российскими ритейлерами весьма скептически. На практике все оказалось иначе. Представители марок говорили, что итоговый объем заказов был на уровне, а иногда и выше планов (умолчим о том, как эти планы соотносятся, скажем, с позапрошлогодними продажами). Владельцы магазинов подтверждали эти слова. «Да. Не просто, но работать нужно» - примерно таким был лейтмотив их отзывов. И лично я после SIHH и общения с представителями российской торговли стал смотреть на жизнь более позитивно.

Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: SIHH