Эти часы без труда можно узнать по корпусу с характерными округлостями и тончайшей пружинке на циферблате. Dubey & Schaldenbrand – одна из очень немногих современных швейцарских фирм, которая выпускает часы Swiss made даже не на 100, а на все 1000 процентов.
Швейцарская сказка
Такое могло случиться только в Швейцарии и только в середине прошлого столетия. Обычный преподаватель известной школы часовых мастеров в Ла Шо-де-Фоне Жорж Дюбе вместе со своим другом Рене Шальденбрандом подал 12 марта 1946 года заявку на патент механизма сплит-хронографа.
Устройство, получившее название Index Mobile, поражало простотой. Прежде за движение двух секундных стрелок отвечали два отдельных модуля хронографа. Дюбе догадался оставить один модуль, согласовав обе секундные стрелки с помощью спирали. С тех пор по схеме Index-Mobile работают большинство современных сплит-хронографов. Чтобы подчеркнуть революционную роль спирали, партнеры вынесли ее на циферблат. На сей раз уже чисто декоративную спираль они прикрепили к кончику центральной секундной стрелки своего по сути первого "народного" сплит-хронографа (ведь Index Mobile, ко всему прочему, потрясал еще и своей низкой ценой). На всякий случай Дюбе и Шальденбранд запатентовали и этот дизайнерский элемент.
С тех пор Index Mobile стал олицетворением новорожденной марки Dubey & Schaldenbrand, которая тут же получила известность среди профессионалов и признание среди клиентов. Так учителя навеки вписали свои имена в историю часового искусства и часового бизнеса. Однако всемирная слава Dubey & Schaldenbrand пришла позже, когда ее возглавила правнучка самого Антуана Лекультра Синетт Робер.
Робер родилась в горной деревушке Ле Понт-де-Мартель, расположенной между Нешателем, Ле-Локлем и Ля Шо-де-Фоном. В 16-летнем возрасте девушка начала работать в часовом магазине и прошла путь до авторитетнейшего консультанта, на равных разговаривающего с лучшими часовщиками и владельцами марок. Её слава ревностной хранительницы традиций вышла далеко за пределы уютных альпийских долин. В 1995 году Робер решила обзавестись собственным брэндом и вложила свои деньги, идеи и неуёмную энергию в компанию Dubey & Schaldenbrand, которая к тому времени переживала не самые лучшие времена.
Дар предвидения
Заставить коллекционеров охотиться за Dubey & Schaldenbrand помогло необычное хобби Синетт Робер. Когда часовую конфедерацию поразил кварцевый кризис, обанкротившиеся мануфактуры за бесценок избавлялись от механических калибров, которые казались безнадежно устаревшими и уже никому не нужными. "Провидцы" хором пели панихиду национальному ремеслу. Наша же героиня была провидцем другого рода.
Разъезжая по кантонам, она скупала лежалый товар, собрав, в итоге, ценнейшую коллекцию из более шести тысяч механизмов и бессчетного количества модулей и запчастей. Когда Робер приобрела Dubey & Schaldenbrand, о ее коллекции ходили легенды. Но настоящий ажиотаж среди поклонников часового искусства возник, когда они узнали, что лучшие экземпляры коллекции Робер будут выпущены в новых часах под новым брэндом. Нетерпение коллекционеров подогревалось тем, что Робер отнюдь не торопилась выпускать часы. Оказалось, что она задалась целью не просто вставлять в новые корпуса старые механизмы. Она терпеливо разрабатывала новые усложнения к ним, а самое главное создала при своей компании уникальную граверную мастерскую, с которой собрала лучших европейских мастеров.
Благодаря этому, часы Dubey & Schaldenbrand с самого начала представляли собой синтез новых оригинальных корпусов с безупречной отделкой и раритетных механизмов, которые были декорированы вручную старинными традиционными узорами. Гравировка каждого механизма, которую можно рассмотреть через сапфировую заднюю крышку, уникальна. Мастера наносят ее без лазеров и других чудес техники третьего тысячелетия. Все делается вручную с помощью инструментов, которые практически не изменились с XVIII века. Хранительница традиций не могла позволить творить иначе. В декоре каждой модели можно отыскать логотип компании в виде латинских букв D и S, а также герб родного для Синетт Роббер местечка Ле Понт-де-Мартель – мост и молот.
Уникальные гравюры по металлу привлекают коллекционеров и поклонников часового и ювелирного искусства по всему миру не меньше, чем раритетная механика. Стоит ли после этого удивляться, что первые коллекции Dubey & Schaldenbrand были распроданы "на ура", и Робер Синетт пришлось уже очень скоро оснащать свои часы современными калибрами. Однако, переход на "свежую" механику не отразился на технологии производства и дизайне. Граверы, набившие руку на украшении деталей старых механизмов, с меньшим старанием одухотворяют и современные калибры.
Кстати, запасы коллекционных механизмов у Робер иссякли не совсем. Время от времени она оснащает ими особо важные модели компании – такие, например, как Spiral Verso VIP, выпущенную в прошлом году в честь 60-летия Dubey & Schaldenbrand.
Обет безбрачия
Каждая коллекция Dubey & Schaldenbrand обладает своим шармом и заслуживает отдельного рассказа. Одна из главных линий названа в честь главного изобретения Жоржа Дюбе – Spiral. Модели коллекции легко узнать по фирменной спирали из вороненой стали, размещенной под секундной стрелкой. Не удивительно, что именно в этой серии вышли в прошлом году часы Spiral-Verso VIP в честь 60-летия компании.
Линии Aquadyn и Aerodyn представляют собой часы классического дизайна, которые тем не менее по своим потребительским качествам, могут вполне претендовать на чрезвычайно актуальный класс sport de luxe. Тоже самое можно сказать и о линии стильных наручных будильников с популярнейшим индикатором времени во втором часовом поясе Sonnerie GMT. В этих линиях представлены модели самых разнообразных стилей, с двумя, тремя и четырьмя циферблатами, инкрустированные бриллиантами или просто отливающие стальным блеском. Но всех их объединяет узнаваемый прямоугольный корпус с анатомическим изгибом и мастерски сглаженными углами. По своей форме он напоминает выпуклую линзу которая идеально ложится на любое запястье, делая часы естественным продолжением руки.
Мастера Dubey & Schaldenbrand довели часовые корпуса до совершенства. Практически не заметные для владельца, они привлекают всеобщее внимание окружающих. К строго классическим престижным часам можно было бы вполне отнести линию Carre Cambre в подушкообразном корпусе. Но если модели Diplomatic и Calendar подходят под это определение, то яркая стильная Caprice с головкой у "9 часов" в модной черно-бело-красной гамме опять же стремится к спорту. Весьма универсальны и совершенные хронографы Gran’Hrono. Вполне определенный дизайнерский характер в стиле unisex имеют лишь яркие стильные моедли линии Coupe. Ну и, конечно же, ни в одной модели Dubey & Schaldenbrand вы не встретите кварцевый механизм – только механика.
Все часы Dubey & Schaldenbrand проходят троекратную проверку. Первое испытание механизмам уготовано еще до помещения в корпус, второе устраивается для готовых часов, а третий этап проверки осуществляется спустя три недели после сборки. Именно из-за стремления к бескомпромиссному качеству компания выпускает в год не более 6000 экземпляров часов. Dubey & Schaldenbrand не ставит своей целью создавать исключительно помпезные роскошные и дорогие часы. Робер сочла необходимым сохранить доступность часов Dubey & Schaldenbrand публике. Апорфеозом этой политики стал выпуск в 2005 году реплики исторического сплит-хронографа под названием Dubey & Schaldenbrand Spiral Rattrapante, который волевым решением Робер продавался всего лишь за 6800 евро.
Впрочем, как утверждает ревностная хранительница традиций, правнучка Антуана Лекультра, доступные разумные цены – это одна из главных швейцарских традиций и самый настоящий Swiss Made. Основная масса часов Dubey & Schaldenbrand находится в ценовом диапазоне, который по нынешним швейцарским меркам можно назвать средним – от 3000 до 8000 евро. По желанию клиента, компания выпускает на заказ модели в золотых корпусах на золотых браслетах с алмазной инкрустаций, которые стоят 30 000 евро, но это исключение делается только для старых добрых друзей компании.
В беседах с нами руководители многих швейцарских компаний высказывали мнение, что столь демократичные цены, которые Робер устанавливает на большую часть своих часов, подрывает рынок. Но вот желающих повторить эти слова самой правнучке Лекультра пока не находится.
Досье ЧБ
Год основания - 1946
Страна произвдства -Швейцария
Ценовой диапазон - 3000 - 8000 евро
Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес " №1-2007
Автор: При перепечатке активная ссылка на источник обязательна
При перепечатке активная ссылка обязательна