Прошедшая в середине октября выставка Moscow Watch Expo стала для часового рынка открытием сезона. Открытием как в смысле мероприятия, с которого начинается отсчет самых важных торговых месяцев года, так и в смысле появления обновленной площадки, объединяющей специалистов отрасли.
В прошлом году ситуация с потребительским спросом заставила нас отменить выставку Moscow Watch Expo. Жизнь есть жизнь, в ней бывает всякое. Однако сообщение об этом не случайно имело заголовок «Встретимся через год!»: мы не сомневались в том, что проект будет жить. Событие, которое объединяет всех операторов, очень нужно рынку. Просто новые условия потребовали внесения серьезных корректив в его формат, а в рамках обычного цикла мы не успевали перестроить мероприятие.
Свои обещания издательство выполнило. Тайм-аут позволил нам поменять площадку и формат Moscow Watch Expo . Главным решением стал переезд из огромного МВЦ «Крокус Экспо», где выставка проходила в прошлые годы, в гораздо меньшее пространство, зато расположенное в самом центре столицы. Если говорить честно, это решение далось не просто. Определенные сомнения вызывала ситуация с дорожным движением и парковкой, а сократившийся масштаб зала диктовал меньший состав участников.
Однако универсальный зал «Инфопространство» дал выставке удобное расположение, общий антураж и камерность, которых не хватало раньше. К тому же все участники признали очевидные плюсы новой площадки. Пешая доступность от метро удобна посетителям из регионов, ради которых и проводится мероприятие. Огромное количество кафе и ресторанов вокруг позволило расширить границы выставки вечерними корпоративными встречами. Предложенные «Инфопространством» сервисы сделали участие менее обременительным по затратам и усилиям. Кстати, меньший размер помещения был выбран не только из экономических соображений, а для того, чтобы сделать формат выставки более деловым.
Все эти изменения оценили гости – а только бизнес-посетителей было зарегистрировано около 1200 человек! «Нам не нужны высокие стенды, нам нужна возможность общения, а здесь встречаться гораздо приятнее» - таково было их общее мнение. Позитивно сказался на качестве контактов и меньший состав участников: гости успевали обойти все стенды. Максимально удобным стал график работы, более позднее начало избавило часовщиков от стояния в пробках, а вечером можно было допоздна сидеть на стендах. Кстати, по продолжительности рабочих часов Moscow Watch Expo -2016 превзошла выставки 2014 и 2013 годов.
Уникальные возможности «Инфопространства» по-настоящему раскрылись в деловой программе. Центральное событие выставки - награждение победителей конкурса «Лучший часовой магазин года», генеральным спонсором которого стала LPI Rus, и сопровождающий его традиционный фуршет – прошли прямо в зале выставки, что позволило совместить награждение и шоу-программу с работой на стендах. Удобно расположился конференц-зал, в котором все 3 дня проходила беспрецедентная по плотности и актуальности деловая программа, подготовленная журналом «Часовой бизнес» совместно с Ассоциацией участников часового рынка. Семинары и круглые столы были объединены в несколько блоков: стратегических решений, юридический, новых технологий. Причем уровень докладчиков был необычайно высок: знаниями делились как опытнейшие часовщики, так и специалисты в области социальных сетей, взаимоотношений с покупателями, юристы, бизнес-тренеры. Не удивительно, что стоместный зал был полон практически все время. Многие гости говорили, что деловую часть можно было бы превратить в самостоятельное мероприятие и высказывали сожаление, что не могут посетить все семинары – нужно было успеть пообщаться на стендах. Отвечая на их запросы, в ближайшее время мы собираемся подготовить видеозаписи докладов.
Сконцентрировавшись на главном, о чем просили участники, – на создании условий для общения специалистов, – мы действительно немного упустили работу с конечным покупателем. Около 500 частных посетителей, посетивших Moscow Watch Expo, справедливо жаловались на недостаток знаменитых марок и внимания к ним со стороны участников. К тому же в этом году на выставке не было экспозиции независимых часовщиков, за которую ее хвалили в прошлом. Причина прежде всего в том, что объяснить иностранным гостям особенности новой площадки было бы слишком сложно. Однако мы рассчитываем, что она появится уже в следующем году, тем более что запросы от компаний поступали и этим летом.
Спектр представленных на Moscow Watch Expo брендов четко отразил перемены на рынке. Главная тенденция, которую отмечают часовщики – смещение интереса покупателей в сторону более демократичных марок и моделей, а также «часов для себя». На церемонии награждения генеральный директор LPI Rus Андрей Мордвинкин сказал, что если 5 лет назад люксовые бренды приносили компании более 60% оборота, а доступные – оставшуюся треть, то сейчас пропорция поменялась на обратную. Соответственно, профессионалы составом марок Moscow Watch Expo остались более чем довольны. Вопреки прогнозам пессимистов, здесь были как новые розничные операторы, так и ряд ярких интересных премьер.
Глобальным событием стал проект часового агрегатора Budilkin.ru – его стенд встречал гостей прямо на входе на выставку. LPI Rus представила сразу несколько новых марок, среди которых наибольший интерес вызвали часы-трансформеры Bomberg. Помимо массовых брендов, в экспозиции LPI Rus были представлены и люксовые часы, а дизайн стенда повторял концепцию салонов De Bon Ton. Весь обновленный портфель марок показала компания «Мосалт». Настоящим открытием для большинства ритейлеров стал бренд Titan, - пятый по объему выпуска производитель часов в мире. Гости стенда «ТБН Тайм Дистрибьюшн» впервые увидели часы от Wenger, а помимо работы на своей площадке, компания в рамках выставки провела семинар по Seiko. Lanix поразил посетителей широкой гаммой настенных моделей, а стенд Mado запомнился не только оригинальным дизайном часов, но и самураем. Самые свежие новинки Louis Erard, Edox, Roamer продемонстрировала «Авента». Кстати, стенд этой компании и закрытая зона Time&Technologies, доступная только по специальным приглашениям, были самыми тихими и рабочими местами на выставке: оформление заказов на последней из них не останавливалось вплоть до шести вечера пятницы. С начала работы и до самого закрытия не расходились посетители с экспозиций Styler Group и Time Trade, постоянно полным был и стенд Atlantic. Компактные размеры экспозиций сделали еще более плотным общение клиентов Oris и «Хроно Групп». Свою продукцию продемонстрировали сразу три отечественных производителя: Торговый дом «Полет» и Торговый Дом «Слава» имели полномасштабные стенды, а модели «Ракеты» расположились на витринах LPI Rus. Главным пунктом программы «Бизнес Вотч Дистрибьюшн» стала Ingersoll, которая объявила о введении пожизненной гарантии на свои часы, а «Северная часовая компания» показала обновленную коллекцию Bulova с уникальным изогнутым по форме запястья хронографом. «Адора» использовала Moscow Watch Expo, чтобы отметить 20-летие компании. Партнеров Sky Time встречал фильм о незабываемой поездке на Камчатку и иностранные гости – владельцы марок Epos и Adriatica. Необычный товар – часы в деревянных корпусах – запомнился посетителям стенда компании New Way. Мало кто смог пройти мимо экспозиций «Руспарта» и Lerman: ремешками торгует практически каждый магазин. Участие в часовой выставке и круглом столе на тему «Умные часы» стали важными шагами для известнейшего бренда товаров для активного отдыха - Garmin. Часы с уникальными мозаичными циферблатами за более чем реальные деньги можно было увидеть на стенде проекта Namfleg. Огромное внимание привлек дебют в офф-лайне марки Sevenfriday, до этого продвигавшейся преимущественно посредством соцсетей.
Под конец хотелось бы поговорить о часовой выставке в России как категории мероприятий. Размеры нашего рынка несопоставимы с мировым, и в разы меньше американского или китайского, к тому же у нас разделены меж собой часы и ювелирные изделия. Поэтому бессмысленно сравнивать Moscow Watch Expo с Baselworld или SIHH. В отдельных аспектах комфорта мы постарались приблизить московскую выставку к женевскому салону. Что же касается состава брендов, то отношение крупных концернов к часовым выставкам хорошо известно и определяется фразой: «интересно, но не участвуем». И вряд ли это проблема исключительно политики зарубежных штаб-квартир. На ряде рынков, например в Америке, Азии, те же Richemond и Swatch Group считают обязательным участие в местных салонах. У нас же они стараются максимально обособиться, приходя только на те мероприятия, где гарантированно оказываются единственными, а не «одними из», пусть даже важных персон. Концерны обладают огромной рыночной властью и логично используют ее. Выставка же собирает компании, по-настоящему ценящие равноправное сотрудничество с независимыми магазинами.
Часовой рынок в России очень своеобразен. В чем-то мы отстаем, в чем-то идем впереди других стран. Moscow Watch Expo со своей деловой программой, атмосферой клуба, с Ассоциацией участников часового рынка, отстаивающей интересы часовщиков, делает все для того, чтобы этот самый рынок становился лучше и эффективнее. Сегодня многие часовые компании жалуются на кризис и падение продаж. Между тем интерес к часам в России в разы меньше, чем интерес к ним со стороны среднего покупателя в Европе. Для роста продаж существует только один путь: работать с населением, привлекать внимание людей к часам. Сильная выставка – один из инструментов развития рынка.
Недавно мне попалось интересное определение лидерства. Мы не считаем лидерами тех, кто пусть и силен, но заботится только о себе. Лидером мы признаем человека или компанию, способных вести за собой и предпринимать шаги, направленные как на их благо, так и на благо окружающих. Поэтому Moscow Watch Expo можно смело называть выставкой лидеров, к которым в равной степени относятся и ее участники, и посетители. Завершая рассказ о мероприятии, хочу пожелать всем им успехов!