15 дней

не так все страшно Мы продолжаем публиковать ответы юриста Михаила Степкина на вопросы наших читателей

Мы продолжаем публиковать ответы юриста Михаила Степкина на вопросы наших читателей.

Вопрос 1. В конце прошлого года в Закон были внесены изменения "про 15 дней". Как в связи с этим должен действовать продавец, если покупатель требует вернуть деньги за некачественный товар?

Разберемся сначала с новой редакцией ст. 18 Закона. С 12 декабря 2007 года права потребителей в отношении технически сложного товара, так называемого ТСТ, зависят от срока приобретения. Отныне в случае выявления в течение 15 дней с момента покупки ЛЮБОГО недостатка потребитель вправе требовать или замены товара, или расторжения договора купли-продажи, то есть возврата денег. А вот если 15 дней уже истекли, претензии покупатель может предъявить, ТОЛЬКО если недостаток оказался СУЩЕСТВЕННЫМ.

Вспомним, а что было в старой редакции? Раньше потребитель, обнаруживший недостатки в товаре, мог потребовать лишь его замены и только в случае, если недостаток этот оказался существенным. А вот для отказа от договора купли-продажи достаточно было наличия любого, в том числе и незначительного недостатка. Причем покупатель мог предъявить претензии вне зависимости от того, когда он товар приобрел. Таким образом, в случае возникновения неисправности, допустим, часов, было выгоднее сразу требовать возврата денег. Продавец был обязан вернуть покупателю уплаченную за товар сумму, даже если цена на него значительно снизилась, а в случае повышения – вернуть новую стоимость товара!

Многие люди активно пользовались этим законодательным перекосом. Появилась даже целая социальная прослойка – так называемые "потребители-террористы", наживающиеся за счет продавца.

Однако есть один нюанс. Ни прежняя, ни новая редакция Закона не содержат норм, по которым продавец обязан удовлетворить ЛЮБУЮ претензию потребителя лишь на том основании, что она предъявлена. Ведь никто не отменял положения остальных пунктов ст. 18, раскрывающих процедуру рассмотрения претензии. В том числе остался в силе и п. 6 этой статьи, который предусматривает:
В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.
То есть если проверкой или, при необходимости, экспертизой, проведение которых предусмотрено п. 5 статьи, будет установлено одно из перечисленных событий – продавец вправе отказать потребителю в удовлетворении его требований на вполне законном основании.
Можно смоделировать два типовых варианта поведения продавца в ситуации, когда покупатель требует вернуть деньги за товар.

Вариант 1: с момента покупки еще не прошло 15 дней.
Продавец принимает товар и проводит проверку его качества. Если у него действительно выявляются недостатки, и при этом ни одного из предусмотренных п. 6 ст. 18 Закона условий не выявлено – продавец удовлетворяет претензию. В противном случае составляет акт о проверке товара, в котором фиксирует основание, освобождающее его от ответственности за ненадлежащее качество, и отказывает потребителю в удовлетворении его претензии.

Вариант 2: с момента покупки истекло 15 дней.
Продавец принимает товар и проводит проверку его качества. Товар оказывается действительно с недостатком, но несущественным, оснований для освобождения от ответственности нет. В этом случае продавец незамедлительно проводит ремонт товара, даже если покупатель такового не требовал! После ремонта продавец может отказать в возврате денег со следующей формулировкой (привожу ее полностью):
В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона РФ "О защите прав потребителей" в отношении ТСТ потребитель, в случае обнаружения в нем недостатков, вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы в случае обнаружение существенного недостатка товара.
Законом установлено, что существенным недостатком товара является неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.
Поскольку недостаток товара, на который Вы ссылались в претензии и наличие которого было подтверждено в ходе проверки, был устранен без несоразмерных расходов или затрат времени – существенным он не является. Таким образом, заявленное Вами требование о расторжении договора купли-продажи ...наименование товара... является необоснованным и удовлетворению не подлежит.

Реакция покупателя может быть категоричной, он подает в суд на основании того, что требовал от продавца не ремонта товара, а расторжения договора купли-продажи. Что может сказать в свою защиту продавец? Он опять-таки ссылается на определение "существенный недостаток" и приводит следующий довод: проведение ремонта было необходимо для подтверждения вывода проверки о том, что заявленный недостаток является несущественным. Задача суда в этом случае – установить юридический факт: каким точно недостатком (существенным или несущественным) обладал товар. Не исключено, что для этого потребуется заключение эксперта.

Таким образом, изменения Закона по поводу 15 дней оказались не столь уж тяжелыми для продавцов. Главное, научиться использовать их в своих интересах.

Вопрос 2 . Что делать продавцу, чтобы избежать столкновения с "покупателем-террористом", которые злоупотребляют отсутствием паспорта на часы или неполнотой указанных в нем сведений?
Главное "оружие" продавца – соблюдение требований ст. 10 Закона. В п. 2 этой статьи перечислен объем сведений, который продавец обязан предоставить покупателю вместе с товаром. Информация доводится до сведения потребителя в технической документации, прилагаемой к товару, на этикетках, маркировке и т.д.

Что касается часов, то по ГОСТу они должны быть укомплектованы паспортом. Сложность заключается в том, что иностранным изготовителям и поставщикам российское потребительское законодательство не указ. Поэтому для российского потребителя-террориста часы и других технически сложные товары иностранного производства, поступившие в розничную торговлю, могут стать источником наживы.
Допустим, искушенный потребитель обнаружит неполноту сведений о товаре, тогда продавец рискует очутиться в суде в качестве ответчика. Если же это обстоятельство выявит контролирующий орган, например, Роспотребнадзор, во время плановой проверки, продавцу грозит административное наказание по ст. 14.8 КоАП РФ, согласно которой:
Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет наложение административного штрафа на должностных лиц (т.е. ПБОЮЛ) в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Так что для продавца выход один: если часы не укомплектованы паспортом – сделать его самому.
Ещё одно средство защиты – передача потребителю вместе с часами гарантийного талона.

Возникает вопрос: не противоречит ли это закону? Не только не противоречит, но и даже предусмотрено. Как известно, п. 1 ст. 20 постановляет, что если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, то эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) незамедлительно. То есть продавец заинтересован еще при продаже товара обговорить с потребителем срок устранения возможного недостатка. И составление подобного письменного документа вполне соответствует Закону.

В гарантийном талоне целесообразно также оговорить условия эксплуатации, хранения и транспортировки товара. Если они будут нарушены, то при возникновении недостатка, потребителю может быть отказано в удовлетворении его претензии.

А что делать продавцу, если покупатель, получивший гарантийный талон и расписавшийся в нем, заявляет, что никаких талонов при продаже ему не передавали? Для предотвращения возникновения такой ситуации возможно применить только один способ: предлагать потребителям расписываться дважды: один раз на самом талоне, который отдается покупателю вместе с часами, а также на отрывном корешке, который остается у продавца и не требует много места для хранения, однако может облегчить решение многих проблем.

Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес" № 3-2008

Автор: При перепечатке активная ссылка на источник обязательна
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: законодательство