Fortis

Из тени в свет перелетая FortisШвейцарская марка Fortis из Гренхена – поучительный пример того, как благодаря грамотному выбору рыночной ниши небольшая компания может успешно существовать в непростых современных условиях

Швейцарская марка Fortis из Гренхена – поучительный пример того, как благодаря грамотному выбору рыночной ниши небольшая компания может успешно существовать в непростых современных условиях.

Приняв 20 лет тому назад марку, нынешний владелец Fortis Петер Петер задумался, что с ней делать: повышать капитализацию и продавать или же развивать? Часовщик, живущий в его душе, победил бизнесмена. Но с решением "Не продавать!" вопрос "Что делать?" не исчез, он просто перешел в другую плоскость.

Хорошо, когда марка имеет выдающиеся достижения в своей истории или ее владелец обладает многомиллиардным капиталом для продвижения бренда. Увы, ни тем, ни другим Петер не располагал. Несмотря на значительный "возраст", на счету Fortis не было сногсшибательных событий или культовых моделей. Во многих областях компания была одной из первых. Наручные хронометры Fortis начал выпускать в 1937-м - чуть позже Breitling, Heuer и других лидеров, а водонепроницаемые и автоматические часы примерно в те же годы, что и Rolex. В 1954-м, ненамного пропустив вперед Vulcain и Jaeger-LeCoultre, компания освоила наручные будильники. А в 1956-м Fortis выиграл конкурс хронометров, но не в "общем зачете", а среди довольно узкой категории водонепроницаемых наручных будильников.

Конкурировать с огромными концернами на общем поле Петер не мог. А прозябать, десятилетиями выпуская модели "как у всех", "на все случаи жизни", не хотел. И он принял единственное правильное решение: не разбрасывать ресурсы, а выбрать одну нишу с невысокой конкуренцией и, чего бы то ни стоило, добиваться успеха в ней. Областью, в которой Fortis сосредоточил все свои усилия, стали профессиональные часы для авиации. И тогда, и поныне эта ниша поделена между IWC (которая работает в сегменте "авиалюкс" со своими моделями Big Pilot Watch и семейством Spitfire) и Breitling (что производит "инструменты для профессионалов" в сегменте доступной роскоши). Марки вроде немецкой Sinn или нашего "Авиатора" сосредоточены главным образом на национальных рынках.

Приближался 1987-й, Fortis исполнялось 75 лет, и Петер решил использовать юбилей как повод напомнить о существовании бренда и показать новую специализацию компании. Юбилей прошел на ура, а гвоздем мероприятия стала презентация Flieger Automatic Collection, занявшей в ценовой линейке место между IWC и Breitling. Сегодня эта отметка находится на уровне 6-10 тыс. евро. Недешево, но сложно оспорить главный довод г-на Петера: "Дешевле производить и продавать по-настоящему профессиональные часы просто невозможно".

Впрочем, убедить клиентов и дилеров в том, что часы Fortis действительно стоят этих денег, было еще сложнее. Однако руководитель компании проявил профессиональную выдержку и твердо следовал однажды выбранному курсу. Вскоре, кроме автоматических pilot watch, в коллекции Fortis ничего не осталось, что совершенно естественно вызвало резкое сокращение выпуска часов – буквально до 2-3 тысяч штук. И как ни было заманчиво увеличить производство за счет каких-либо актуальных моделей "общего назначения", Петер продолжал упорно выпускать Flieger Automatic Collection, посылая рынку вполне отчетливое сообщение: "Мы делаем только профессиональные часы, не размениваясь на мелочи".

Но даже такого упрямства не хватало, чтобы окончательно склонить чашу успеха в свою сторону. И тогда Петер решил покорить небо из… космоса. Благо момент для этого подвернулся более чем удачный. Американское NASA имело многолетний контракт с Omega и не хотело слышать ни о каком сотрудничестве с маленькой и не очень известной компанией. Зато Роскосмос, о существовании которого в начале 90-х забыл даже Борис Ельцин, был рад любому участию и любым, даже крохотным, денежным субсидиям. Уговорить россиян заключить договор было несложно. В итоге в 1992-м часы с длинным названием Limited Edition Andorra Fortis Stratoliner Automatic Chronograph впервые слетали в космос.

А в 1994-м Центр подготовки космонавтов им. Ю.Гагарина, что в Звездном городке, несмотря на активное противоборство Omega, включил хронограф Fortis Official Cosmonauts Chronograph в список экипировки космонавтов, и вскоре он побывал в открытом космосе. Три года спустя Fortis выступили в качестве официальных часов российско-германского экипажа. После каждого полета Fortis охотно публиковал результаты тестирования часов, в которых превозносилась высочайшая эффективность узла автоподзавода.

Так, не успев добиться признания в качестве пилотских часов, модели Fortis получили статус официальных космических хронографов. Помимо пиар-выигрыша, компания добилась главного – сузила конкуренцию практически до предела. Ведь в космос летают только Omega и Fortis. Причем есть здесь еще один тонкий, но существенный момент. Заслуги Omega Speedmaster перед космосом неоспоримы, но, помимо космической, эти часы имеют и другие "специальности" - вспомним хотя бы Михаэля Шумахера. Если же вы хотите чисто космические часы, то пространство выбора сокращается до одной марки: Fortis.

Любопытно, но именно после успеха проекта Fortis Official Cosmonauts Chronograph компании наконец-то удалось установить долгожданный мировой рекорд. В 1998 году инженер и часовщик Петер Петер создал первый в мире автоматический хронограф с модулем будильника. Разработка и производство калибра EP 0806712 на базе ETA/Valjoux 7750 проходили под руководством и при непосредственном участии главы Fortis. По его словам, создать узел автоподзавода, эффективно питающий энергией одновременно часовой механизм и модуль сигнала, ему помогли космические полеты часов Fortis. Кстати, Петеру также принадлежит и замечательная идея разместить индикатор включения сигнала в виде небольшого квадратного окошечка по соседству с апертурами указателей дней недели и чисел. Он смотрится так, как будто находился там всегда.

Сейчас, когда Fortis уже получил известность, компания по-прежнему охотно участвует в многочисленных попытках установить мировые рекорды в воздухе и на Земле. Чудаков, желающих выше всех взлететь на самолете или вертолете или пересечь в свободном полете Южный полюс, хватает. Денег много они не просят, а пиар получается существенный. При отсутствии больших средств на рекламу такая тактика работает эффективно. Например, вклад Fortis в программу Global Transmission Service (посылка сигналов точного времени из космоса одновременно с нескольких спутников) не был сопоставим с вложениями в этот проект Европейского космического агентства или концерна Daimler-Chrysler. Но тысячи профессиональных пилотов запомнили, что в этом важнейшем для их работы проекте был задействован Fortis.

Два года тому назад Fortis достиг своей цели: компания подписала контракт со Swiss International Airlines, став их официальным поставщиком. Так часы Fortis окончательно обрели статус авиационных, а в швейцарских магазинах Duty Free и на борту самолетов появилась в продаже целая коллекция часов в стильном квадратном корпусе, созданных по просьбе авиакомпании.

Добившись долгожданного признания, Fortis позволил себе немного разнообразить ассортимент и занялся повышением престижа марки. Стильная и престижная новинка этого года – созданная в сотрудничестве с дизайнером Рольфом Саксом (Rolf Sachs) модель под названием IQ Watch. Часы с авангардистским циферблатом, где вместо отметки "2 часа" нарисовано "7 – 5", вместо цифры 8 – 2 в кубе, а чтобы определить 11, предлагается извлечь квадратный корень из 121. Больший интерес представляют дизайнерские версии профессиональных бестселлеров В-42 – в титановых корпусах с черно-титановым PVD-покрытием, карбоновыми циферблатами и каучуковыми браслетами. А также модели, разметка которых выполнена с помощью актуальной разноцветной SuperLuminova или имеет 24 часовых деления. Неплохи и циферблаты, расписанные изображениями орбиты Земли, где хромированные счетчики являются частью орбит.

Неожиданно у марки родились женские модели. Часами Fortis заинтересовалась принцесса Монако Каролина. Эта дама известна своим более чем оригинальным вкусом, но ведь в мире немало девушек, которые хотят походить на нее! Лимитированные серии космических хронографов-будильников в корпусах из платины и золота регулярно выигрывают конкурсы немецкоязычной часовой прессы. Впрочем, в "люкс" Петер идти не намерен. "Останемся в своем секторе, - говорит он. - Лишь сделаем модели чуть более стильными и продолжим повышать функциональность наших механизмов".

Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес " №5-2008

Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: стратегии компаний 5-2008 Fortis