K. Mozer
История российского филиала английской компании K.Mozer – яркое доказательство, что побеждает не тот, кто обладает самым большим количеством ресурсов, а тот, кто умеет мудро распорядиться имеющимся потенциалом.
По высшему разряду
Чем сильна матушка Россия? Что она может противопоставить высокостатусному Западу и плодовитому Востоку? Вроде бы и технологически отстает, и технически, и рабочая сила не дешева… Значит, необходимо искать свободную нишу, рассудил основатель российского филиала знаменитой британской фирмы K.Mozer Виктор Туровинин. Он был уверен, что таковые есть, а значит есть и области, в которых можно максимально реализовать потенциал талантливых мастеров. А в том, что в нашем Отечестве Левши не перевелись, бывший горный инженер знал не понаслышке.
Вскоре российский филиал K.Mozer с огромным трудом, но наладил производство интерьерных часов высочайшего качества с помощью старинного метода бронзового литья, которое позволяет создавать неповторимые уникальные модели. Задумавшись, чем еще украшают свои кабинеты английские джентльмены и изо всех сил старающиеся на них походить американские миллионеры, Туровинин собрал и объединил российских судомоделистов - финалистов и победителей чемпионатов мира. Теперь потрясающие своей исторической и детальной точностью копии легендарных судов – от «Санта Марты» Колумба до фрегата Фрэнсиса Дрэйка – украшают витрины салонов K.Mozer по всему миру, и прежде всего – самого главного, что на старинной Найтсбридж в центре Лондона.
Ну а затем российский филиал K.Mozer замахнулся, можно сказать, на невозможное (воссоздание практически утраченного со временем декора под названием флорентийская мозаика) и вечное (дизайн так называемых каретных часов). Реплики каретных часов XVIII–XIX веков, украшенных удивительной флорентийской мозаикой, доселе применявшейся только в ювелирном деле и архитектуре, но никогда в часовом деле, вновь потрясли взыскательнейших клиентов фирмы. Более того, ныне со всей уверенностью можно сказать, что мировой центр флорентийской мозаики находится не в Италии, а в России.
Прибор военно-стратегического назначения
Каретные часы сопровождали людей в пути, и поэтому к их механизмам изначально предъявлялись особые требования. Во-первых, они должны выдерживать постоянную вибрацию, температурные перепады, повышенную влажность, не пропускать пыль. С электрическими фонариками и зажигалками в XVII-XIX веках дела обстояли очень неважно, а значит каретные часы должны были обладать сигнальным модулем, который оповещал бы пассажиров о текущем времени ночью в полной темноте. Причем желательно, чтобы путешественники могли слышать этот сигнал несмотря на стук копыт, скрип кареты, шум колес, ветра или дождя. Первые каретные часы имели шпиндельный ход и не отличались точностью. В их корпусе прорезали несколько звуковых щелей, чтобы звон колокольчика был лучше слышен.
Усовершенствовал каретные часы, конечно же, великий Авраам Луи Бреге. Он создал новые часы со свободным анкерным спуском, календарем и четвертным репетиром, который отбивал часы и четверти, а также создал особый легкоузнаваемый дизайн каретников: латунный вертикальный прямоугольный корпус с ручкой для переноски и крепления к стене кареты, прозрачные боковые стенки корпуса и задняя дверка. Кроме того, Бреге оснастил модуль репетира независимым заводным барабаном.
Первые каретники Breguet под номером 178 были доставлены Наполеону перед его Египетским походом в 1798 году. Ручка для переноски, удобный футляр для транспортировки, громкий четвертной репетир и полный календарь – все это так восхитило Наполеона, что он приказал своим генералам немедленно приобрести точно такие же модели и вполне справедливо отметил, что такие часы на войне столь же необходимы и незаменимы, как и оружие.
С тех пор и на протяжении всего XIX века каретные часы переживали пик популярности. Со временем каретные часы стали оснащаться минутными репетирами, оповещавшими владельцев о времени с точностью до минуты. А особо продвинутые модели дополнялись барометром, термометром и даже компасом. Корпус, как правило, изготавливали из латуни, затем золотили его и украшали гравировкой. Часы совершенствовали внутренне, но строгие благородные черты оставались неизменными. Пожалуй, это единственный тип часов, дизайн которых остался неизменным и по сей день. Сегодня никто не берет эти часы в дорогу, они стали отрадой коллекционеров и изящным предметом интерьера. И только ручка для переноски по-прежнему напоминает о военно-полевом прошлом этих представителей эпохи Бонапарта.
Флорентийская мозаика
Компания K.Mozer выпускает часы-каретники в позолоченных корпусах и с широким выбором дополнительных функций – ежечасным и четвертным боем, будильником, репетиром, календарем или указателем фазы Луны. Теперь, с легкой руки Туровинина, их дизайн претерпел довольно значительные изменения: стеклянные боковые стенки были заменены дверцами с флорентийской мозаикой. Это самая дорогая и трудоемкая из мозаичных техник, существующих в мире. Она была изобретена в 1580 году в мозаичной мастерской, которая работала на семью Медичи. Изображение собирается из разноцветных полудрагоценных камней – агата, яшмы, гелиотропа, лазурита, перламутра, оникса, горного хрусталя. Основное изобразительное средство художника – не кисть, а цвет и структурный рисунок камня со всеми прожилками и естественными вкраплениями. О невероятной трудоемкости этой техники говорит, например, сохранившееся свидетельство, что 22 умельца первой мозаичной мастерской во Флоренции трудились над восьмигранным столом с изображением цветов, плодов и птиц в течение 25 лет…
Картины, выложенные флорентийской мозаикой, с одной стороны демонстрируют виртуозный талант мастера, а с другой подчеркивают красоту природных камней. Интересно, что благодаря некоторой архаичности, господствовавшей в официальной советской культуре, удивительные старинные техники сохранились не в Италии, а в СССР, где и пережили невиданный расцвет. Во время перестройки наши мастерские распались, но Туровинину удалось-таки отыскать следы этой уникальной технологии, восстановить ее и применить в украшении произведений часового искусства от K.Mozer.
Штучный товар
Клиентура часовых салонов K.Mozer – это люди не только состоятельные, но и состоявшиеся, а значит, имеющие сформировавшиеся культурные и эстетические запросы. Угодить такому покупателю достаточно сложно. Поэтому в компании отработано несколько технологических цепочек производства уникальных часов - от предварительного заказа до изготовления товара. Клиент может выбрать уже готовую модель и попросить доработать ее, или сам сообщает мастерам K.Mozer, что он хочет видеть на часах. Можно также выбрать изображение по своему вкусу: цветочный орнамент, сцены охоты, памятники архитектуры, фамильный герб, родовой вензель… Вообще, следует сказать, что коллекционные часы с уникальной художественной композицией – идеальный подарок. К тому же фирма гарантирует, что больше таких часов не будет ни у кого и никогда. Так что, заказывая часы у K.Mozer, вы имеете все основания полагать, что эти часы со временем украсят лучшие собрания музеев и коллекционеров.
Этой весной витрины главного магазина K.Mozer на Найтсбридж были почти полностью заполнены изделиями, созданными российскими мастерами. И именно ими теперь завлекают хозяева богатых покупателей, приезжающих в Лондон специально для шоппинга.
Ксения БАБЧЕНКО
Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес" № 3-2005
Автор: При перепечатке активная ссылка на источник обязательна
При перепечатке активная ссылка обязательна
Теги: стратегии компаний 3-2005 K. Mozer