<p><span style="color: #808080"><span style="font-family: Verdana">Гонконг в Швейцарии</span></span></p> Название Chung Nam, красующееся на одном из самых внушительных стендов главного павильона Гонконгской часовой выставки, незнакомо российским покупателям. Однако это совершенно не мешает им пользоваться ее продукцией. Ведь Chung Nam принадлежат марки часов Roamer и CAT, фабрика механизмов ISA, производство компонентов для компьютеров и мобильных телефонов, Рассказать журналу "Часовой бизнес" о компании согласился ее глава Боб Чонг.
Название Chung Nam, красующееся на одном из самых внушительных стендов главного павильона Гонконгской часовой выставки, незнакомо российским покупателям. Однако это совершенно не мешает им пользоваться ее продукцией. Ведь Chung Nam принадлежат марки часов Roamer и CAT, фабрика механизмов ISA, производство компонентов для компьютеров и мобильных телефонов, Рассказать журналу "Часовой бизнес" о компании согласился ее глава Боб Чонг.
- Господин Чонг, наверное, первый вопрос не будет оригинальным: не могли бы вы немного рассказать об основании компании и ее истории.
- Компания была основана в 1945 году моим отцом. Мы начали с того, что открыли в Гонконге торговый офис, занимавшийся импортом швейцарских часов. А в середине 50-х мы сменили направление и запустили сборочное производство - заказывали механизмы из Европы, а готовые часы выпускали уже в Гонконге. Примечательно, что в 60-е годы мы производили довольно много часов, в которых работали механизмы из России, они были хорошего качества, а стоили дешевле швейцарских. А в 70-е годы наша компания стала выпускать в Китае кварцевые часы с технологией LCD и LED - если вы знаете, в те годы такие часы были престижнее и дороже "механики", их выпускали такие титаны электронных технологий, как, например, Hewlett Packard. Кстати, часы HP стоили более ста долларов, а наши несколько дешевле - примерно $40-50. Тогда на фоне ослабления швейцарской индустрии мы воспользовались ситуацией и приобрели фабрику по производству механизмов ISA. Таким образом, начиная с 70-х годов мы владеем полным циклом производства часов, как кварцевых, так и механических. С этого времени мы начали работать, в основном, в качестве поставщика механизмов и корпусов для европейских и японских компаний. А чуть позже стали заниматься и OEM-проектами. Вскоре после приобретения фабрики в Швейцарии мы открыли ее филиал в Гонконге. А в начале 80-х мы перевели все производство в Китай и постоянно его расширяли.
- Часовое направление является основным для Chung Nam?
- Главное, но далеко не единственное. Как я уже говорил, с 70-х годов компания стала заниматься электронными технологиями, и мы развиваем это направление. Сегодня мы являемся одним из крупнейших на азиатском рынке поставщиков частей для мобильных телефонов, компьютеров и оргтехники. Но в этой отрасли мы изготавливаем только комплектующие, а часы мы можем производить от начала и до конца.
- Вы могли бы рассказать о структуре компании: сколько человек в ней работает, в каких странах существуют представительства, описать систему дистрибуции?
- Центральный офис расположен в Гонконге. В Китае только в часовом производстве занято порядка 6000 служащих: на производстве механизмов, корпусов и на сборке. И существует европейское подразделение, где работает около 500 человек, в основном в Швейцарии и во Франции. У нас нет системы прямой дистрибуции для нашей продукции: по всему миру организовано порядка 40 агентств, которые занимаются организацией сбыта. Исключение составляет европейский офис, расположенный в Германии: он работает с европейскими дистрибьюторами, в частности и с российскими.
- Говоря о своем европейском подразделении, вы имели в виду не только фабрику ISA, но и марку Roamer? He могли бы вы подробнее рассказать об отношениях между Roamer и Chung Nam: кто, например, определяет политику, ас сортимент и маркетинговую стратегию швейцарской компании? Насколько она независима в своем развитии?
- Отвечая на предыдущий вопрос, я не включил в число служащих в Chung Nam людей, работающих на Roamer. Эта компания является абсолютно независимой, мы в данном случае выступаем просто как инвесторы. Офис и производство Roamer находится в Солотурне, компанией управляют европейские менеджеры, которые принимают все решения совершенно независимо. И фабрика ISA продает Roamer механизмы точно так же, как и другим маркам.
- Для CAT и Bruno Banani вы тоже выступаете просто в роли инвестора?
- Нет. В данном случае мы просто владеем лицензией на производство часов под марками CAT, Bruno Banani и Betty Barclay. Поэтому продукцию этих трех марок вы можете видеть на нашем стенде на выставке, а Roamer - нет, поскольку она стопроцентно европейская марка.
- На какие рынки вы ориентируетесь в первую очередь?
- Естественно, наиболее перспективным для нас, как и для всех, сегодня является рынок материкового Китая. У Roamer и Bruno Banani там сейчас очень неплохие позиции. Второй по значимости для нас рынок - это Скандинавия. Из всех наших марок особым спросом там сейчас пользуется опять же Bruno Banani. CAT хорошо продается в Западной Европе и США, a Betty Barclay, поскольку это немецкий фэшн-брэнд, продается, в основном, на германском рынке.
- Во многих странах мира отношение людей к продукции, произведенной в Китае и Гонконге, скажем так, несколько неуважительное. Обычно китайские инвесторы чуть ли не скрывают свое участие в европейских марках, и совсем трудно представить себе престижные часы, на которых красовалась бы маркировка Made in China или Made in Hong Kong. Как вы думаете, может ли ситуация измениться?
- Вы знаете, понятие "престиж" очень условное. Некоторые престижные часы производятся в Китае, все об этом знают, но предпочитают молчать. И, тем не менее, их покупают! Заметьте, отношение к товарам из Китая и Гонконга за последние годы сильно изменилось, люди, может быть, еще сомневаются в их престиже, но не в качестве. Я бы не стал особенно беспокоиться о такой категории, как "престиж", ни одна из наших лицензионных марок ничем не хуже тех, что производят европейские и американские фирмы.
- Главная претензия, которую европейские производители высказывают к часам гонконгских компаний - копирование дизайна. Именно отсутствие оригинальности и снижает уровень престижа вашей продукции, вам так не кажется?
- В плагиате обвиняют не только азиатских производителей. Не забывайте, это массовый сегмент, тут любая удачная идея мгновенно тиражируется и превращается в тенденцию. Этот рыночный механизм работает уже сотни лет, он основан на том, что люди должны получать то, что они хотят. Если все хотят браслеты из керамики - соответственно возрастает и число фирм, которые их выпускают. Заимствовать хороший тренд это не то же самое, что сделать точную копию. Обычно на одну оригинальную марку, такую, как скажем, CAT, приходится около десяти трендовых. И это совершенно нормально.
- А почему компания Chung Nam практически не интересуется российским рынком?
- Наши марки Roamer и Bruno Banani представлены в России.
- Да, через ваш европейский офис, который, похоже, не слишком заинтересован в восточном направлении. Однако вы в Гонконге часто встречаете российских часовщиков и, я думаю, должны представлять возможности нашего рынка. Ведь помимо этих марок у вас есть другие проекты, которые могли бы принести прибыль в России.
- Вы так думаете? Честно говоря, с 60-х годов Chung Nam не имел больше опыта сотрудничества с вашей страной, я, например, ее совсем не знаю. Скажем, действительно Chung Nam имеет очень сильные позиции в OEM-бизнесе, и, возможно, именно эта сторона нашей деятельности могла бы заинтересовать российских партнеров. Но поскольку мы не имеем ни опыта работы, ни контактов в вашей стране, мы просто не знаем, с чего начать. Возможно, благодаря вашему журналу, у нас появятся связи на российском рынке.
Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес" №5-2005
Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна
Теги: 5-2005