В нынешнем году вступила в действие новая редакция закона «О защите прав потребителей». Некоторые изменения и дополнения, появившиеся в документе, носят существенный характер. И продавцам, специали-зирующимся на розничной реализации часов, следует знать и учитывать нововведения на практике.
Еще понятие
Скажем сразу, что изменения, внесенные более чем в половину статей, суть документа не меняют и направлены на устранение неоднозначных формулировок его положений, приводивших к неправильному их применению на практике.
Кроме того, формулировки многих статей изменены в связи с тем, что в новой редакции закона «О защите прав потребителей» (далее — Закон) установлена ответственность организаций и индивидуальных предпринимателей-импортеров за ненадлежащее качество импортных товаров. С этой целью в документ включены понятия «уполномоченная организация», «уполномоченный индивидуальный предприниматель» и «импортер».
Необходимость установления ответственности импортера вызвана тем, что уполномоченные иностранным изготовителем организации, ответственные перед потребителем за ненадлежащее качество товара, на территории Российской Федерации, как правило, отсутствуют. В связи с чем потребитель был лишен возможности реализовать права, предоставленные законодательством о защите прав потребителей, в отношении иностранного изготовителя. Отныне этот законодательный пробел устранен. И отныне потребитель получил возможность предъявлять к импортеру такие же требования, какие он вправе предъявлять к изготовителю.
О гарантиях
Новацией Закона является право продавца устанавливать дополнительные обязательства в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении установленного изготовителем гарантийного срока. В связи с этим в статье 5, в которой описываются гарантийные обязательства, введено понятие «дополнительное обязательство».
Как и прежде, за продавцом сохранено право установления на товар гарантийного срока, если это не было сделано изготовителем. Однако если гарантийный срок все-таки был установлен, то на такие случаи у продавца появилось право принимать на себя дополнительные обязательства в отношении некачественных товаров. Для этого в гарантийном талоне следует оговорить содержание дополнительного обязательства, срок его действия и порядок выполнения.
Допустим, изготовитель установил на часы гарантийный срок 1 год. В этом случае продавец в гарантийном талоне указывает, что обязуется по его окончании еще в течение 6 месяцев безвозмездно устранять неисправности, возникшие в них по причинам производственного характера.
Если же гарантийный срок установлен не был, то продавец может установить его по своему усмотрению — допустим, на 3 месяца. И опять же принять на себя дополнительное обязательство, аналогичное описанному выше.
Информационное поле
Состав информации о товаре, который должен быть предоставлен потребителю в обязательном порядке, перечислен в п.2 ст. 12 Закона. Продавцам, реализующим потребителям часы, необходимо учесть четыре изменения, предусмотренные новой редакцией.
Первое обязывает продавца указать в технической документации (т.е. в паспорте на часы) наименование технического регламента или иного документа, подтверждающего соответствие товара. Эта новация является следствием принятия закона «О техническом регулировании», который вступил в силу в 2003 году. Однако технический регламент не принят до сих пор.
Поэтому в настоящее время в технической документации обязательно указывать только ГОСТы — в части их требований по безопасности для потребителей, а именно:
для механических часов — в части п. 4.29 ГОСТ 10733-98,
для электронно-механических кварцевых часов — в части п. 4.35 ГОСТ 26272-98,
для электронных часов — в части п. 4.29 ГОСТ 23350-98.
Деньги и место
Второе изменение, относящееся к информации о товаре, однозначно обязывает продавца указывать цену в национальной валюте — то есть в рублях. Следует заметить, что новая редакция, как и старая, не запрещает указывать цену на товар в какой-либо иностранной валюте. Однако неуказание цены в рублях отныне будет расцениваться как нарушение прав потребителя.
То есть продавец не может указать цену на часы, допустим, только в долларах, евро или же в у.е. Теперь цена должна быть обозначена либо только в рублях, либо одновременно с ценой в иностранной валюте. В соответствии с третьим изменением от продавца не требуется указывать сведения о месте нахождения организации, осуществляющей ремонт и техническое обслуживание товара. Другое дело, что продавцу предоставлять такую информацию покупателю выгодно самому. Тем более если с сервисными центрами и часовыми мастерскими сотрудничество уже налажено. Согласно четвертому изменению теперь наряду с информацией о месте нахождения и наименования изготовителя (продавца) необходимо указывать также и наименование импортера.
Судиться всегда...
Старая редакция Закона предоставляла суду право на взыскание штрафа с продавца, нарушившего права потребителя, — в пользу федерального бюджета. Размер штрафа был равен цене иска за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя.
Следует заметить, что правом пополнить государственную казну суды пользовались не всегда. Да и максимальная сумма штрафа назначалась лишь в случаях совсем уже злостного нарушения прав потребителей.
Новая редакция Закона таких лазеек не оставляет и предписывает суду в обязательном порядке взыскивать с нарушителей «штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя».
Теперь в исковое требование необязательно включать пункт о взыскании с продавца штрафа, поскольку отныне суд взыскать штраф не вправе, а обязан. Более того, теперь в Законе закреплено, что половина суммы взысканного штрафа перечисляется общественному объединению потребителей (ассоциации, союзу) или органу местного самоуправления, если они выступили с заявлением (в суд) в защиту прав потребителя.
А это значит, что многочисленные организации — защитники прав потребителей получили законодательно закрепленный материальный стимул для активизации своей правозащитной деятельности.
Судиться везде...
Прежней редакцией Закона было предусмотрено, что иск в защиту прав потребителя мог быть предъявлен в суд по месту жительства истца, или по месту нахождения ответчика, или по месту причинения вреда. Новой редакцией п. 2 ст. 17 Закона подсудность данной категории споров уточнена и расширена. Отныне потребитель вправе обратиться в суд за защитой нарушенного права еще и по месту своего пребывания. Специально оговорено, что если ответчиком является индивидуальный предприниматель, то иск может быть предъявлен по месту жительства ответчика (т.е. его регистрации как физического лица).
Особо оговорено, что если иск касается деятельности не самой организации, а ее филиала или представительства, то он может быть предъявлен в суд по месту их нахождения. Таким образом, потребители получили больше прав на выбор суда, в который, на их взгляд, выгоднее или удобнее обратиться с иском к предпринимателю.
Несбывшиеся надежды
В прежней редакции Закона содержалось положение, понять которое было непросто даже юристу. Так, в соответствии с последним абзацем п. 1 ст. 18 Закона в отношении технически сложных и дорогостоящих товаров требования потребителя, «указанные в абзацах четвертом и пятом настоящего пункта», подлежали удовлетворению в случае обнаружения существенных недостатков товаров. Там же было предусмотрено, что Перечень технически сложных товаров утверждается Правительством РФ.
Возникали вопросы
Во-первых, российские законы еще нужно уметь читать. Под требованиями потребителя, указанными в абзацах четвертом и пятом пункта 1 ст. 18 Закона, многие неправильно понимали требование о замене на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены и требование о расторжении договора купли-продажи соответственно.
Однако на самом деле данным правилом ограничивались права потребителя лишь при предъявлении требований о замене товара ненадлежащего качества на товар аналогичной марки (абзац четвертый) и на такой же товар другой марки (абзац пятый) с соответствующим перерасчетом покупной цены. При этом требование о расторжении договора купли-продажи потребитель был вправе предъявить при наличии в товаре даже несущественного недостатка, что было крайне невыгодно продавцу.
К чести разработчиков изменений следует заметить, что в новой редакции Закона предполагалось восстановить баланс интересов предпринимателей и потребителей, т.е. распространить существовавшее ограничение прав потребителей в отношении товара ненадлежащего качества и на требование о расторжении договора купли-продажи. Увы, надеждам предпринимателей не суждено было сбыться.
В новой редакции Закона лишь устранена вышеупомянутая витиеватость формулировки, а у потребителя по-прежнему осталось право требовать расторжения договора купли-продажи даже при наличии незначительной неисправности проданного товара.
Во-вторых, в новой редакции Закона по-прежнему не определено содержание понятия «дорогостоящий товар».
В-третьих, Перечень технически сложных товаров в целях применения ограничений прав потребителей был утвержден постановлением Правительства РФ от 13 мая 1997 г. № 575. Перечень краткий и упоминает лишь некоторые «тяжелые» товары, например, холодильники и морозильники, стиральные машины автоматические и т.д. Часов в Перечне нет и в помине. Однако не упомянуты в нем и телевизоры, музыкальные центры, посудомоечные машины и многие другие технически сложные товары, используемые в быту потребителями. Очевидно, что Перечень уже давно требует уточнения.
Таким образом, в условиях действия новой редакции Закона продавцу по-прежнему не следует спешить отказывать потребителю, предъявившему требование о замене неисправных часов с несущественным недостатком, ссылаясь на то, что в соответствии с п. 47 Правил продажи отдельных видов товаров (пост. Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55) часы являются технически сложным товаром.
Согласитесь, вряд ли разумно подвигать потребителя к перемене своего решения и предъявлению более болезненного для продавца требования о расторжении договора купли-продажи.
Махнем не глядя
Регламентирующая правила замены неисправного товара ст. 21 Закона переписана полностью. Суть ее практически не изменилась, но появилось и новшество.
В новой редакции Закона предусмотрено, что обязанность предоставления потребителю во временное пользование на период замены аналогичного товара длительного пользования возникает у продавца лишь в случае, если для замены неисправного товара требуется более семи дней. Ранее такого условия Законом не предусматривалось. При этом предоставить подмену продавец обязан, как и прежде, лишь в случае, если такое требование заявлено потребителем. Подверглись уточнениям и правила замены товара надлежащего качества. ЧБ по-прежнему отстаивает позицию о том, что действие ст. 25 Закона на такой технически сложный товар бытового назначения, как часы, не распространяется.
Тем не менее мы уважаем позицию продавцов, готовых идти на уступки потребителям и обменивать (либо принимать) часы надлежащего качества, если они не подошли по одному из указанных в Законе оснований. В измененной редакции Закона по-прежнему сохранены 6 оснований обмена (возврата) товара: не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Остался прежним и 14-дневный срок реализации этого права потребителем.
При этом ранее в число условий, которые был обязан соблюсти потребитель, входило предъявление товарного или кассового чека, выданного потребителю вместе с проданным товаром. В новую редакцию п. 1 ст. 25 Закона включено дополнение о том, что отсутствие у потребителя товарного или кассового чека либо иного документа, подтверждающего оплату, не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.
Как и прежде, право на возврат товара возникает только в том случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу. Однако ранее не был установлен срок возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. В новой редакции Закона такой срок установлен — 3 дня.
Любовь на расстоянии
Совершенно новой в Законе является статья 26.1 «Дистанционный способ продажи товара». В ней, наконец-то, регламентированы правила продажи товаров по каталогу, через Интернет, по телевидению и радио. То есть в тех случаях, когда у покупателя нет возможности непосредственно ознакомиться с будущей покупкой — ни с собственно с товаром, ни даже с образцом — и он вынужден довольствоваться описанием и фотографиями.
Насколько хорошим окажется измененный Закон, покажет время и практика его применения. Но уже сегодня очевидно, что внесенные изменения повлекут за собой внесение изменений и в подзаконные акты, в частности — в Правила продажи отдельных видов товаров. О будущих изменениях мы обязательно проинформируем наших читателей.
Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес" № 1-2005
Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна
Теги: законодательство