Hong Kong Watch & Clock Fair: портал в новые миры

С 6 по 10 сентября в Гонконге прошла 35-я часовая выставка, организованная при поддержке совета по торговому развитию города (HKTCD). На фоне непростой экономической ситуации в индустрии участники и гости выставки были особенно заинтересованы в поиске новых рынков. Причем, не только географических, но и ментальных.

На фоне непростой экономической ситуации участники и гости выставки были особенно заинтересованы в поиске новых рынков. Причем, не только географических, но и ментальных.

 

На гонконгской часовой выставке я впервые побывала лет десять назад. Тогда еще господствовало убеждение, что большинство часов в мире производятся именно на этом маленьком острове, и Hong Kong Watch & Clock Fair вполне этому убеждению способствовала. Большую часть первого этажа выставочного центра занимали стенды производителей механизмов на любой вкус, OEM и ODM проекты, готовые воплотить в жизнь любые идеи по прихоти заказчика, а также производители всевозможного оборудования и сопутствующей продукции. Брендов среди участников было немного и чувствовалось, как ими дорожили.

Уже тогда представители часовой федерации Гонконга понимали, что ситуация меняется. Частные фабрики, обеспечившее все западное поколение бебибумеров в 1980-е повседневными товарами с веселым логотипом Made in Hong Kong, уходят в прошлое, уступая индустриальной глобализации. Поэтому тогда на пресс-конференции торгового совета HKTDC четко обозначили два вектора направления дальнейшего развития: уход от заказного производства в сторону брендирования и позиционирование Гонконга как «двери в Большой Китай».

Можно сказать, и то и другое удалось воплотить настолько, насколько это вообще возможно в реальной жизни. Пять лет назад выставка разрослась до трех этажей, причем, на последнем, самом престижном, появился обособленный павильон Salon de TE, который представляет международные часовые бренды. Salon de TE – это и есть та имиджевая стратегия, к которой стремились организаторы. У него свой красочный каталог участников, ежедневная газета с новостями, как в Базеле, и регулярные дефиле новинок на центральной сцене. Поскольку в этом году выставка проводится при поддержке гонконгского института астрономии, вход в салон и общие залы оформлены в галактическом стиле – со звездным небом, реалистичным голограммами планет и лунными камнями вместо скамеек. В таком окружении вполне органично смотрелись и бренды высшей категории: Blancpain, Bovet, Breguet, Bulgari, Chopard, Corum, Franck Muller, Glashuette Original, H. Moser & Cie, Jaeger-LeCoultre, Piaget и Zenith, собранные на люксовой площадке Watch Piazza, организованной при участии крупнейшего местного ритейлера Prince Jewellery & Watch.

Остальные участники тоже выступили респектабельно. Бренды со всего мира, собранные в Salon de TE, образуют весьма самобытную карту выставки, на которой можно найти много интересного.

Китайские гиганты Seagull и Fiyta привезли свои богато оформленные турбийоны. Тут же можно увидеть и местный бренд турбийонов (причем, исключительно турбийонов) Memorigin, история которого наиболее наглядно иллюстрирует эволюцию гонконгского производителя по пирамиде Маслоу: марку основал молодой выпускник колледжа Уильям Шам, происходящий из влиятельной семьи, годами выпускавшей микроэлектронику и кварцевые механизмы для часов. Вместо того, чтобы продолжить семейный бизнес, он предпочел запустить собственный стартап, который стал очень популярен в Гонконге и Китае.

Еще один стартап, насчитывающий всего год жизни – опять же бренд турбийонов (видимо, это теперь будет считаться любимым усложнением 20-летних) Fanthoms, запущенный с помощью платформы Kickstarter. Его основатели собирали средства на свой проект в Канаде, а с этого года Kickstarter официально будет работать и в самом Гонконге. Необычайно развеселил стенд Nanoblocks, представляющий наручные часы, которые можно самому комбинировать из различных кусочков Лего.

Наряду с гонконгскими и китайскими марками было представлено довольно много иностранных участников, причем, некоторые дебютировали на выставке. Как например, японская Kentex, впервые в Азии представившая часы в сапфировом корпусе, венгерская (да, да, венгерская) марка Ringwatch, выпускающая часы для пальцев в виде цифровых колец, марка из Монако Ciribelli, о которой достаточно сказать, что ее часы придумал сам Джеральд Джента.

Отдельным павильоном SIWP (Swiss Independent Watchmaker Pavillion) выставлялись независимые мастера: Pilo&Co, Greco, Olivier Saveo, и примкнувшие к ним швейцарские бренды Adriatica, L. Kendall Mathey-Tissot и Saint-Honore. Наконец, впервые в Гонконге показал свои новые коллекции литовский бренд Vostok-Europe. Глава компании Игорь Зубовский объяснил решение участвовать в выставке просто: нужно осваивать восточные рынки. Сейчас основные продажи марки приходятся на США и Европу, а Hong Kong Watch & Clock Fair должна открыть ворота в Азию. С географической точки зрения все логично: Гонконг традиционно является точкой пересечения важнейших торговых путей региона. Правда, многих участников удивило небольшое количество дилеров и клиентов, приехавших из материкового Китая – того самого, дверь в который должен был распахнуть Гонконг. Это можно объяснить либо ситуацией в самом Китае, а скорее всего тем, что наряду с гонконгской дверью, широкие ворота распахнулись где-то с другой стороны.

Зато Hong Kong Watch & Clock Fair является отличной площадкой для клиентов со всей АСЕАН, Японии, Кореи, Индии и даже Австралии. Президент Pilo&Co Амарильдо Пило заявил, что именно эта возможность привлекает его уже второй год подряд участвовать в Salon de TE: он встречает коллекционеров из восточного полушария, а, кроме того, получает широкую поддержку у прессы всего огромного азиатско-тихоокеанского региона.

Конечно, несмотря на парадность экспозиции Salon de TE, вся выставка едва ли претендует на то, чтобы стать азиатским Базелем. Большинство экспонентов Hong Kong Watch & Clock Fair и представителей местной часовой индустрии по-прежнему работают «на земле», то есть имеют дело не с метафорической «ДНК бренда», а с реальными технологиями, материалами, фрезерными станками и электронными чипами. С продуктом, который надо продавать быстро и с прибылью.

И тут, конечно, именно южноазиатская часовая отрасль оказалась первой пострадавшей от экономического кризиса и пришествия на рынок Apple Watch. За первую половину 2016 года импорт часов в Гонконг упал на 15,6%, а экспорт сократился на 10,1%. Чтобы удостовериться, что у других участников рынка цифры тоже неутешительные, на выставку приехали представители крупнейших часовых ассоциаций мира: Швейцарии, Франции, Японии, Кореи, Тайваня (у которого нет часовой промышленности и экспорта) и Китая.

По итогам круглого стола панацеей гонконгской часовой отрасли были объявлены «умные часы», всевозможные интернет-площадки для электронной коммерции и стартапов, а также ориентация на собственный оригинальный «фэшн», а не на лицензиии от европейских домов. В этом свете довольно симптоматично, что сама Hong Kong Watch & Clock Fair в Конгресс-центре соседствовала с модным шоу Centralstage и даже была с ним тематически объединена. Поэтому среди часовых стендов группами разгуливали девушки в балетных пачках и томные юноши, одетые как злодеи из фильмов с Брюсом Ли.

Рассуждения о перспективах «умных часов» в гонконгской промышленности выглядели несколько странными, поскольку возникало ощущение не столько проблем с бизнес-моделью, сколько конфликта поколений. Кажется, что традиционные часовые производители в галстуках и костюмах изо всех сил пытаются понять, что же нужно новому поколению покупателей от наручных приборов, но не могут продвинуться дальше убеждения, что все молодые люди только и мечтают, чтобы бегать с GPS-треккерами и расплачиваться в «Макдональдсе» НФС-чипом.

Между тем, очевидно, что необходимость в новых идеях и способах привлечь покупателя в часовом бизнесе сейчас как никогда сильна. И можно надеяться, что, какими бы ни были эти идеи, одна из первых премьер состоится на выставке в Гонконге – торговой и выставочной площадке, которая, как обычно, широко открыта для всех направлений.  

Автор: Елизавета Епифанова
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: Выставки