Почему часы RADO такие и какими они будут через несколько лет, мы выяснили в эксклюзивном интервью интервью с президентом с президентом компании Роландом Штройле (Roland Streule).
— Прошлый год был достаточно сложным для часовщиков. Каковы результаты работы RADO?
— Мы довольны прошлым годом. Нам удалось сохранить выручку в швейцарских франках — и это при том, что курс нашей национальной валюты по отношению к другим валютам и, в особенности, к доллару, значительно вырос. Рост франка создал для нас достаточно большие проблемы. Поэтому мы тем более счастливы, что, несмотря на трудности, сумели добиться отличных результатов. Мы имеем хороший товар, интересную коллекцию. Кроме того, у RADO — отличный персонал, прекрасные отношения с партнерами и великолепный послепродажный сервис по всему миру. Такому брэнду, как RADO — сильному, известному, имеющему собственное легкоузнаваемое лицо, — в сложные времена работать несколько легче, чем другим. Когда рынок растет, покупатель охотно экспериментирует и берет все, что ни попадя. В трудные времена люди начинают ценить настоящее качество. Они выбирают часы более тщательно, внимательно смотрят и на цену, и на то, что они получают за свои деньги. И я думаю, что сегодняшние сложности на рынке — это шанс для нашей компании.
— Каковы итоги работы в России и какова доля России в продажах RADO?
— Я не помню точных данных по России, в сводной отчетности она входит в группу восточноевропейских стран. Но продажи там растут, и мы чувствуем большой потенциал вашего рынка. Помимо количественных данных, для нас очень важна структура спроса. В этом отношении Россия нас также радует — у вас покупают наши лучшие товары, действительно «топовые » модели.
— RADO позиционирует себя как компания, которая производит в какой-то степени часы будущего. Какими, на ваш взгляд, будут часы через 30–50 лет?
— Это слишком большой срок, я просто не могу предсказать, что будет с часами и какими они будут через 50 лет. Но если мы посмотрим в ближайшее будущее — лет на пять, то пусть не о часах вообще, а конкретно о RADO, я сказать смогу. Во-первых, мы и впредь будем развивать направление на использование в производстве твердых материалов. Это касается технологии алмазных покрытый (как в часах V10К), использования других твердых материалов, кроме того, надеемся однажды сделать часы целиком из синтетического алмаза. Во-вторых, мы также имеем возможность и будем оснащать наши часы различными дополнительными функциями. Но это будут не модные изделия, вроде Timex, которые покупатель меняет каждый день. Мы не можем продавать продукт, не ориентированный на долгую жизнь, не можем обновлять набор функций каждые полгода — человек просто не станет покупать RADO каждые полгода. Речь идет только о тех функциях, которые останутся необходимыми человеку в течение, как минимум, ближайших 10 лет. Это прежде всего дата, хронограф, второй часовой пояс. Очень вероятно, что мы сделаем полностью цифровые часы и что?то похожее на T-Touch.
— Вы упомянули T-Touch, а насколько успешным оказался этот проект у Tissot?
— Насколько я знаю, более чем успешным. Судя по вашему вопросу, в России T-Touch не имел того успеха, как в большинстве стран. Думаю, это объясняется некоторыми сложностями с сопровождением часов. Но глобально, по всему миру, T-Touch более чем популярен.
— Сегодня наблюдается тенденция возврата к механическим часам. Что нам ожидать от RADO в этом направлении?
— У нас есть несколько механических моделей в линиях Diastar, Anatom и других. Также мы планируем включение механики в линию Sintra. Но наша стратегия и философия товара сфокусирована не на механизмах, а на внешней стороне часов: на дизайне, материалах корпусов и браслетов. В качестве «изюминки » механизм выступает только в коллекции eSenza — там нет заводной головки. Мы создали этот механизм вместе с ЕТА. Но наше внимание было и будет сконцентрировано на внешней стороне часов.
— Вы сказали, что планируете производить полностью цифровые часы. Сегодня в определенной степени сложилось отношение к цифровым часам как дешевым. Какими должны быть такие часы, чтобы их не воспринимали дешевыми?
— Я скажу про RADO. Впрочем, то же применимо и для других марок. Прежде всего функции должны сочетаться с хорошим эффектным дизайном. Часы должны великолепно выглядеть. Во-вторых, мы должны использовать наши материалы. Это касается всех часов, а не только цифровых. Часы должны соответствовать концепции и уровню брэнда.
— Уже много лет в моделях RADO мы видим все те же темные цвета, одинаковые материалы. Между тем ведущими тенденциями на рынке являются активное использование цвета, бриллиантов и т.п. Не утратит ли RADO имидж суперсовременной марки?
— У каждого брэнда своя концепция, в том числе в дизайне, которого он придерживается. Концепция RADO накладывает определенные ограничения на внешний вид продукта, но именно этим мы и сильны. Вместе с тем наш модельный ряд постоянно развивается, причем мы регулярно предлагаем миру действительно революционные модели. Два года назад мы выпустили eSenza — первые часы без заводной головки. В прошлом году появились v10K и Sintra с элементами золота. В этом выпустили сразу несколько новых моделей с бриллиантами, циферблатамиразных цветов. Вот у меня на руке прототип еще одной новинки — хронографа Integral. Так что мы не останавливаемся, движемся вперед.
— В прошлом году RADO выпустила концепт-часы Carpe Diem. Будет ли какое-либо продолжение?
— Супероригинальные модели хороши для прессы, но не для финансовой отчетности. Для вас Carpe Diem — повод написать красивую статью. Однако покупатель намного более консервативен, чем принято думать. Очень немногие наденут на руку столь экстравагантную модель. Главная цель компании — не удивлять мир чем-то сверхъестественным, а производить и продавать то, что пользуется спросом. Чем обыденнее и традиционнее выглядят часы, тем больше их покупают. И наоборот, чем экстравагантнее часы, тем меньше на них спрос. Мы не хотим производить только оригинальные часы, то есть быть компанией, работающей в некоей узкой нише. RADO — крупный игрок на рынке, и в его интересах выпускать значительные количества часов. Мы хотим занять золотую середину, наши часы должны иметь прекрасный дизайн, но не быть слишком дизайнерскими в чистом виде. Если мы станем компанией, производящей дизайнерские часы, мы будем продавать 50 тысяч штук в год, не более. А оставшись в привычной нише, способны продать 400-500 тысяч. Нет желания и идти в сторону массовых часов. У нас есть и будут появляться дизайнерские продукты, равно как и отдельные массовые. Для меня как для руководителя компании проще всего уйти в сторону традиционных часов, потому что это может резко увеличить продажи. Но при этом мы неизбежно разрушим имидж брэнда, а я не хочу этого. Я люблю марку RADO, я работаю здесь 25 лет.
— Как скоро ожидается появление новых коллекций?
— Иногда не так просто определить, куда и по каким путям двигаться, какие продукты создавать. А некоторые вещи требуют времени для того, чтобы завоевать признание. Возьмем к примеру Sintra. Эта коллекция появилась десять лет назад. Шесть или семь лет назад мы собирались снять ее с производства — продажи были мизерными. К счастью, мы не сделали этого, и сегодня Sintra — один из лидеров продаж. Иногда товару нужно время, чтобы быть принятым рынком. Другие примеры. Коллекции Integral в этом году исполняется 17 лет, но эти часы, воспринимаемые сегодня как традиционные, до сих пор великолепно продаются. Diastar создан в 1962 году, с тех пор их продано больше трех миллионов штук! Это специфика RADO: каждая модель создается не на один год, а на очень долгое время. Но, разумеется, мы не собираемся останавливаться на достигнутом.
— Есть ли у RADO конкуренты? И кого из них вы считаете наиболее сильным?
— Конечно есть. Если мы говорим о ценах, то здесь с нами конкурируют и Omega, и Longines, и Ebel, и частично Rolex, и многие другие компании, работающие в этом ценовом диапазоне. Но если мы говорим о дизайне и материалах, то здесь у нас соперников не так много. Есть компании, работающие локально на рынках некоторых стран: например, в Германии Junghans выпускает часы с радиоконтролем из керамики. Отдельные модели, схожие по дизайну с нашими, выпускает Movado, нецарапающиеся часы делает Candino.
— А если говорить не о компаниях, использующих схожие материалы, а о компаниях, нацеленных на того же покупателя, что и RADO?
— Таких тоже множество. Я бы отнес к ним, например, Gucci, которая в той же ценовой категории предлагает модели, ориентированные на современных стильных людей. Но сегодня мы имеем множество конкурентов вне часовой отрасли, потому что человек выбирает, на что потратить деньги, на часы или что-то еще: на ювелирные изделия, на телевизор или на отдых. На рынке огромное количество конкурентов, и, чтобы иметь успех, нужно всегда предлагать хороший, интересный для покупателя товар.
Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес" № 3-2003
Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна